Корупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что повседневная действительность настоятельно требует поиска новых подходов к вопросам регулирования борьбы с коррупцией в обществе. В результате процессов демократизации и интеграции рыночной экономики, коррупция становится главнейшим пунктом повестки дня сегодняшних реалий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ 5
1.1. Коррупция как социальное явление 5
1.2. Состояние коррупции в органах российской власти 13
1.3. Меры противодействия коррупции в Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ 29
2.1. Анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области 29
2.2. Выводы и рекомендации по исследованию «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ГЛОССАРИЙ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

Коррупция – сложный  социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности. Социальный феномен продажности (от коррупции должностных лиц  до брачных аферистов и проституции  – в сфере политики, науки, искусства, журналистики или же – сексуальных отношений) возможен в обществе развитых товарно-денежных отношений, когда “способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто третье, вещное, на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено на все без разбора, т.е. развитие меновых стоимостей (и денежных отношений) - тождественно всеобщей продажности, коррупции”6. Денежная (товарно-денежная) сущность проституции как продажности обосновывалась Г. Зиммелем. Он отмечал, что природа проституции и природа денег аналогичны, что в условиях товарно-денежных, вещных, отчужденных отношений проституция становится символом межчеловеческих отношений. Деньги губят природу вещей одним своим прикосновением.

Тот или иной вид продажности, осознаваемый как проблема, представляет собой социальную конструкцию: общество определяет, что именно, где, когда, при каких условиях и с какими последствиями рассматривается как коррупция, проституция и др. Процесс социального конструирования коррупции включает:

• наличие множества  фактов продажности (взяточничества) различных государственных служащих и должностных лиц;

• осознание этих фактов как социальной проблемы;

• криминализацию некоторых  форм коррупционной деятельности;

• реакцию политиков, правоохранительных органов, юристов, средств массовой информации, населения на коррупцию и т.п.

В современном обществе, включая российское, коррупция –  социальный институт, элемент системы  управления, тесно взаимосвязанный  с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими7. Социальный институт характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных практик, поддерживаемых с помощью социальных норм, имеющих важное значение в структуре общества, наличием множества ролей.

Об институционализации (процессе становления социальных практик регулярными и долговременными) коррупции свидетельствуют:

- выполнение ею ряда  социальных функций – упрощение  административных связей, ускорение  и упрощение принятия управленческих  решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;

- наличие вполне определенных  субъектов коррупционных взаимоотношений  (патрон – клиент), распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);

- наличие определенных  правил игры, норм, известных субъектам  коррупционной деятельности;

- сложившийся сленг  и символика (например, хорошо  известный и всеми понимаемый жест потирания большим пальцем руки указательного и среднего пальцев) коррупционных действий;

- установившаяся и известная заинтересованным лицам такса услуг8.

Институционализация коррупции  в развитых странах Запада рассмотрена  В. Рейсменом еще в 1979 г. (русский перевод 1988 г.), в отечественной литературе этому посвящены, прежде всего, книги В. Радаева и Л. Тимофеева, а также диссертационное исследование И. Кузнецова.

Исследования И. Клямкина, А. Олейника, В. Радаева, Л. Тимофеева, Т. Шанина и др., позволяют утверждать, что коррупция, наряду с теневой экономикой, теневой политикой, теневым правом и т.п., сформировавшимися в России еще в годы советской власти и сохраняющимися по сей день (пусть иногда в измененном обличии), образуют институционализированную теневую реальность, не считаться с которой, значит не понимать реальную социальную действительность, происходящие в обществе процессы, а, следовательно, находиться в плену прекраснодушных и сладкозвучных иллюзий… “Оказалось, что теневая реальность – это не только "вторая экономика" или коррупция, но охватывающая все общество в целом, законченная институциональная система, - вся целиком вне сферы юридического закона”9. И коррупция – лишь элемент этой теневой реальности нашего бытия.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины  коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных  служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям10.

Институциональными причинами  коррупции считаются высокий  уровень закрытости в работе государственных  ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

Социально-культурными  причинами коррупции являются деморализация  общества, недостаточная информированность  и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия  «власть имущих».

В тех странах, где  действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная11.

Выделяют политические, экономические и социальные последствия коррупции. Политические последствия: падает доверие населения к власти, уничтожается политическая конкуренция, уменьшается престиж государства и др. Экономические последствия: неэффективное использование бюджетных средств, повышение цены за счет коррупционных издержек, расширение теневой экономики, снижение эффективности рынка и др. Социальные последствия: уменьшается способность власти решать социальные проблемы, усиливается имущественное неравенство, социальная напряженность, увеличивается неверие в закон как инструмент регулирования жизни государства, растет организованная преступность и др.

Коррупция многогранна  и существуют различные системы ее классификации: по степени организованности, по субъектному составу (кто совершает коррупционные деяния), по объекту воздействия, по территориальному охвату (региональная, национальная, международная) и др.

В зависимости от степени  организованности выделяют два вида коррупции – неорганизованная (повседневная, бытовая, низовая) и сетевая (организованная, системная, институциональная, высшая, крупная). В зависимости от объекта воздействия выделяют гражданскую, деловую и политическую коррупцию. В зависимости от субъекта коррупции выделяют - коррупцию, осуществляемую организованной преступностью, административную, правосудную, полицейскую, таможенную, врачебную, банковскую, налоговую, университетскую, школьную и т.д. 12.

Итак, коррупция в Российской Федерации серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз государственной безопасности.

 

 

 

1.2. Состояние коррупции в органах российской власти

 

Ущерб от коррупции в  органах российской власти за 9 месяцев 2012 года составил 7,9 млрд. рублей13. В это число не попало последнее уголовное дело о хищениях в структурах "Оборонсервиса", где ущерб, по данным следствия, предварительно оценивается в 4 млрд. рублей.

До направления уголовных  дел в суд удалось возместить 1,3 млрд. рублей. Кроме того, наложен арест на имущество на сумму 1,2 млрд. рублей.

В производстве следователей Следственного комитета России находилось 20 697 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности или на 7 тысяч больше, чем в прошлом году. По оконченным делам выявлено и раскрыто 5 085 преступлений коррупционной направленности, ранее не состоявших на учете. Направлено в суд 4 365 уголовных дел, из них 22 уголовных дела – в отношении организованных групп и 4 – в отношении преступных сообществ (преступных организаций), совершивших коррупционные преступления. Количество коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам, совершенных должностными лицами, составило 16 603.

По данным следствия, в 2012 году за совершение преступлений коррупционной направленности привлекались и лица, обладающие особым правовым статусом: депутаты законодательных органов субъектов РФ – 13; депутаты выборных органов местного самоуправления – 210; выборные должностные лица органов местного самоуправления – 261; судьи – 2; члены избирательных комиссий – 19; прокуроры и помощники прокуроров – 19; сотрудники СК – 13; руководители и следователи МВД России – 56; следователи ФСКН России – 7; адвокаты – 39.

За 9 месяцев 2012 года в  следственные органы Следственного  комитета поступило 33 595 сообщений о  коррупционных преступлениях (за такой  же период 2011 года – 26 649) рост на 21 %, в 16 654 случаях приняты решения о возбуждении уголовных дел (56,1%) – (в 2011 году – 10 061, или 42,4%)14. При этом, в Следственном комитете расследуется много уголовных дела в отношении высокопоставленных чиновников.

Ранее Transparency International опубликовала ежегодный рейтинг коррупции, где  Россия заняла 133-е место из 176 и сравнялась с Гондурасом и Ираном.

Рассмотрим наиболее резонансные коррупционные дела с участием чиновников.

Центр изучения региональных проблем провел исследование освещения в периодических печатных СМИ темы коррупции в органах государственной власти в 2011-2012 годах15. Анализ публичного информационного поля показал взрывной рост темы коррупции в материалах СМИ. За 2011 году в публичном информационном поле вышло 16814 статей, где говорилось о коррупции в госорганах. За 11 месяцев 2012 года число таких публикаций удвоилось 32061. Как показало исследование, наибольший резонанс в СМИ получили факты коррупции при реализации госпрограмм, а также на уровне региональных органов власти и в сфере ЖКХ. Согласно анализу публикаций, по объему коррупции уверенно лидирует сфера ЖКХ, где по оценке Росфинмониторинга, ежегодно разворовывается более 40 млрд. рублей, что превышает собственно цифры ущерба государству от самого нашумевшего скандала с коррупцией в сельском хозяйстве. В данном главе рассмотрены коррупционные схемы в самых закрытых сферах – ЖКХ и обороне.

Одной из самых коррупционных сфер оказалась закупка противогололедных материалов (ПГМ) (см. табл. 1). Только по Москве за 2011-2012 годы хищения при закупке ПГМ оцениваются в сумму более 3,5 млрд. рублей при оценке общего прямого и косвенного ущерба по России в размере более 10 млрд. рублей. В столице на закупку ПГМ для зимних сезонов 2011/2012 и 2012/2013 годов было израсходовано около 6 млрд. рублей, из которых к коррупционной сумме можно отнести 3,5-4 млрд. рублей. Такая оценка следует не только из завышенной стоимости ПГМ и искусственно завышенных норм расхода ПГМ (для чего была изменена оправдавшая себя в 2006-2010 годах технология зимней уборки улиц), но и исходя из прежних расходов столицы за закупки ПГМ − в среднем 1,2 млрд. рублей в год.

Таблица

Рейтинг наиболее резонансных коррупционных дел с участием российских чиновников  (с суммами ущерба не меньше 1 млрд. рублей)

Коррупционное дело

Сумма хищений

Чиновники, замешанные в коррупционных делах

Росагролизинг

39 млрд. руб.

Елена Скрынник экс-министр сельского хозяйства России

Олимпиада в Сочи

17 млрд. руб.

С.Гапликов руководители ГК «Олимпстрой»

Саммит АТЭС

6,5 млрд. руб.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов, губернатор Приморья Сергей Дарькин

ГЛОНАСС

6,5 млрд. руб.

Генеральный конструктор системы  ГЛОНАСС Юрий Урличич, глава Роскосмоса Владимир Поповкин

Закупка противогололедных реагентов  в Москве

3,5 млрд. руб.

Глава ДПиООС Антон Кульбачевский, Руководитель ДЖКХиБ Андрей Цыбин, Руководитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО Гивриз Санакоев

Хищения на строительстве и капремонт  объектов тепло- и водоснабженияв Санкт-Петербурге

3 млрд. руб.

Председатель Комитета по энергетике Санкт-Петербурга Олег Тришкин, директор Управления заказчика Константин Мосин

Оборонсервис

2,6 млрд. руб.

Экс-Министр обороны Анатолий Сердюков, глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, руководитель центра правовой поддержки "Эксперт" Екатерина Сметанова, гендиректор "Окружного материального склада МО ВВС и ПВО" Максим Закутайло

Росреестр

1 млрд. руб.

начальник отдела Росреестра по Раменскому району Людмила Папша, бывший замруководителя следственного отдела по Люберецкому району Роман Русланов

Информация о работе Корупция