Корупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что повседневная действительность настоятельно требует поиска новых подходов к вопросам регулирования борьбы с коррупцией в обществе. В результате процессов демократизации и интеграции рыночной экономики, коррупция становится главнейшим пунктом повестки дня сегодняшних реалий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ 5
1.1. Коррупция как социальное явление 5
1.2. Состояние коррупции в органах российской власти 13
1.3. Меры противодействия коррупции в Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ 29
2.1. Анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области 29
2.2. Выводы и рекомендации по исследованию «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ГЛОССАРИЙ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

Курсовая работа  Артеменко И.А. 5 курс ГМУ з/о

 

Исторические  корни и социальная природа коррупции  в органах власти. Современные  инструменты противодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

 

5

1.1. Коррупция как социальное явление

5

1.2. Состояние коррупции  в органах российской власти

13

1.3. Меры противодействия  коррупции в Российской Федерации

19

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ

 

29

2.1. Анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области

 

29

2.2. Выводы и рекомендации  по исследованию «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области»

 

42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

48

ГЛОССАРИЙ

51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

53

ПРИЛОЖЕНИЕ

55


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы состоит в том, что повседневная действительность настоятельно требует поиска новых подходов к вопросам регулирования борьбы с коррупцией в обществе. В результате процессов демократизации и интеграции рыночной экономики, коррупция становится главнейшим пунктом повестки дня сегодняшних реалий.

Как социальное явление  коррупция сегодня характерна для  всех стран планеты, не исключая государства с развитой экономикой и демократическими устоями, и является серьезной проблемой для любого общества. Мнение о том, что коррупция является, чуть ли не частью культуры «развивающихся стран» порождает вполне резонный вопрос: «А является ли частью культуры коррупция в тех странах, которые относятся к развитым?». Все упирается в подходе к явлениям, которые приобретают окрас в зависимости от контекста в стране, в том числе и культурного. Последние исследования показывают, что коррупция вредит экономическому развитию, позволяет наживаться за счет неимущих, подрывает государственные институты и подотчетность.

Принимая во внимание международные показатели коррупции, это уродливое явление мешает России продвигаться в социально-экономическом развитии, ухудшает инвестиционный климат, подрывает доверие граждан и предпринимателей к государственным учреждениям, препятствует нормальному, цивилизованному развитию общества.

Коррупция - злоупотребление общественным положением или ресурсами в целях получения личной выгоды. Это определение не проводит четких границ, но подчеркивает политические, а также моральные и этические аспекты этого понятия, содержание которого отражает практику.

Проблема изучения коррупции  в России в условиях современных  рыночных отношений, построения правового государства, несомненно, является актуальной. Эффективная борьба с такого рода негативными социальными явлениями невозможна без достаточно полного и точного знания их сущности, реальных механизмов их функционирования, конкретных условий возникновения и существования. Тем не менее, в силу сложности как самого явления коррупции, так и его изучения, исследователи только начинают разрабатывать теоретические подходы в этом направлении, опираясь при этом на конкретные формы проявления рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.

Объектом исследования является коррупция, предметом изучения - коррупция в органах государственной  власти.

Цель работы – рассмотреть исторические корни и социальная природа коррупции в органах власти, определить современные инструменты противодействия, для этого целесообразно решить следующие задачи:

- Рассмотреть коррупцию как социальное явление.

- Охарактеризовать состояние коррупции в органах российской власти.

- Изучить меры противодействия коррупции в Российской Федерации.

- Провести анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области.

- Сформировать выводы и дать рекомендации по результатам исследования «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области».

Теоретической и методологической основой исследования послужили  разработки российских и зарубежных ученых по вопросам коррупции в органах  власти, научные публикации по проблемам  противодействия коррупции в  Российской Федерации, аналитические материалы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединенных в пять параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Общий объем работы составляет 57 страниц, в том числе 15 рисунков и   таблицы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

1.1. Коррупция как социальное явление

 

Сегодня модно говорить, что коррупция в России расцвела лишь в последнее время (после  начала перестройки в 90-е годы ХХ века). Попробуем убедиться, что это  не так.

Первое упоминание в законодательстве Руси о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление официальных властных полномочий (по сути о взятке) связано с Двинской уставной грамотой, выданной Василием I в 1397 г. боярам двинским. В те времена прийти без подношения к великому князю считалось нарушением этических норм, т.е. взятка была нормой. Первое законодательное ограничение взяточничества было осуществлено в царствование Ивана III: в Безозерской уставной грамоте впервые были указаны виды правонарушений. Его внук Иван IV (Грозный) первым ввел смертную казнь за «чрезмерность во взятках»1.

В XVII-XVIII веках коррупция стала  характерной чертой власти. Существовала и узаконенная форма взятки чиновникам, которая называлась «почесть». Появившаяся в XVII веке приказная система, система кормлений, разлагала всех, кто с ней соприкасался. Формами коррупции были мздоимство (получение лицом, состоящим на государственной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) в нарушение установленного порядка, и лихоимство (получение тем же лицом преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия).

Петр I ввел «Табель о рангах»  с установленными окладами, что должно было пресечь мздоимство – не помогло, были приняты законы «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство» – не помогло. За вятки был повешен сибирский губернатор Матвей Гагарин (1721), а тремя годами позже за взятки же был казнен его изобличитель обер-фискал Алексей Нестеров. Воровали и брали взятки ближайшие сподвижники царя: светлейший князь Меньшиков, генерал-адмирал граф Апраксин, канцлер граф Головкин. Поистине «золотым» для российских взяточников стал XVIII век. Необходимость давать и брать взятки стала неотъемлемой чертой менталитета большинства населения. Государство старалось регулировать любую мелочь, проникало во все поры общественной социально-экономической сферы, формировало основу для получения взяток. Другой причиной распространения коррупции в России в то время и во все последующие времена стал разрешительный, а не регистрирующий характер подписи чиновников всех рангов на документах физических и юридических лиц. Им дали своего рода публичный ресурс.

При Александре I и Николае I (это  уже XIX век) взятки брали губернаторы, председатели гражданских и уголовных палат, в министерствах и в самом Сенате, органе призванном бороться с взяточничеством.

В царствование Никлая II ситуация только ухудшилась: без взятки стало невозможным  развитие промышленности и др. В определенной мере способствовало расцвету коррупции и фактическое отсутствие у чиновников моральных стимулов для добросовестно выполнения своих обязанностей: не очень большая зарплата, крайне редкие награды и др. Отсутствие моральных стимулов с лихвой компенсировалось возможностью использовать неофициальные материальные стимулы для карьерного роста, о чем свидетельствовали результаты сенатских ревизий 1910-1913 гг.

Широко известно влияние на принятие важных решений проходимца Распутина, немыслимый размах приобрела коррупция  в годы первой мировой войны. К  примеру, балерина Кшесинская и великий князь Алексей Михайлович за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы.

Неспособность госчиновников управлять  страной стала одной из причин революции 1917 г., коррупция, однако, осталась и после революции. Декретом СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве» предусматривалась уголовная ответственность за взятки (срок не менее 5 лет) – не помогло. За 10 первых послереволюционных лет распределительно-бюрократический аппарат возрос от 1000000 человек в 1917 г. до 4000000 в 1928 г. Количество всевозможных запретов и предписаний, издаваемых местными властями, могло сравниться лишь с ситуацией в царской России. Пышным цветом расцвела низовая коррупция в форме блата.

Благодаря И. Сталину в стране появился новый социальный слой – номенклатура, занимающий особое положение в обществе, обладающий собственными интересами, отличными от интересов общества, а часто и противоречащие им.

Во времена правления  Л. Брежнева номенклатура захватила все ступени власти, окончательно выйдя из под всякого контроля, как следствие ее посредническая роль повсеместно оплачивалась. Именно в этот период появилась новая черта российской коррупции : сращивание государственного аппарата с преступным миром. В 1969 г. в закрытых материалах ЦК компартии Азербайджана приводились такие неофициальные расценки на занятие руководящих постов этой республики:

- директор театра –  от 10000 до 30000 рублей,

- районный прокурор – 30000 рублей,

- начальник районного  отдела милиции – 50000 рублей,

- директор совхоза  – 80000 рублей,

- второй секретарь  обкома КП Азербайджана – 100000 рублей,

- первый секретарь  обкома КП Азербайджана – 200000 рублей.

Таким образом, можно утверждать, что коррупция в России имеет давние традиции и глубокие корни.

С социологической точки  зрения проблемы коррупции рассматривали  Г.А. Сатаров, М.И. Левин, А.Л. Римский, В.И. Добреньков, Н.Р. Исправникова, С.В. Алексеев, А.А. Шедоев, И.В. Мошкина и др. В Социологической энциклопедии под коррупцией понимается особое социальное явление, сущность которого заключается в "использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения"2. В.И. Добреньков и Н.Р. Исправникова под коррупцией понимают:

- во-первых, прямое использование  должностным лицом прав, связанных  с его должностью, в целях личного  обогащения;

- во-вторых, определенный вид социально-экономических  отношений;

- в-третьих, набор универсальных  стратегий поведения больших социальных групп;

- в-четвертых, общий дефект системы  (государства, общества, правовой  системы, экономики и т.п.)3.

Интерес представляет точка  зрения С.В. Алексеева, который отмечает, что на базе развития социологического подхода можно не только фиксировать "случаи" или "деяния", но и, главное, выявлять коррупционные социальные практики, видеть коррупционные сети за фигурами отдельных "взяточников", связывать в одно целое поведение людей и организованных систем и тем самым делатентизировать коррупцию. Социологический подход к пониманию сути коррупции обнаруживает более широкие горизонты ее научного анализа и позволяет перейти от рассмотрения частных преступных практик к описанию коррупции как масштабной, интегрированной и социально опасной системы4.

Итак, имеется множество определений коррупции. Возможно, наиболее краткое (и точное) из них: “злоупотребление публичной властью ради частной выгоды” (Joseph Senturia). Аналогичные определения встречаются в документах ООН. Более полное из них содержится в документах 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1979): “Выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения”. Приведем также отечественное доктринальное определение: “использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ, как в личных, так и групповых целях”5.

Существует множество  форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский “блат” (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам – товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др. Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности. J. Coleman различает коммерческое взяточничество и политическую коррупцию. Однако, исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен. Хорошо известно, что в России легально существовало “кормление”, переросшее затем в мздоимство и лихоимство. Может быть, российское кормление служит первым проявлением того, что В. Клэверен, с экономической (рыночной) точки зрения, оценивает коррупционную деятельность как бизнес: коррупционер относится к своей должности как бизнесу, пытаясь максимизировать “доход”. 
Важно понимание социальной природы (сущности) коррупции. Это позволит избежать излишней политизации, “юридизации” и, в конечном счете, мифологизации проблемы.

Информация о работе Корупция