История государственной социальной политики по социальной поддержке семей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Исторический аспект анализа социальной политики поддержки семей с детьми в Российской Федерации предполагает не только учет цели этой политики, но и учет того, что изменилось в этой политике в контексте социальных изменений российского общества. Поэтому анализу истории социальной политики, направленной на поддержку материнства и детства, должен предшествовать разговор о том, какие цели в отношении семей с детьми явно или скрыто ставились в ходе эволюции социальной политики в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО
ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
1. 2. Семейная политика в советский период
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
2. 2. Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми
2.3. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства
2.4. Федеральные Программы по поддержке семей и детей
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. 1. Цели государственной семейной политики
3. 2. Основные направления государственной семейной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Работа содержит 1 файл

типа курсовик.docx

— 72.48 Кб (Скачать)

3.2. Направления государственной семейной политики

В настоящее время  основными направлениями государственной  семейной политики являются: обеспечение  условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального  положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий  для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы  социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в  тех группах населения, которые  в силу своего физического состояния  и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

Первое - повышение  реальных доходов населения за счет организации предоставления мер  социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот  и т.д.

Второе - развитие и  совершенствование системы социального  обслуживания нуждающегося населения, в том числе семей с детьми.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006 - 2008 годы) обозначены следующие  приоритетные направления государственной  политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации:

- охрана и укрепление  здоровья детей и подростков;

- профилактика социального  неблагополучия семей с детьми;

- повышение эффективности  государственной системы поддержки  детей, находящихся в особо  сложных обстоятельствах, в том  числе детей-инвалидов, детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

- создание условий  для активного включения детей  в социальную, экономическую, культурную  жизнь общества.

Во всех субъектах  Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на улучшение  положения детей.

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся живыми в 2005 году), материнской смертности (с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003 году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми в 2005 году), снижение инвалидности среди  детей с хронической патологией, укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. По сравнению  с 2003 годом в 2005 году количество беспризорных детей сократилось на 3,2 тыс. человек (4,27 тыс. против 7,5 тыс.), детей, находившихся в трудной жизненной ситуации - на 274 тыс. человек (676 тыс. против 950 тыс.). В 2005 году в учреждениях социального  обслуживания семьи и детей помощь получили более 440 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 26 процентов больше уровня 2003 года.

В рамках указанной  федеральной целевой программы  осуществлялись строительство и  реконструкция 42 учреждений родовспоможения  и детства, 77 учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, 60 детских домов-интернатов для детей-инвалидов и реабилитационных центров для детей с ограниченными  возможностями.

Реализация программы  позволила укрепить материально-техническую  базу более 600 учреждений родовспоможения  и детства, 1200 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, в том  числе центров помощи семьям с  детьми и кризисных центров помощи женщинам, более 500 образовательных  учреждений, 92 центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, более 50 воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы  Федеральной службы исполнения наказаний, более 300 специализированных учреждений для детей-инвалидов, более 400 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оснащение  автотранспортом, сельскохозяйственной техникой, современным лечебно-профилактическим, реабилитационным, бытовым технологическим  и оборудованием).

Одаренным детям  ежегодно выплачивались до 120 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 12 всероссийских и международных  предметных олимпиад для детей с  целью выявления юных талантов.

Благодаря развитию новых форм устройства в семью  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост доли детей, переданных на воспитание в семьи  граждан (усыновление, опека, приемная семья), составил 9,1 процента за период реализации программы. Реализация программы  на федеральном уровне позволила  ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого  четвертого ребенка-инвалида, каждого  десятого ребенка, попавшего в трудную  жизненную ситуацию, и каждого  двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального  явления преждевременно, поэтому  мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы  учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование  ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг  для детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

Одним из условий  успешного функционирования семьи  и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки  и социального обслуживания семьи  и детей.

Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, говорит о необходимости их решения  только программно-целевым методом. Выявление и развитие природных  задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания.

Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных  возможностей одаренных детей, включая  создание государственной системы  выявления одаренности с раннего  возраста, оказание адресной поддержки  каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных "образовательных  маршрутов" с учетом специфики  творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного  и профессионального самоопределения.

Основными направлениями  работы с семьей и детьми на сегодняшний  день являются:

- развитие сферы  различных видов социальной помощи  и социальных услуг с акцентом  на усиление адресности;

- организация социальной  реабилитации детей с ограниченными  возможностями здоровья;

- профилактика социального  сиротства и безнадзорности несовершеннолетних;

- реализация целевых  программ по улучшению положения  детей;

- проведение мероприятий,  ориентированных на повышение  статуса семьи и материнства. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Семейная политика - это система мер, направленная на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы. 
Исторический аспект государственной социальной политики связан с постепенным осознанием важнейшей роли семьи в обществе, и соответственно с необходимостью осуществления целенаправленной государственной политики в области семьи. Анализ накопленного исторического опыта социальной поддержки семьи, а также современных теоретических разработок и исследований проблемы семейной дисфункции, дает основание сделать вывод о том, что важным направлением государственной семейной политики должно быть укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, в первую очередь профилактической направленности.  
С середины 2000-х годов в РФ появляются новые законодательные меры, направленные на поддержку семей с детьми. В 2006 году был принят федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» призванный стимулировать рождаемость. Кроме того, вышло Постановление Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 г. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», который установил новые дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Помимо указанных федеральных мер, направленных на поддержку семей с детьми, существуют и региональные меры, к которым например относятся компенсационные выплаты родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. 
Основными направлениями государственной семейной политики являются: 
- Обеспечение государственной поддержки деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи.  
- Создание надежного механизма финансирования государственной семейной политики.  
- Разработка и реализация программы правового просвещения семьи. - Изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей.  
- Осуществление постоянного мониторинга положения российских семей.  
- Совершенствование социальной и демографической статистики, характеризирующую положение российских семей.  
- Сотрудничество со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения в них проблем семьи.  
В настоящее время, в условиях экономического кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.  
Список использованной литературы и интернет ресурсы:

1.http://myref.ru/

2. Семенков В. Е. Правовой аспект эволюции социальной политики Российской Федерации поддержки семей с детьми

3. http://www.el-history.ru/node/326

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Консультант Плюс

5. Журженко Т. Видение задач женского движения глазами экономиста. Вильнюс: ЕГУ, 2008. – 187 с., С. 56

6. Семенков В. Е. Правовой аспект эволюции социальной политики Российской Федерации поддержки семей с детьми / credonew.ru

7. . Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Консультант Плюс

8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Консультант Плюс

9. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Принята 18.12.1979 Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант Плюс 
 

10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указом Президента РФ от 09.01.1996 № 10 (РГ № 7, 1996), Указом Президента РФ от 10.02.1996 № 173 (РГ №31, 1996), Указом Президента РФ от 09.06.2001 № 679 (РГ №111, 2001), Указом Президента РФ от 10.02.2003 № 841 (РГ № 151, 2003) // РГ. 1993. № 197.

11 . Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 32. с.3301.

12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №1. с.16.

13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 25. с.2954.

14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ// Российская газета № 256, 31.12.2001 г.

15. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ (в редакции от 24.11.1995, от 18.06.1996, от 24.11.1996, от 30.12.1996, от 21.07.1998, от 29.07.1998, от 17.07.1999, от 10.07.2000, от 07.08.2000, от 30.05.2001, от 30.05.2001, от 28.12.2001, от 25.07.2002, от 22.08.2004, от 29.12.2004, от 22.12.2005, от 22.12.2005, от 22.12.2005, от 05.12.2006) // СЗ РФ. 1995. № 21. ст.1929. 

16. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 № 134-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 43.

17. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31.

18. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ//СЗ РФ. 1999. № 26. ст. 3177.

19. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 - ФЗ (с изм. от 22 августа 2004г.) // Российская газета № 188 от 31.08.2004.

20. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ // Российская газета № 247 от 20.12.2001.

21. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131 - ФЗ //СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822.

22. О внесении и изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 августа 2004 № 122 - ФЗ (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004) //СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

23. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный Закон от 10 декабря 2005 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 50.

24. Федеральная целевая  Программа «Дети России» на 2007-2010: Постановление Правительства РФ  от 21 марта 2007 № 172// СЗ РФ. 2007. №  14. ст. 1688.

25. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года. Научное издание в 2-х книгах //Воронцова С.Д., Григорьев М.И. и др. - СПб.: «Знание». 2003 г.

26. Научно- практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122 - ФЗ / Под общей ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 456 с.

27. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исслед. проекта // В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистов, Г.И. Климантова и др.: - М.: Просвещение,2003. -544 с.

28. Реформа социального обслуживания. Под общей редакцией руководителя Программы SPRILO С. Ташера. - СПб, ООО «Селеста», 2007.-183 с.

29. Боровиков В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) // Российский судья. 2005. № 2.


Информация о работе История государственной социальной политики по социальной поддержке семей в России