Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:36, курсовая работа
Актуальность курсовой работы состоит в том, что повседневная действительность настоятельно требует поиска новых подходов к вопросам регулирования борьбы с коррупцией в обществе. В результате процессов демократизации и интеграции рыночной экономики, коррупция становится главнейшим пунктом повестки дня сегодняшних реалий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ 5
1.1. Коррупция как социальное явление 5
1.2. Состояние коррупции в органах российской власти 13
1.3. Меры противодействия коррупции в Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ 29
2.1. Анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области 29
2.2. Выводы и рекомендации по исследованию «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ГЛОССАРИЙ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Рис. 6. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Каковы причины коррупции?», в %
По какой причине люди чаще всего платят или делают подарки чиновнику за решение своих проблем? Подавляющее большинство респондентов ответили, что чиновники создают ситуацию, где человек вынужден дать взятку для решения своих проблем. На втором месте мнение о том, что стороны заранее согласны на решение вопросы при помощи вознаграждения. Это явно противоречит утверждение, что только 4% респондентов считают коррупцию быстрым решением проблем. Похоже, что к этому способу прибегают большее количество респондентов (см. рис. 7).
Что чувствует человек,
который платит или делает подарки
взамен на решение своего вопроса/проблемы?
Мнения в долевом изложении распредели
Рис. 7. Диаграмма распределения ответов на вопрос «По какой причине люди чаще всего платят или делают подарки чиновнику за решение своих проблем?», в %
58% респондентов (надежда, что проблема будет решена) и 9% (благодарность за услугу) представляют тревожный сигнал о том, что ожидаемая реакция протеста у населения сменяется готовностью вступить в коррупционные отношения для оперативного решения задач/проблем (см. рис. 8).
Рис. 8. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Что чувствует человек, который платит или делает подарки взамен на решение своего вопроса/проблемы?», в %
Рассмотрим источники формирования мнения о коррупции. Несомненна в этом роль информации, которая доступна населению, и каким образом эта информация влияет на уровень доверия к органам власти. Более половины респондентов назвали средства массовой информации в качестве главного источника информации о коррупции. Другими, меньшими по значимости, источниками информации являются: личный опыт и информация от родных и друзей. Никто из респондентов не назвал органы власти в качестве главного источника информации (см. рис. 9).
Рис. 9. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Из каких источников Вы получили информацию?», в %
Данный факт свидетельствует
о большой ответственности
Между тем, право граждан
и юридических лиц на информацию
является одним из основополагающих
конституционных прав. Кроме того
- это один из важнейших критериев,
по которым можно оценить
Вопрос отношения к информации, получаемой из средств массовой информации выявил, что граждане по разному реагируют на информацию, равно, как и по разному стремятся к получению информации.
В ряде случаев, это недоверие - 23%; 36 % респондентов стараются быть в курсе событий - постоянно отслеживать ситуацию, повышать свою осведомленность, 10% проявили безразличие и 29% от случая к случаю читают, слушают или смотрят информацию на тему коррупции (см. рис. 10). 57% респондентов заявили, что не осведомлены о политике, законах и административных органах, которые осуществляют борьбу с коррупцией, 13% никогда не интересовались и 30 % ответили, что обладают информацией.
Рис. 10. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Как вы относитесь к информации, получаемой из средств массовой информации?», в %
Как правило, при всех центральных и местных органах власти и управления действуют отделы информации и пресс-центры, либо есть чиновник, который ответственен за поддержание связи с общественностью. Пропаганда законов, в том числе и направленных на борьбу с коррупцией, является важной составляющей обязанностей госорганов.
В решении, каких вопросов, по Вашему мнению, людям чаще всего приходиться вознаграждать чиновников? Респонденты выбрали следующие вопросы из предложенных вариантов ответов: На первом месте идут вопросы, связанные с жильем и землепользованием. Затем следуют: суды, здравоохранение, правоохранительные органы, вопросы налогов, образования и далее по графику (см. рис. 11). Исследования, проведенные по теме коррупции в стране по секторам, подтверждают коррумпированность сфер образования, налогообложения, здравоохранения и пр.
Рис. 11. Диаграмма распределения ответов на вопрос «В решении, каких вопросов, по Вашему мнению, людям чаще всего приходиться вознаграждать чиновников?», в %
Понимание последствий коррупции и наносимого ею ущерба очень важно при выборе мер противодействия. 39 % респондентов понимают, что коррупция является серьезной проблемой общества, 41 % рассматривают её как угрозу социально-экономическому развитию страны. 4 % полагают, что коррупция – это не проблема и 9% затруднились ответить на этот вопрос (см. рис. 12).
Рис. 12. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Является ли коррупция серьезной проблемой общества?», в %
В беседах с интервьюерами, большая часть респондентов называли бедность последствием коррупции. Бюджет семьи зачастую не покрывает всех расходов на питание, одежду, медицину и образование.
Выделение средств на подношение ограничивает и без того скудный бюджет городского жителя. Респонденты высказывали мнение, что многие талантливые молодые люди, не имея возможности заплатить за свое обучение, не могут пополнить интеллектуальный потенциал страны. Суммы, которые идут на удовлетворение общественных потребностей «растворяются или значительно сокращаются» при прохождения процедур. Правосудие, по мнению респондентов «работает на тех, у кого есть деньги». В беседах чиновники выразили понимание, что для финансирования правоохранительных органов, борющихся с коррупцией, выделяются, значительны бюджетные средства, которые могли бы быть вложены в социально-экономические программы.
Однако, есть мнение и среди более молодых респондентов, которые рассматривают коррупцию, как возможность для получения дополнительного дохода. В этом случае, практически полностью отсутствуют понимания структуры государственных органов, их основных задач. Получения полномочий распоряжаться, принимать/не принимать решения становятся инструментов получения личного дохода.
Рассмотрим предпосылки для антикоррупционных программ.
69% респондентов полагаю, что простые граждане не могут противостоять всевластию чиновников, 17 % ответили - «да» и 14 % затруднились ответить на вопрос.
По мнению респондентов, борьба с коррупцией – это обязанность Правительства, далее идут правоохранительные органы, специальные органы по борьбе с коррупцией и на 4–м месте стоят рядовые граждане, суды, НПО и правозащитные организации, СМИ – интернет, телевидение, газеты, радио (см. рис. 13).
Рис. 13. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Кто, по вашему мнению, должен активно участвовать в антикоррупционной политике?», в %
Сопоставляя данные об источниках информации (преобладающий процент СМИ) и мнение о том, кто должен бороться с коррупцией (СМИ на предпоследних местах), можно сделать вывод, что респонденты понимают эту борьбу как репрессивную функцию правоохранительных органов, умаляя при этом значение профилактики коррупции.
Что Вы думаете о существующей практике борьбе с коррупцией? 80% людей отметили, что противодействии коррупции оказывается, причем эффективно, 56% убеждены, что чиновники, занимающие высокие посты, находятся вне ответственности, 44% не смогли оценить ситуацию, и 46% назвали свою варианты ситуаций (всех данное положение устраивает, коррупция неискоренима, как неискоренима жадность, создается, только видимость борьбы и пр.) (см. рис. 14).
Мнения по поводу методов
искоренения коррупции
Рис. 14. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Что Вы думаете о существующей практике борьбе с коррупцией?», в %
Правовая грамотность населения и решительная воля государственной власти - эти мнения набрали равное и преобладающее число сторонников, на третьем месте - ужесточение наказания за коррупционные преступления, затем следуют защита и поощрение граждан, готовых бороться с коррупцией, общественный мониторинг государственных программ развития и повышение заработной платы чиновников (см. рис. 15).
Наше исследование не
выявляет взаимосвязь между уровнем
оплаты труда государственных
Защита и поощрения граждан, которые готовы противостоять коррупции, со стороны государства было отмечено, как средство борьбы с коррупцией. При условии сохранения анонимности респонденты готовы официально заявлять в органы власти о фактах коррупции.
Следующим по значимости идет: постоянные отчеты чиновников о своей деятельности (программной и финансовой) перед населением посредством телевидения и СМИ, а также на непосредственных встречах. Отрадно, что респонденты понимают значимость вовлечение гражданского общества в мониторинг выполнения государственных программ.
Рис. 15. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Какие меры, по мнению респондентов, нужно предпринимать для искоренения или снижения уровня коррупции?», в %
Насколько респонденты готовы сами непосредственно бороться с проявлениями коррупции? 36% решительно готовы противостоять этому явлению, 28% ответили отказом, 22% респондентов еще не определились в своей позиции по отношению к этому явлению и 14 % на вопрос не ответили на вопрос.
Итак, это был заключительный этап исследования «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области», выводы и рекомендации будут предложены ниже.
2.2. Выводы и рекомендации по исследованию «Проблемы антикорупционной политики на территории Тюменской области»
Полученные результаты данного исследования «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области» могут служить основой для последующего обсуждения всеми, кто заинтересован в разработке и реализации антикоррупционных программ, в части предупреждения коррупции, и лучшем применении законов.
Остановимся на некоторых общих выводах по результатам проведенного исследования. Законодательство, определяющее коррупционную политику, представляет собой систему нормативных правовых актов разного уровня и разных сфер применения. Дать однозначный ответ на вопрос – насколько соответствует это законодательство реалиям сегодняшнего дня, и позволяет ли оно в полном объеме реализовать закрепленные положения сложно, основываясь на результатах одного исследования. Одна из целей данного исследования, - это обратить внимание гражданского общества на эту нишу, которая призвана стать элементом программ по прозрачности и подотчетности и «хорошего управления».
Законодательство РФ последовательно приведено в соответствии с международными стандартами борьбы с коррупцией. Однако на практике, понимание коррупции населением весьма смутное24.
Респонденты понимают под коррупцией действия, связанные с денежными операциями с участием представителей органов власти.
Протекция, местничество, подношения, подарки, превышение полномочий, нецелевое использование общественной собственности не рассматриваются как коррупционные. Мелкое взяточничество и подношения воспринимается большинством населения как естественная норма поведения. Молодые люди более терпимы к явлениям коррупции.
Рекомендации:
- Ввести в школьную программу освещение вопросов коррупции и её негативных последствий.
- Улучшить информированность населения по проблеме коррупции в целом.
- Улучшить информированность населения о социальном и экономическом ущербе таких проявлений коррупции как кумовство, протекционизм, злоупотребление общественной собственностью и другими формами коррупционных действий.
Такие принципы, как широкое участие гражданского общества, формирование антикоррупционного сознания, учет общественного мнения государственными органами по противодействию коррупции и другие провозглашены в нормативных правовых актах, однако без специальных механизмов, диалога власти с гражданским обществом и общественных инициатив, все инициативы останется бездейственными и нереализованными.
Рекомендации:
- Разработать комплексную антикоррупционную программу, которая бы включала участие различных учреждений государственной власти, гражданского общества, сектора предпринимательства и СМИ на территории Тюменской области.