Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа
Актуальность темы. Исторический аспект анализа социальной политики поддержки семей с детьми в Российской Федерации предполагает не только учет цели этой политики, но и учет того, что изменилось в этой политике в контексте социальных изменений российского общества. Поэтому анализу истории социальной политики, направленной на поддержку материнства и детства, должен предшествовать разговор о том, какие цели в отношении семей с детьми явно или скрыто ставились в ходе эволюции социальной политики в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО
ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
1. 2. Семейная политика в советский период
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
2. 2. Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми
2.3. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства
2.4. Федеральные Программы по поддержке семей и детей
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. 1. Цели государственной семейной политики
3. 2. Основные направления государственной семейной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
История государственной социальной политики по социальной поддержке семей в России.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
ПО
ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
1. 2. Семейная политика в советский период
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
2. 2. Развитие нормативной правовой базы
по поддержке семей с детьми
2.3. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства
2.4. Федеральные Программы
по поддержке семей и детей
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. 1. Цели государственной семейной политики
3. 2. Основные направления государственной
семейной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Исторический аспект
анализа социальной политики поддержки
семей с детьми в Российской Федерации
предполагает не только учет цели этой
политики, но и учет того, что изменилось
в этой политике в контексте социальных
изменений российского общества. Поэтому
анализу истории социальной политики,
направленной на поддержку материнства
и детства, должен предшествовать разговор
о том, какие цели в отношении семей с детьми
явно или скрыто ставились в ходе эволюции
социальной политики в нашей стране.
С учетом того, что социальная политика
в отношении семей с детьми в современной
России является во многом восприемницей
советской социальной политики, необходимо
начать с анализа советского опыта поддержки
семьи и стимулирования рождаемости.
Общество в лице государства определяет
через политику в отношении семьи и детства
социальный статус, место и роль подрастающего
поколения, а вместе с ним будущее качество
человеческого потенциала (трудового,
оборонного). Возможность успешного реформирования
всегда определялось эффективным воспитанием,
социализацией, образованием подрастающего
поколения, способного адаптироваться
к изменяющимся условиям, развивать позитивные
начала в экономической, политической,
социальной жизни общества. Поэтому проводимая
федеральная и региональная политика
в отношении семьи и детства, должна быть
направлена на комплексную социализацию
детей и подростков, подготовку их к активной
самостоятельной жизни, базироваться
на комплексном, междисциплинарном знании
о подрастающем поколении.
Действующую в настоящее время систему
государственной социальной поддержки
семей и детей при всем многообразии применяемых
мер трудно назвать эффективной. Наиболее
слабыми ее звеньями являются профилактика
социального неблагополучия, а также недостаточная
целевая направленность применяемых мер.
Предупреждение и ослабление негативных
тенденций в положении российских семей,
особенно семей с детьми, является одной
из главных задач эффективной социальной
политики, цель которой заключается в
обеспечении устойчивого общественного
развития.
В системе социальной защиты населения
большинства регионов социальные учреждения,
предназначенные для беспризорных и безнадзорных
детей, такие как социальные гостиницы
и ночлежные дома для несовершеннолетних
вообще отсутствуют. Наименее развиты
службы социально-профилактической направленности.
Службы уличной социальной работы, которые
могли бы осуществлять выявление безнадзорных
и беспризорных детей и подростков и вести
профилактическую работу с ними и их семьями,
находятся в начальной стадии становления,
представлены только в отдельных регионах.
Оказанием помощи семье и детям занимаются
различные ведомства - здравоохранения,
образования, социальной защиты, по делам
молодежи, правоохранительные органы
и др. Помощь семье оказывают общественные
организации, благотворительные фонды,
религиозные конфессии, но до настоящего
времени не сложилась действенная система
межведомственного взаимодействия. Отсутствие
координации в этой деятельности на практике
приводит к несогласованности и дублированию
функций, неэффективности использования
имеющихся ресурсов.
Разработанность темы исследования. Существенный
вклад в разработку проблем семьи, семейных
отношений и семейной политики внесли
исследователи: А.И. Антонов, И. В.Бестужев-Лада,
Васильева Э.К., А.Г. Волков, А.Г. Вишневский,
С.И. Голод, С.В. Дармодехин, С.И. Клецин,
Г.И Климантова, В.М Медков, П.А. Сорокин
и др.
Политика государства в отношении семьи
вплоть до конца 80-х годов не являлась
предметом специального научного анализа.
Новый этап в развитии научных взглядов
в этой области относится к началу 1990-х
годов. Он связан с осознанием роли семьи
в обществе, необходимостью осуществления
целенаправленной государственной семейной
политики. Теоретические основы семейной
политики еще не сформулированы достаточно
четко, исследования, проводимые в этой
области, не имеют обобщающего характера,
касаются лишь частных проблем. Анализ
накопленного исторического и зарубежного
опыта социальной поддержки семьи, современных
теоретических разработок и исследований
проблемы семейной дисфункции, дает основание
сделать вывод о том, что важным направлением
государственной семейной политики должно
быть укрепление и развитие системы учреждений
социального обслуживания семьи и детей,
в первую очередь профилактической направленности.
Организация комплексной поддержки семей
и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, профилактическая работа с семьями
группы социального риска, значительно
повысят эффективность их деятельности.
Объект исследования - российская семья.
Предмет исследования –
Цель работы –
Задачи работы:
Структура работы. Данная работа состоит
из введения, где определены актуальность,
разработаны цель, объект, предмет и задачи
изучения, трех глав, заключения и списка
литературы.
В первой главе рассматривается история
социальной политики государства по поддержке
семьи. Вторая глава посвящена анализу
правовых основ социальной поддержки
семьи в России. В третьей главе мы рассматриваем
основные направления государственной
семейной политики на современном этапе.
В заключении сделаны выводы по проделанной
работе и обобщена вся информация
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО ПОДДЕРЖКЕ
СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
Семейная политика
– это часть социальной политики,
комплекс мер, имеющих целью оказать
то или иное воздействие на состояние
семьи, на изменение семейных отношений
или семейное поведение. Под семейной
политикой понимается деятельность,
имеющая целью развитие семьи, семейного
образа жизни, культуры, укрепления социальных
функций семьи как одного из основных
институтов общества. Семейная политика
представляет собой комплекс целенаправленных
мер: экономического, идеологического,
правового, медико-социального, информационно-просветительного
и организационно-
Достойно внимания
то, что само понятие семейной политики
в истории российской государственности
появилось лишь в 80-е гг. ХХ века,
и определялось оно как практика
социально-демографической
Показательно, термин «семейная политика»
был впервые использован в 1989 г., когда
разрабатывалась программа «Семейная
политика СССР в 90-е годы» [2
1.2. Семейная политика
в советский период
Выделяется несколько принципиально разных по своей направленности и влиянию на внутрисемейные отношения и структуру семьи периодов в истории социальной политики советского государства.
Первый период (1917 г. - середина 20-х гг. - начало 30-х гг.) часто называют временем радикального переустройства института семьи и сексуальной революции в России. Он характеризуется либеральным законодательством и легитимацией ряда запрещенных в имперский период индивидуальных, в том числе сексуальных, прав и свобод.
Советская власть декретом «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» 1917 г. утвердила единую процедуру гражданской, светской регистрации брака, отменив церковную регистрацию, бытовавшую до революции в качестве единственно легитимной и легальной. Было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни, в доступе к работе, образованию, социальным услугам и благам. Россия была не только одной из первых стран мира, провозгласившей равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и равных возможностей для женщин. Благодаря этому в СССР на практике была создана одна из первых эмансипаторских в отношении женщин и детей систем социального обеспечения.
Эмансипации женщин во многом способствовали введение облегченной процедуры развода и легализация абортов. В 1917 г. с принятием декрета «О расторжении брака» процедура развода стала светской и доступной. Дела о разводах, возбужденных в одностороннем порядке, были переданы из церковного ведения в ведение местных судов. Принятый в 1920 г. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве упрощал процедуру развода: по взаимному согласию он происходил в ЗАГСе, а по заявлению одного из супругов – в суде. В суде дела слушались без участия заседателей, а в случае неявки обоих супругов – заочно.
Постановление Наркомата здравоохранения и Наркомата юстиции 1920 г., разрешавшее искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях, было первой в европейской истории практикой легализации абортов. Как бы ни оспаривали сторонники движения «prolife», это было большим шагом в эмансипации российских женщин, ибо позволяло им самим контролировать собственную сексуальность и фертильность. Надо отметить, что введение бесплатного аборта в медицинском учреждении с обеспечением «максимальной безвредности» для здоровья было благом для большинства российских женщин, живших в нужде, страдавших от сложностей быта и отсутствия постоянного и надежного партнера. Так, в 1925 г. 60,4% женщин, сделавших аборт в Ленинграде, объясняли свой поступок крайней нуждой. Как указывает Н. Б. Лебина, потребность в бесплатных абортах была столь велика, что в Ленинграде в 1924 г. вышло постановление о формировании абортных комиссий, которые устанавливали очерёдность на производство бесплатной и легальной операции аборта в медицинских учреждениях. Приоритетом пользовались работницы ленинградских заводов.
Среди эмансипаторских мер советской социальной политики в отношении женщин и детей стоит указать пропаганду и частичную реализацию освобождения женщин от «быта» (снятие и разделение с государством ответственности женщин за рекреационные функции семьи и социализацию детей). В 20-х гг. появились теоретические работы Александры Коллонтай, в которых ставился вопрос о необходимости введения специальной государственной политики в отношении семьи и женщин. А.Коллонтай, впитав феминистские идеи начала ХХ века о глубоко неравных, патриархатных отношениях в семье и обществе, предлагала отказаться от традиционных форм семьи и семейной жизни. Она писала о необходимости «революции быта», реорганизации частной и семейной жизни путем социализации домашнего труда (включении женщин в производство, оказании материальной поддержки матерям, организации общественных столовых, прачечных, ремонтных мастерских, яслей, детских садов).
Однако между революционными риториками о равенстве женщин и мужчин и их воплощением существовали значительные расхождения. При упрощении процедуры развода, неразвитости социальных служб и отсутствии обязательной и фиксированной поддержки со стороны государства женщины, особенно с несовершеннолетними детьми, были экономически зависимы от своих мужей. В городе и деревне оставленные (разведенные) матери с несовершеннолетними детьми вели нищенское существование.
Проблема усугублялась
Ситуация изменилась только в 1926 г., когда был принят новый Кодекс о браке, семье и опеке (КЗоБСО), заменивший раздельность супружеского имущества его общностью. Супруги, не имевшие самостоятельного дохода, получали права на часть имущества семьи. Помимо этого Кодекс вводил единый брачный возраст для женщин и мужчин – 18 лет (Декрет о браке 1917 г. устанавливал возрастную норму для женщин в 16 лет, а для мужчин – в 18 лет); придавал правовое значение фактическим брачным отношениям (что, однако, привело к правовой неопределенности, так как не регулировались вопросы параллельного существования нескольких фактических сожительств или зарегистрированного брака и фактического); упрощал процедуру развода: развод производился в ЗАГСе, а не в суде, и в заявительном одностороннем порядке (второму супругу лишь сообщалось о факте развода, его присутствие при разводе было необязательным); восстанавливал институт усыновления, отмененный Семейным Кодексом 1918 г.
В целом, по мнению С. Чуйкиной, семейная идеология тех лет характеризовалась двумя важнейшими принципами: 1) декларированным стремлением к достижению равенства возможностей мужчин и женщин в профессиональном плане и равенства ответственности в семейной жизни и в родительстве; 2) принципиальной открытостью публичных дискуссий о семье, любви, сексе. Однако это было лишь декларированное равенство, ибо реалии семейных практик, при облегчении процедуры развода, вели к полному переносу ответственности за детей на женщин. Кроме того, у строящегося советского государства не было ресурсов для осуществления объявленных программ по освобождению женщин от быта и от ответственности за воспитание детей.
Таким образом, первый период в истории советской социальной политики характеризовался многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни. Апробировались и легализовывались как разные формы семейных союзов (гражданский брак, гомосексуальные союзы, тройственные союзы, семьи-коммуны, и т.д.), так и государственные практики социальной поддержки матерей и несовершеннолетних детей.
Конец политики сексуальных
свобод и социального
Однако отношение к либеральным свободам стало меняться несколько ранее, когда в 1926 г. в прессе «поднялась волна» по так называемому Чубаровскому делу – случаю группового изнасилования рабочими молодой крестьянки, приехавшей учиться в Ленинград (этот случай произошел в Чубаровом переулке в Ленинграде). В прессе появились многочисленные статьи, обзоры, отклики читателей и даже стихи, осуждавшие случившееся и требовавшие сурового наказания для насильников. К этому времени криминал в Ленинграде в основном был взят под контроль, а общество вышло из состояния анемии и стало относиться к подобным преступлениям против личности как к нетерпимым девиациям. Разгул насилия и сексуальная разнузданность, царившие в обезлюдевшем и обессиленном городе в 20-е годы, стали неприемлемы в ходе «строительства» Ленинграда как индустриального и образовательного центра советского государства. Советскому государству для осуществления проекта эмансипации женщин, вовлечения их в стремительно индустриализировавшуюся экономику, необходимо было обеспечить безопасность молодых женщин на производстве, в общественной сфере. Изнасилование, тем более групповое, принимало характер антисоциального акта, подрывающего доверие к новому социальному порядку.
Ужесточение моральных норм и ограничение сексуальных свобод сказались и на отношении к абортам. В 1926 г. были полностью запрещены аборты женщинам, забеременевшим впервые или перенесшим эту операцию менее полугода назад.Попутно, с середины 20-х гг. началась кампания против абортов, в ходе которой осуждался эгоизм нерожающих женщин, вред операции аборта для женского организма.Следующим шагом по пути ограничения доступности аборта стало введение платы за эту операцию. Отказ государства от контроля над фертильностью был связан, с одной стороны, с тотальной нехваткой ресурсов, необходимых для реализации утопичной социальной политики первых лет Советской власти. С другой стороны, можно предположить, что сам масштаб востребованности абортных операций был большой неожиданностью для настроенных вполне традиционно и патриархатно первых советских правителей и законодателей. Далее последовало введение полного запрета на аборт в советских медицинских учреждениях и уголовной ответственности за криминальный аборт для самой женщины, врача, лиц, выполнявших посреднические функции.