Корупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы состоит в том, что повседневная действительность настоятельно требует поиска новых подходов к вопросам регулирования борьбы с коррупцией в обществе. В результате процессов демократизации и интеграции рыночной экономики, коррупция становится главнейшим пунктом повестки дня сегодняшних реалий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ 5
1.1. Коррупция как социальное явление 5
1.2. Состояние коррупции в органах российской власти 13
1.3. Меры противодействия коррупции в Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ 29
2.1. Анализ проведения исследования отношения населения к проблемам антикоррупционной политики в Тюменской области 29
2.2. Выводы и рекомендации по исследованию «Проблемы антикоррупционной политики на территории Тюменской области» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ГЛОССАРИЙ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать)

 

Для оценки косвенных  убытков от коррупции в сфере  закупки ПГМ надо добавить многочасовой ущерб от автомобильных пробок в Москве после каждого снегопада, ущерб от ДТП на дорогах во всех городах, где применение неэффективных ПГМ приводило к многочисленным авариям, ущерб от коррозии автомобилей и инженерных сооружений и ущерб для экологии.

Согласно исследованию, наиболее часто в коррупционном ключе в СМИ упоминается продукция Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ). Данное предприятие совместно с аффилированной Уральской мраморной компанией для многих городов России стало единственным поставщиком современных ПГМ как альтернативы традиционной песко-соляной смеси. Материалы данного предприятия не имеют четко определенного состава, что позволяет искусственно завышать цену на материалы, одновременно снижая их себестоимость. В многочисленных публикациях приводятся данные о завышении реальной цены на ПГМ производства УЗПМ минимум в три раза.

Отдельной частью исследователи  рассматривают различные коррупционные  схемы, по которым чиновники разворовывают  бюджетные средства. В документе  выделено три вида схем - «черные», «серые» и «белые», последние из которых самые трудно раскрываемые, т.к. коррупция в них «обосновывается» целенаправленно разработанной нормативной документацией, и тем самым ее как бы и нет − все делается по закону. Доказать наличие такой схемы с использованием стандартных следственных действий практически невозможно. Редким выявленным примером данной схемы, как раз, является реализованная в Москве коррупционная схема при закупке ПГМ.

В ноябре 2010 года бывший главой Минприроды Юрием Трутневым было пролоббировано назначение директором московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) сотрудника своего министерства Антона Кульбачевского. Последний сразу же занялся изменением «Технологии зимней уборки…» московских улиц, включив в нее в качестве основных реагентов составы типа «Бионорд» с неопределенной формулой и сомнительными составляющими. Кроме того, в новой «Технологии» был в два с половиной раза увеличен расход реагентов по сравнению с предыдущим вариантом документа. Одновременно на контролируемом Дмитрием Трутневым (сыном Юрия Трутнева) «Уральском заводе противогололедных материалов» (УЗПМ) был налажен выпуск этих смесей. Параллельно в технологии гранитная крошка была заменена на мраморную, из-за своей мягкости неприменяемую нигде в мире. Ее производит Уральская мраморная компания, также являющейся одной из авторов новой «Технологии», и по совместительству предприятие аффилированное с владельцами УЗПМ. Таким образом, УЗПМ оказался единственным производителем реагентов, которые указаны в нормативных документах мэрии столицы. Соответственно, цены на эти материалы можно было назначать любые – конкурентов не будет. В итоге расходы бюджета Москвы на закупку ПГМ за сезон выросли с 1,2 до 4,5 млрд. рублей, а допустимое количество используемых реагентов увеличилось со 148 тыс. до 350 тыс. тонн на пересчете на твердое вещество16.

Дополнительным источником прибыли в коррупционной схеме  и способом отсечения возможных  конкурентов стала внесение в  «Технологию…» неопределенного состава реагентов с разбросом составляющих компонентов от 20 до 60%. Поэтому ни одно российское предприятие даже не предпринимает попыток потеснить «Бионорд» УЗПМ с миллиардного московского рынка. Если три года назад у столицы было десяток поставщиков ПГМ, сегодня остался единственный УЗПМ.

Согласно исследованию, большой резонанс в СМИ также  получили факты масштабной коррупции  при закупке некондиционных водопроводных  труб в Санкт-Петербурге. По предварительным  данным, ущерб от аферы составил 3 млрд. рублей. Коррупционная схема включала поставку и монтаж труб, не соответствующих ГОСТу. Незаконные поставки осуществлялась через фирмы, подконтрольные участникам организованной группы, с использованием поддельных сертификатов качества продукции. По предварительным данным, по такой схеме было проложено 600 км некондиционных труб. Как в первом, так и втором случаях, все факты могли остаться незамеченными, если бы результатом чиновничьей коррупции не стали уже хронические проблемы с пробками на московских дорогах и зимними прорывами питерских труб.

По данным исследования, значительное количество публикаций приходится на долю фактов коррупции в региональных и муниципальных органах власти. Эта тема одна из самых распространенных по числу упоминаний в СМИ после ЖКХ. Основные сюжеты - конкурсы на закупку товаров и услуг, сдача в аренду земли и недвижимости, распределение привилегий и льгот. Отмечено, что в последние месяцы участились случаи арестов глав администраций, уличенных во взяточничестве.

Масштабные хищения при реализации крупных государственных проектов – третья коррупционная тема по количеству материалов в СМИ. Все громкие скандалы сегодня на слуху. Обнародованные цифры: Олимпиада в Сочи − 17 млрд. рублей, саммит АТЭС во Владивостоке − 6,5 млрд. рублей, система ГЛОНАСС − 6,5 млрд. рублей.

На фоне ЖКХ, муниципальных  органов власти и госпроектов  выделяются скандалы, связанные с  коррупцией в высших эшелонах власти и громкие политические дела. Значительный интерес средств массовой информации вызвали сообщения о коррупции  в Минобороне. В окружении бывшего главы Сердюкова по данным Следственного комитета разворовано 6,7 млрд рублей.

Отражения в СМИ событий  последних лет, связанных с коррупционной  ситуацией в государственных  органах власти России, показывают полное разложение властных структур всех уровней. Страна находится на грани краха, при этом коррупция государственных органов лишь вершина коррупционного российского айсберга. Исследования ЦИРП подтвердило негативные прогнозы многочисленных экспертов о состоянии государственных институтов и возможных тенденциях развития информационной ситуации по теме коррупции в органах власти.

 

1.3. Меры противодействия коррупции в Российской Федерации

 

Коррупция на сегодняшний  день является одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым  сообществом. Для России она стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее страны.

Противодействие коррупции  в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами17.

Для борьбы с коррупцией как с системной проблемой  необходимы системные усилия всех слоев  общества. Эти согласованные, скоординированные  меры должны быть сосредоточены, главным  образом, на следующих трех направлениях: устранение причин возникновения коррупции; устранение условий возникновения коррупции; смягчение последствий проявления коррупции в жизни людей.

В рамках реализации превентивных мер выделяют три стратегии противодействия  коррупции:

- общественное понимание  опасности коррупции и ее последствий ("осознание");

- предупреждение и  предотвращение коррупции ("хорошее  управление");

- верховенство закона  и защита прав граждан ("пресечение").

Логика такого разбиения  предельно понятна: сначала необходимо понять, что коррупция - это плохо, и ей необходимо противодействовать; затем следует предупреждать коррупцию, устраняя ее причины и условия; а если коррупция, все-таки, имеет место, необходимо пресекать ее проявления и защищать граждан от ее последствий.

В рамках первой стратегии (осознание) - это, в том числе: общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии; антикоррупционное образование; построение антикоррупционных коалиций; обеспечение свободного доступа к информации, независимость информационных источников.

В рамках второй стратегии (предупреждение - хорошее управление) - это, в том числе: прозрачные процедуры (в первую очередь, в бюджетном процессе и в системе оценивания); контроль деятельности; общественное участие в процессах предотвращения коррупции; кодексы этики.

В рамках третьей стратегии (пресечение - верховенство закона) - это, в том числе: сильная система  административного управления; неукоснительное  исполнение законов; нормы поведения, не допускающие возможность появления  коррупции и общественная экспертиза; правовая помощь и защита.

Основными проблемами, встающими  на пути общественного участия в  процессах предотвращения коррупции  являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация  самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому - неверие в свои силы и надежда на "руководство" (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

Для обеспечения эффективного общественного участия, необходимо решить эти проблемы.

Первая из них решается посредством внесения изменений  в нормы поведения, делающие рабочие  процессы более прозрачными и  разрешающие участие и контроль со стороны общественных структур (это  может предполагать необходимость  обучения с разъяснением пользы прозрачности деятельности, социального партнерства и др.).

Решение второй проблемы связано с изменением типа культуры и представляет собой значительно  более длительный и трудоемкий процесс. Для его ускорения предлагается: развивать общественные структуры; развивать систему гражданского образования с освещением тематики прав человека, гражданского общества, социального партнерства, коррупции и ее предотвращения; обмениваться опытом и внедрять перспективные формы общественного участия других регионов и организаций.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут  уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность  в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. (ФЗ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"18).

В случае, если от имени  или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия  для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение за коррупционное  правонарушение мер ответственности  к юридическому лицу не освобождает  от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. (ФЗ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции")

При этом коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному  функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости. А значит, с коррупцией нужно бороться, наличие повышенного риска коррупции требует выработки дополнительных механизмов, ограничивающих возможности ее проявления.

Предупреждение коррупционных  правонарушений осуществляется путем  применения следующих мер:

1) разработка и реализация антикоррупционных программ;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов - имеет целью выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий;

3) мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

4) антикоррупционные образование и пропаганда;

5) оказание государственной поддержки формированию и деятельности общественных объединений, создаваемых в целях противодействия коррупции;

6) опубликование отчетов о реализации мер антикоррупционной политики;

7) иные меры, предусмотренные законом19.

Понимая, что для борьбы с коррупцией обязательны системные  усилия всех слоев общества, (напомним: власти, бизнеса, общественные организации) и без постоянного противодействия  коррупция имеет свойство расширяться, то для любого государства становится естественным осуществление постоянной антикоррупционной политики.

Антикоррупционная политика – это разработка и осуществление последовательных мер государства и общества с целью устранения (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию20.

Такие меры включают в себя:

1) разработку на определенный  период антикоррупционной программы;

2) разработку планов мероприятий,  конкретизирующих антикоррупционную программу;

3) контроль реализации антикоррупционной  программы и планов с внесением  в них необходимых корректив  и оценки степени реализованности;

4) деятельность уполномоченного  органа по противодействию коррупции;

5) деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;

6) судебную практику в части  применения ответственности за  коррупционные деяния;

7) деятельность контролирующих  инстанций;

8) мониторинг состояния коррупции;

9) антикоррупционное просвещение  и воспитание.

Информация о работе Корупция