История государственной социальной политики по социальной поддержке семей в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Исторический аспект анализа социальной политики поддержки семей с детьми в Российской Федерации предполагает не только учет цели этой политики, но и учет того, что изменилось в этой политике в контексте социальных изменений российского общества. Поэтому анализу истории социальной политики, направленной на поддержку материнства и детства, должен предшествовать разговор о том, какие цели в отношении семей с детьми явно или скрыто ставились в ходе эволюции социальной политики в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО
ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
1. 2. Семейная политика в советский период
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
2. 2. Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми
2.3. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства
2.4. Федеральные Программы по поддержке семей и детей
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. 1. Цели государственной семейной политики
3. 2. Основные направления государственной семейной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Работа содержит 1 файл

типа курсовик.docx

— 72.48 Кб (Скачать)

В 90-е годы в Российской Федерации государством создана  новая социальная отрасль реабилитации семей и детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, что  является несомненным достижением.

Множество острых социальных проблем, стоящих перед семьей, определяют спектр направлений деятельности территориальных  центров социальной помощи семье  и детям. Динамика развития центров  социальной помощи семье и детям  в последние годы свидетельствует  о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении назревших, безотлагательных проблем семьи  и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказывать действенную и комплексную  помощь семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.

2.3 Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства

Послание президента Федеральному Собранию 2006 года дало новый  импульс в развитии законодательной  базы в поддержку материнства  и детства.

С 1 января 2007 года на территории Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов  в поддержку материнства и  детства, расширены социальные гарантии для граждан, имеющих детей.

Первым из числа  законодательных инициатив, направленных на реализацию инициатив Президента РФ, явился Федеральный закон от 5.12.2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» и утвержденное от 30.12.2006 N 865 "Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей",

Законом впервые  установлено право на пособие  по уходу за ребенком всем женщинам. Указанное пособие будут получать женщины по достижению ребенком возраста 1,5 лет, как подлежащие обязательному социальному страхованию (работающие), так и не подлежащие (не работающие). С 1 января 2007 года размер данного пособия увеличен с 700 до 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей - по уходу за вторым и последующими детьми, либо 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, производится по день исполнения ребенку полутора лет. При исчислении пособия должны учитываться районные коэффициенты.

Матерям, имеющим  право на отпуск по беременности и  родам, в период после родов, предоставлено  право выбора, со дня рождения ребенка  получать пособие по беременности и  родам или ежемесячное пособие  по уходу за ребенком.

Право на получение  государственных пособий также  теперь имеют временно проживающие  на территории РФ и подлежащие обязательному  социальному страхованию иностранные  граждане и лица без гражданства.

Помимо 4 видов пособий, существовавших ранее, введен новый  вид пособия - единовременное пособие  при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). Его  размер, так же, как и размер единовременного  пособия при рождении ребенка, составит 8000 рублей. Право на получение единовременного  пособия при передаче ребенка  на воспитание в семью имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Пособие назначается  и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей органом, уполномоченным производить назначение и выплату  данного пособия в соответствии с законодательством субъекта РФ. Источник финансирования выплат - средства федерального бюджета, предоставляемые  в виде субвенций субъектам РФ из Федерального фонда компенсаций.

С 1 января 2007 года уточнен  порядок финансирования расходов, связанных  с выплатой пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет  гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС.

Конкретизирована  категория граждан, выплата пособия  которым осуществляется за счет средств  Фонда социального страхования  РФ и средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда  социального страхования РФ, до достижения ребенком возраста полутора лет, а также  граждан, выплата пособия которым  осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования  РФ, в период ухода за ребенком в  возрасте от полутора до трех лет. К  этим категориям граждан относятся  не только граждане, находящиеся в  отпуске по уходу за ребенком, а  также граждане, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в  связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами  и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими  лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации  или лицензированию.

В отдельную категорию  выделены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному  социальному страхованию, в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет. Финансирование расходов, связанных с выплатой этой категории граждан пособия, осуществляется соответственно за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ и за счет средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 871).

Важным законодательным  актом является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно Закону с 1 января 2007 года предусмотрено предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка, и женщинам, родившим (усыновившим) третьего или последующих детей (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки). Дополнительные меры государственной поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных принятым Законом. Также правом на дополнительные меры государственной поддержки могут воспользоваться мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки  может быть реализовано не ранее  чем по истечении трех лет со дня  рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Для реализации дополнительных мер государственной поддержки  выделяются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного  фонда РФ, - материнский (семейный) капитал. Размер материнского (семейного) капитала составляет 250 тысяч рублей, который, в свою очередь, будет ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и  устанавливаться федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год. При этом Пенсионный фонд РФ и его территориальные  органы будут рассматривать заявления  о выдаче государственного сертификата  на материнский (семейный) капитал, равно  как и проверять обоснованность выдачи документов, удостоверяющих право  на дополнительные меры государственной  поддержки.

Лицо, получившее государственный  сертификат, может принять решение  о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных  условий;

- получение образования  ребенком (детьми). При этом средства (часть средств) материнского (семейного)  капитала могут быть направлены  на получение образования как  родным ребенком (детьми), так и  усыновленным (усыновленными), в том  числе первым, вторым, третьим ребенком  и (или) последующими детьми. Возраст  ребенка, на получение образования  которого может быть направлена  сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент  начала обучения по соответствующей  образовательной программе не  должен превышать 25 лет;

- формирование накопительной  части трудовой пенсии для  женщин, родивших (усыновивших) второго  ребенка, либо женщин, родивших (усыновивших)  третьего ребенка или последующих  детей, если ранее они не  воспользовались правом на дополнительные  меры государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки  семей, имеющих детей, может быть реализовано лицами, которые будут  получать с 2007 года государственный  сертификат на материнский (семейный) капитал, не ранее 2010 года, то есть спустя три года. В связи с этим установлено, что заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года должно быть подано в органы Пенсионного фонда РФ до 1 октября 2009 года.

2.4 Федеральные Программы по поддержке семей и детей

Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 26.01.2007 года № 279-р утверждена Концепция федеральной  целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа), включающая подпрограммы: "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья"

Актуальность федеральной  целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа), ее цели и задачи определяются исходя из наличия  не решенных в рамках предыдущих федеральных  целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Программа призвана обеспечить комплексный подход к  созданию благоприятных условий  для улучшения жизнедеятельности  и здоровья детей, к решению проблем  неблагополучия семей с детьми.

Отличие Программы  от ранее действовавших федеральных  целевых программ будет состоять в следующем:

- ориентированность  как на поддержку и развитие  детей, так и на профилактику  семейного неблагополучия и поддержку  семей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации, в первую  очередь семей с детьми-инвалидами;

- применение современных  технологий и инноваций при  решении проблем семей с детьми  в целом и детей в частности;

- направленность  целей и задач, а также мероприятий  Программы на достижение результатов,  оцениваемых основными целевыми  индикаторами и показателями  Программы.

Ранее действовавшие  федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения  детей в Российской Федерации, предусматривали  координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных  ресурсов для решения проблем  детей, возникающих в новых социально-экономических  условиях.

Программно-целевой  метод в реализации мер по улучшению  положения детей доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. При  реализации Программы учитывается  реализация субъектами Российской Федерации  мероприятий региональных программ, направленных на улучшение положения  детей.

Программы федерального и регионального уровней взаимно  дополняют друг друга. При их реализации осуществляются совместное финансирование и координация принимаемых мер, что повышает эффективность работы с детьми, проживающими на конкретной территории, располагающей собственными возможностями и ресурсами.

Целями Программы  являются создание благоприятных условий  для комплексного развития и жизнедеятельности  детей, государственная поддержка  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Задачами Программы  являются:

- обеспечение безопасного  материнства и рождения здоровых  детей, охрана здоровья детей  и подростков, в том числе репродуктивного  здоровья;

- профилактика и  снижение детской и подростковой  заболеваемости, инвалидности и  смертности;

- создание государственной  системы выявления, развития и  адресной поддержки одаренных  детей, сохранение национального  генофонда страны, развитие интеллектуального  и творческого потенциала России;

- профилактика социального  неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

- совершенствование  системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних;

- проведение эффективной  реабилитации и адаптации детей,  находящихся в трудной жизненной  ситуации;

- обеспечение полноценной  жизнедеятельности детей-инвалидов  и их интеграции с обществом;

- профилактика социального  сиротства, постепенный переход  от воспитания детей в учреждениях  интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение профессиональной  подготовки и социальной защищенности  выпускников детских учреждений  интернатного типа, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение указанных  целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья", входящий в Программу.

Информация о работе История государственной социальной политики по социальной поддержке семей в России