Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа
Актуальность темы. Исторический аспект анализа социальной политики поддержки семей с детьми в Российской Федерации предполагает не только учет цели этой политики, но и учет того, что изменилось в этой политике в контексте социальных изменений российского общества. Поэтому анализу истории социальной политики, направленной на поддержку материнства и детства, должен предшествовать разговор о том, какие цели в отношении семей с детьми явно или скрыто ставились в ходе эволюции социальной политики в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО
ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
1. 2. Семейная политика в советский период
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
2. 2. Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми
2.3. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства
2.4. Федеральные Программы по поддержке семей и детей
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. 1. Цели государственной семейной политики
3. 2. Основные направления государственной семейной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
3.2. Направления государственной семейной политики
В настоящее время
основными направлениями
Стратегической, рассчитанной
на перспективу целью деятельности
социального государства, всей системы
социальной защиты населения является
реальное снижение процента бедности
и улучшение качества жизни в
тех группах населения, которые
в силу своего физического состояния
и по другим объективным причинам
не могут самостоятельно решать проблемы
личного или семейного
Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.
Первое - повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.
Второе - развитие и
совершенствование системы
В Программе социально-
- охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
- профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение эффективности
государственной системы
- создание условий для активного включения детей в социальную, экономическую, культурную жизнь общества.
Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на улучшение положения детей.
В результате выполнения
федеральной целевой программы "Дети
России" на 2003 - 2006 годы достигнуто снижение
младенческой смертности (с 12,4 на 1000 родившихся
живыми в 2003 году до 11 на 1000 родившихся
живыми в 2005 году), материнской смертности
(с 31,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2003
году до 30,5 на 100 тыс. родившихся живыми
в 2005 году), снижение инвалидности среди
детей с хронической
В рамках указанной
федеральной целевой программы
осуществлялись строительство и
реконструкция 42 учреждений родовспоможения
и детства, 77 учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, 60 детских домов-интернатов
для детей-инвалидов и
Реализация программы
позволила укрепить материально-техническую
базу более 600 учреждений родовспоможения
и детства, 1200 специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, в том
числе центров помощи семьям с
детьми и кризисных центров помощи
женщинам, более 500 образовательных
учреждений, 92 центров временного содержания
несовершеннолетних правонарушителей
органов внутренних дел, более 50 воспитательных
колоний уголовно-
Одаренным детям ежегодно выплачивались до 120 единовременных стипендий, обеспечивалась поддержка 12 всероссийских и международных предметных олимпиад для детей с целью выявления юных талантов.
Благодаря развитию новых форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рост доли детей, переданных на воспитание в семьи граждан (усыновление, опека, приемная семья), составил 9,1 процента за период реализации программы. Реализация программы на федеральном уровне позволила ежегодно улучшать показатели здоровья и социального положения около 4 млн. детей, в том числе каждого четвертого ребенка-инвалида, каждого десятого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и каждого двенадцатого ребенка из числа детей-сирот.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно, поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.
Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.
Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, говорит о необходимости их решения только программно-целевым методом. Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания.
Необходимо дальнейшее
обеспечение условий, способствующих
максимальному раскрытию
Основными направлениями работы с семьей и детьми на сегодняшний день являются:
- развитие сферы
различных видов социальной
- организация социальной
реабилитации детей с
- профилактика социального
сиротства и безнадзорности
- реализация целевых
программ по улучшению
- проведение мероприятий,
ориентированных на повышение
статуса семьи и материнства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семейная политика - это система мер, направленная
на осуществление социальных программ,
поддержания доходов, уровня жизни семьи,
обеспечения занятости, поддержки отраслей
социальной сферы.
Исторический аспект государственной
социальной политики связан с постепенным
осознанием важнейшей роли семьи в обществе,
и соответственно с необходимостью осуществления
целенаправленной государственной политики
в области семьи. Анализ накопленного
исторического опыта социальной поддержки
семьи, а также современных теоретических
разработок и исследований проблемы семейной
дисфункции, дает основание сделать вывод
о том, что важным направлением государственной
семейной политики должно быть укрепление
и развитие системы учреждений социального
обслуживания семьи и детей, в первую очередь
профилактической направленности.
С середины 2000-х годов в РФ появляются
новые законодательные меры, направленные
на поддержку семей с детьми. В 2006 году
был принят федеральный закон «О дополнительных
мерах поддержки семей, имеющих детей»
призванный стимулировать рождаемость.
Кроме того, вышло Постановление Правительства
РФ № 873 от 30 декабря 2006 г. «О порядке выдачи
государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал», который установил
новые дополнительные меры государственной
поддержки семей, имеющих детей. Помимо
указанных федеральных мер, направленных
на поддержку семей с детьми, существуют
и региональные меры, к которым например
относятся компенсационные выплаты родителям
за содержание ребенка в дошкольном образовательном
учреждении.
Основными направлениями государственной
семейной политики являются:
- Обеспечение государственной поддержки
деятельности общественных объединений,
благотворительных фондов, занимающихся
проблемами семьи.
- Создание надежного механизма финансирования
государственной семейной политики.
- Разработка и реализация программы правового
просвещения семьи. - Изучение экономических,
демографических, правовых, педагогических,
социально-психологических проблем российских
семей.
- Осуществление постоянного мониторинга
положения российских семей.
- Совершенствование социальной и демографической
статистики, характеризирующую положение
российских семей.
- Сотрудничество со средствами массовой
информации в целях обеспечения широкого
и объективного освещения в них проблем
семьи.
В настоящее время, в условиях экономического
кризиса, необходимо обеспечить преодоление
негативных тенденций и стабилизацию
положения семьи, а также создание предпосылок
для улучшения ее жизнедеятельности в
будущем.
Список использованной
литературы и интернет ресурсы:
1.http://myref.ru/
2. Семенков В. Е. Правовой аспект эволюции социальной политики Российской Федерации поддержки семей с детьми
3. http://www.el-history.ru/node/
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Консультант Плюс
5. Журженко Т. Видение задач женского движения глазами экономиста. Вильнюс: ЕГУ, 2008. – 187 с., С. 56
6. Семенков В. Е. Правовой аспект эволюции социальной политики Российской Федерации поддержки семей с детьми / credonew.ru
7. . Всеобщая декларация прав человека. (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Консультант Плюс
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Консультант Плюс
9. Конвенция о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин
(Принята 18.12.1979 Резолюцией 34/180 Генеральной
Ассамблеи ООН) // Консультант Плюс
10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указом Президента РФ от 09.01.1996 № 10 (РГ № 7, 1996), Указом Президента РФ от 10.02.1996 № 173 (РГ №31, 1996), Указом Президента РФ от 09.06.2001 № 679 (РГ №111, 2001), Указом Президента РФ от 10.02.2003 № 841 (РГ № 151, 2003) // РГ. 1993. № 197.
11 . Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 32. с.3301.
12. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №1. с.16.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 25. с.2954.
14. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ// Российская газета № 256, 31.12.2001 г.
15. О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный
закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ (в редакции от
24.11.1995, от 18.06.1996, от 24.11.1996, от 30.12.1996, от
21.07.1998, от 29.07.1998, от 17.07.1999, от 10.07.2000, от
07.08.2000, от 30.05.2001, от 30.05.2001, от 28.12.2001, от
25.07.2002, от 22.08.2004, от 29.12.2004, от 22.12.2005, от
22.12.2005, от 22.12.2005, от 05.12.2006) // СЗ РФ. 1995. №
21. ст.1929.
16. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 № 134-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 43.
17. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31.
18. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ//СЗ РФ. 1999. № 26. ст. 3177.
19. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178 - ФЗ (с изм. от 22 августа 2004г.) // Российская газета № 188 от 31.08.2004.
20. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ // Российская газета № 247 от 20.12.2001.
21. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131 - ФЗ //СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822.
22. О внесении и изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 августа 2004 № 122 - ФЗ (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004) //СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.
23. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный Закон от 10 декабря 2005 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 50.
24. Федеральная целевая
Программа «Дети России» на 2007-2010:
Постановление Правительства
25. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года. Научное издание в 2-х книгах //Воронцова С.Д., Григорьев М.И. и др. - СПб.: «Знание». 2003 г.
26. Научно- практический комментарий к Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122 - ФЗ / Под общей ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 456 с.
27. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исслед. проекта // В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистов, Г.И. Климантова и др.: - М.: Просвещение,2003. -544 с.
28. Реформа социального обслуживания. Под общей редакцией руководителя Программы SPRILO С. Ташера. - СПб, ООО «Селеста», 2007.-183 с.
29. Боровиков В. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) // Российский судья. 2005. № 2.