Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа
Актуальность темы. Исторический аспект анализа социальной политики поддержки семей с детьми в Российской Федерации предполагает не только учет цели этой политики, но и учет того, что изменилось в этой политике в контексте социальных изменений российского общества. Поэтому анализу истории социальной политики, направленной на поддержку материнства и детства, должен предшествовать разговор о том, какие цели в отношении семей с детьми явно или скрыто ставились в ходе эволюции социальной политики в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО
ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
1. 2. Семейная политика в советский период
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
2. 2. Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми
2.3. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства
2.4. Федеральные Программы по поддержке семей и детей
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. 1. Цели государственной семейной политики
3. 2. Основные направления государственной семейной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Целью подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни. Задачами указанной подпрограммы являются:
- обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;
- внедрение высокотехнологичных
методов диагностики и
- охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика заболеваемости,
инвалидности и смертности в
детском и подростковом
- улучшение здоровья
детей и подростков, проживающих
в районах Крайнего Севера
и приравненных ним местностях,
обеспечение детей,
Целью подпрограммы "Одаренные дети" является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Задачами подпрограммы являются:
- создание государственной
системы выявления, развития и
адресной поддержки одаренных
детей, в том числе на основе
инновационных технологий
- координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка;
- оказание консультационной
помощи родителям и педагогам,
работающим с одаренными
- формирование информационной базы данных о существующих творческих, интеллектуальных ресурсах будущего российского общества.
Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом, развитие семейных форм устройства детей-сирот. Подпрограмма "Дети и семья" обеспечит комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В связи со спецификой
проблем различных категорий
детей в рамках указанной подпрограммы
предусмотрены такие
В рамках направления "Профилактика
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"предусматри
- развитие форм
профилактики социального
- защита прав и интересов детей;
- укрепление системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений
- развитие инновационных
технологий и форм
- обеспечение доступности
социальной реабилитации и
- создание условий
для творческого развития, оздоровления
и временной занятости детей,
находящихся в трудной
В рамках направления "Семья
с детьми-инвалидами" предусматри
- внедрение современных
технологий в комплексную
- содействие ресурсному
обеспечению
- обеспечение территориальной
доступности комплексной
- внедрение методик
социальной адаптации детей-
В рамках направления "Дети-сироты" пред
- реализация на
федеральном уровне системы
- разработка, апробация
и внедрение инновационных
- создание системы
психолого-педагогического,
- обеспечение профессиональной
подготовки, личностного и
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования и при условии разработки субъектами Российской Федерации собственных региональных программ, финансируемых за счет средств своих бюджетов.
Затраты на реализацию Программы (в ценах соответствующих лет) за счет всех источников финансирования составляют 47845,9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 10101,7 млн. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 36315,1 млн. рублей, средств внебюджетных источников - 1429,1 млн. рублей.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в объеме 10101,7 млн. рублей планируется осуществлять по следующим направлениям:
- капитальные вложения - 6917 млн. рублей;
- научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
- прочие нужды - 3147 млн. рублей.
Объемы ежегодного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации согласовываются государственными заказчиками подпрограмм с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации при заключении соглашений (договоров) о намерениях.
Передача субъектам
Российской Федерации материально-
Внебюджетные средства будут привлекаться за счет средств общественных организаций и спонсорских средств.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета по основным направлениям и государственным заказчикам указаны в таблице (см. приложение).
По предварительной оценке эффективности предложенных мер реализация мероприятий Программы в целом позволит:
1. улучшить качество жизни и здоровья детей;
2. повысить качество
и доступность социальных
3. усовершенствовать
государственную систему
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году: снизить показателя младенческой и материнской смертности; смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно), снизить показатели первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно).
В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, охватывающая до 40 процентов детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Будет сформирована информационная база данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. Дальнейшее развитие получит система всероссийских конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей. Будут разработаны и внедрены инновационные технологии по выявлению, развитию и адресной поддержке одаренных детей, в том числе проживающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Реализация мероприятий
подпрограммы "Дети
и семья" позволит организовать эффективную
систему работы по предупреждению семейного
неблагополучия и профилактике социального
сиротства, направленную на оказание помощи
семье, находящейся в трудной жизненной
ситуации. Эффективность профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
находится в прямой зависимости от развития
системы учреждений предоставления социальных
услуг, от развития и внедрения новых технологий
по работе с семьей и детьми. В результате
выполнения мероприятий указанной подпрограммы
предполагается увеличить количество
прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
что создаст условия, обеспечивающие снижение
детской беспризорности, значительное
снижение количества безнадзорных детей.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий
Программы будет способствовать улучшению
качества жизни и здоровья детей, решению
проблем неблагополучия детей, осуществлению
государственной поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ
3. 1. Цели государственной семейной политики
Цель государственной семейной политики
заключается в обеспечении государством
необходимых условий для реализации семьей
ее функций и повышении качества жизни
семьи.
Основные направления государственной
семейной политики в Российской Федерации
разрабатываются исходя из: непреходящей
ценности семьи для жизни и развития человека;
понимания важности семьи в жизни общества,
ее роли в воспитании новых поколений,
обеспечении общественной стабильности
и прогресса; признания необходимости
учета интересов семьи и детей, а также
принятия специальных мер их социальной
поддержки в период социально-экономической
трансформации общества; учета потребности
в определении идеологии, основной цели
и первоочередных мер государственной
семейной политики в современных условиях.
Государственная семейная политика является
составной частью социальной политики
Российской Федерации и представляет
собой целостную систему принципов, оценок
и мер организационного, экономического,
правового, научного, информационного,
пропагандистского и кадрового характера,
направленных на улучшение условий и повышение
качества жизни семьи.
Объектом государственной семейной политики
является семья. Сегодня преобладающим
типом российской семьи является простая
семья, состоящая из супругов с детьми
или без них, - 67 процентов семей. Еще 12
процентов супружеских пар живут с одним
из родителей супругов или с другими родственниками.
Сложных семей, включающих две или более
супружеские пары, в семейной структуре
всего 3,4 процента.
Все возрастающую долю семей составляют
неполные семьи – это примерно 13 процентов.
В подавляющем большинстве случаев это
семьи одиноких матерей, разведенных женщин
и вдов с детьми, в которых один, реже два
ребенка.
Субъектами государственной семейной
политики выступают органы законодательной
и исполнительной власти всех уровней,
работодатели, общественные объединения,
политические партии, профессиональные
союзы, религиозные конфессии, благотворительные
фонды, зарубежные организации, юридические
и физические лица.
Государственная семейная политика может
быть эффективной лишь в том случае, когда
она является органичным элементом всей
социальной политики, взаимосвязанным
со всеми ее направлениями на стадиях
выработки, принятия и реализации решений.
Содержание государственной семейной
политики находится в прямой зависимости
от социально-экономического положения
в стране.
Приоритетность мер государственной семейной
политики определяется на основе оценки
остроты и значимости проблем семьи, степени
их влияния на реализацию основных функций
семьи, учитывая при этом ограниченность
финансовых и ресурсных возможностей
государства.
Ориентация на приоритет общечеловеческих
ценностей, построение социального правового
государства на демократических основах,
как это установлено Конституцией Российской
Федерации, определяют соотнесение государственной
семейной политики с положениями таких
международно-правовых актов, как Всеобщая
декларация прав человека. [7] , Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах [8], Конвенция о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин
[9] и Программа действий Всемирной конференции
по правам человека, Пекинская декларация
и Платформа действий четвертой Всемирной
конференции по положению женщин, а также
с документами Международной организации
труда, Всемирной организации здравоохранения,
Детского фонда ООН и других международных
организаций.