Корупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что повседневная действительность настоятельно требует поиска новых подходов к вопросам регулирования борьбы с коррупцией в обществе. В результате процессов демократизации и интеграции рыночной экономики, коррупция становится главнейшим пунктом повестки дня сегодняшних реалий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ 5
1.1. Коррупция как социальное явление 5
1.2. Состояние коррупции в органах российской власти 13
1.3. Меры противодействия коррупции в Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ 29
2.1. Анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области 29
2.2. Выводы и рекомендации по исследованию «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ГЛОССАРИЙ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

Результативность проведения антикоррупционной  политики зависит от правильности расстановки  приоритетов и определения этапов её реализации, т.е. от выбора стратегии.

На сегодня Указом Президент  Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, а Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.21).

Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Обозначенную Национальную стратегию кратко можно сформулировать как  осознание – предупреждение – пресечение, т.е. это - во-первых, общественное осознание опасности коррупции и ее последствий, во-вторых, предупреждение и предотвращение коррупции, в-третьих, верховенство закона и защита прав граждан.

Одной из важнейших задач  при реализации государственной  антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается прежде всего путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах.

Утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 Национальная стратегия противодействия коррупции - это свидетельство тому, что противодействие коррупции есть постоянно совершенствуемая система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающая федеративное устройство Российской Федерации, охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции Президент Российской Федерации определил искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Достигнуть указанной цели можно, решив следующие задачи:

- формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

- организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

- обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации22.

В связи с этим в Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 гг. включен ряд следующих организационных мер:

1) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие и электронное взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

2) развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов РФ и муниципальных образований по противодействию коррупции;

3) организация работы подразделений  кадровых служб государственных  органов по профилактике коррупционных  и иных правонарушений;

4) совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, а также совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

5) осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению лицами, замещающими все виды должностей государственной службы, ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

6) предотвращение и  урегулирование конфликта интересов;

7) проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

8) повышение квалификации лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

9) принятие меры по повышению эффективности использования общественных (публичных) слушаний, предусмотренных земельных и градостроительным законодательством.

Как мы видим, в Национальной плане особое внимание уделяется  формированию законодательства в сфере  противодействия коррупции. И, несмотря на то, что в субъектах Российской Федерации антикоррупционные правовые основы в целом сформированы, характерная для коррупции высокая устойчивость к мерам противодействия требует новых концептуальных законодательных решений. На это нацеливает и «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции 2003 года», предусматривающая в пункте 3 статьи 5, что «каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней»23.

Итак, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции, активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

В заключении главы сформулируем следующие выводы.

Традиционно коррупция  рассматривается как социально  вредный феномен, находящийся вне  пределов морального, правового, экономического, политического, институционального порядка общества. Коррупция есть порождение общества и общественных отношений. Общество определяет, что именно, при каких условиях и с какими последствиями рассматривается как коррупция. Социальная конструкция коррупции предполагает: наличие множества фактов "продажности" различных должностных лиц; осознание этих фактов как социальной проблемы; реакцию государственных и общественных институтов, населения на явление коррупции; криминализацию некоторых форм коррупционной деятельности. В современном обществе коррупция тесно взаимосвязана с политическими, экономическими, культурологическими институтами, характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных практик, поддерживаемых с помощью социальных норм. Таким образом, коррупция представляет собой реальную социальную действительность, отражает происходящие в обществе процессы, охватывает все общество в целом, является законченной институциональной системой и находится вне правовой модели социальной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ

2.1. Анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области

 

При изучении любого социального  явления необходимо иметь в виду, что оно определенным образом  отражается в общественном сознании, проявляясь в суждениях, мнениях, представлениях населения. В связи с этим достаточно важным является вопрос об изучении уже сформировавшегося общественного мнения по поводу тех процессов и явлений, которые оказываются соотнесенными, в данном случае, с проявлением коррупции.

Цель исследования: выявление общественного мнения населения о проблемах антикорупционной политики на территории Тюменской области.

Объект исследования: население г. Тюмени в возрасте от 18 лет и старше.

Предмет исследования: отношение населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области.

Задачи исследования:

- Выявление представлений  населения о понятии “коррупция”,  причинах ее возникновения. 

- Исследование мнений населения о источниках формирования мнения о коррупции.

- Анализ распространенности  коррупции в Тюменской области.

- Выявление основных предпосылок для антикоррупционных программ.

Описание социологического исследования:

Опрос проводился в январе 2013 года в г. Тюмени.

Метод сбора первичных данных – очное интервью.

В анкетном опросе приняли участие 100 респондентов (жителей и гостей Тюмени).

Итак, в целом было опрошено 100 человек, из них 40% мужчин и 60% женщин, причем 65% составляют люди среднего возраста (26-45 лет). Из опрошенных 35% служащих, 30% рабочих, 12,5% домохозяек, 10% учащейся молодежи, 10% бизнесменов, 5% пенсионеров (см. рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма социального  положения респондентов, в %

Население и СМИ часто  используют понятие «коррупция»  очень неопределенно и вкладывают в него широкий набор спектр различных моделей действий и поведения. В анкете, предложенной респондентам, были разработаны вопросы и варианты ответов, затрагивающих понимание населением явления коррупции.

Респондентам были предложены семь описаний коррупционных действий, из которых они выбрали одно или два-три, которые, по их мнению, в наилучшей степени отражает понятие коррупции.

На вопрос «Что Вы понимаете  под коррупцией?», респонденты были практически единодушны в своих ответах: 36% респондентов однозначно назвали коррупцию преступлением и обогащением за счет других, 21% вознаграждением за выполнение своих должностных обязанностей, 13% оплату за получение должности, 12% и 11% соответственно присвоение государственного имущества и плата за поступление на учебу. Это, по их мнению, в наилучшей степени соответствует понятию коррупции. Ответы показывают, что под коррупцией понимается превалирование в действиях государственных чиновников собственных интересов в ущерб общественных (см. рис. 2).

Респондентам было предложено несколько описаний ситуаций, которые, по их мнению, чаще всего встречаются  на практике. Большая часть респондентов указала на подношения чиновникам за оперативное//положительное решение  проблемы. Следующим по частоте следует подношение за устройство на работу, далее предоставление льгот родственникам, подарки врачам и учителям. Как видно из приведенной диаграммы, респонденты чаще всего относят к коррупции действия, связанные с деньгами. Шаблон поведения, ставший социальной нормой, нередко оправдывает взятку за освобождение от службы в армии (и наоборот, в наказание провинившемуся, его детей забирают в армию без предоставления возможности «договориться».

 

Рис. 2. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Что Вы понимаете под коррупцией?», в %

Список включает в  себя также такие формулировки как: освобождение от службы в армии, получение лучшего хода в медицинском учреждении, получение права на вождение без сдачи экзаменов, поступление в высшее учебное заведение, освобождение от ответственности за правонарушение. Этот список вероятнее всего мог быть продолжен, если расширить охват территории исследований. Можно говорить о ситуации, которая характеризуется заинтересованностью обеих сторон к нарушениям.

При такой ситуации уровень  неуязвимости коррупции несколько  возрастает (см. рис. 3).

Мнение респондентов о том, насколько часто людям  приходится сталкиваться с проявлениями коррупции, разделилась следующим  образом: 23% респондентов ответили, что  часто и 29% ответили, что практически по все вопросам им приходиться сталкиваться с явлениями коррупции.

 

 

Рис. 3. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Какие ситуации коррупции, которые, по вашему мнению, чаще всего встречаются на практике?», в %

Суммарно эта категория  респондентов составляет 52%. 12% воздержались от ответа и 31% и 5% ответили соответственно «редко» и «не приходиться  сталкиваться» (см. рис. 4).

    Рис. 4. Диаграмма распределения ответов на вопрос «Насколько часто людям приходится сталкиваться с проявлениями коррупции?», в %

Несмотря на то, что 30% респондентов считают, что нужно  избегать ситуаций, связанных с коррупцией, практически тоже количество (29%) считают, что без этого не обойтись. 35% уверены, что если человек хочет решить свои вопросы быстро и качественно, он должен платить. Но, тем не менее, они уверены, что избежать этого можно. Рассматривая данный вопрос в разрезе возрастных групп, можно утверждать, что чем старше респондент, тем выше уровень внутреннего сопротивления/непримирения коррупции (вариант ответа: этого нужно избегать). Настораживает тенденция терпимого, а иногда и принимаемого за реальный способ достижения желаемого результата (см. рис. 5).

      

Рис. 5. Диаграмма распределения  ответов на вопрос «Так ли неизбежна коррупция в современном обществе?», в %

То, как респонденты  понимают причины коррупции и  наносимый ею ущерб, может указать на то, где они также усматривают слабость и уязвимость для коррупции системы государственного управления, а также что необходимо предпринять.

Большинство респондентов в качестве основной причины коррупции считают игнорирование законов (34%) и незнание гражданами своих прав (18%). Таким образом, 52% называют причинами коррупции правовой аспект. Низкий уровень жизни был назван 22% респондентов. Все остальные причины видятся как менее важные. Низкие зарплаты чиновников (9%), боязнь преследования за критику (6%), готовность граждан дать взятку (4%) были названы следующими ведущими причинами коррупции. Признавая одной из причин коррупции правовую неграмотность, респонденты признают, что распространении коррупции вина не только чиновников, но и тех, кто поощряет или провоцирует (см. рис. 6).

Информация о работе Корупция