Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа
Актуальность темы. Исторический аспект анализа социальной политики поддержки семей с детьми в Российской Федерации предполагает не только учет цели этой политики, но и учет того, что изменилось в этой политике в контексте социальных изменений российского общества. Поэтому анализу истории социальной политики, направленной на поддержку материнства и детства, должен предшествовать разговор о том, какие цели в отношении семей с детьми явно или скрыто ставились в ходе эволюции социальной политики в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ПО
ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ
1. 1. Понятие семейной политики
1. 2. Семейная политика в советский период
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В РОССИИ
2. 1. Социальные льготы семьям с детьми
2. 2. Развитие нормативной правовой базы по поддержке семей с детьми
2.3. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства
2.4. Федеральные Программы по поддержке семей и детей
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. 1. Цели государственной семейной политики
3. 2. Основные направления государственной семейной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
В частности, выделены следующие принципы семейной политики, использованные и в российском законодательстве:
а) семья является главной ячейкой общества и поэтому заслуживает внимания, защиты и содействия для выполнения ее функций;
б) необходимо учитывать потребности всех типов семей, независимо от их функций, многообразие предпочтений социальных условий;
в) необходимо поощрять права и свободы индивида независимо от статуса каждого индивида в семье, ее типа;
г) семейная политика должна быть направлена на поощрение равноправия между мужчинами и женщинами в распределении домашних обязанностей и равноправия возможностей в плане занятости;
д) мероприятия Года семьи должны проходить на всех уровнях управления;
е) программы Года семьи должны быть направлены на оказание помощи семьям в осуществлении их функций, а не на подмену этих функций, укреплять присущие семье сильные стороны, включая огромный потенциал в плане самообеспечения и стимулировать самостоятельную деятельность в их интересах.
В документах ООН сформулированы также следующие основные задачи семейной политики:
а) защита прав семьи на уход за ее престарелыми и больными членами;
б) облегчение положения семей одиноких родителей, вынужденных постоянно сочетать труд с родительскими обязанностями;
в) защита семей от нищеты и лишений, а также от негативных воздействий на нее изменений в аграрной сфере, миграции, урбанизации экономике, которые часто ведут к невозможности выполнения семьей своих задач;
г) повышение способности
семей принимать грамотные
д) предотвращение развития наркомании и алкоголизации у членов семей;
е) создание условий
для профессионального
ж) обзор и пересмотр семейного законодательства;
з) выявление факторов, способствующих распаду и разрушению семьи;
и) предотвращение насилия в семье.
Данные подходы обобщили современную теорию и практику семейной политики демократических стран мира.
К базовым конституционным законам, закрепляющим права семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995), Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), Федеральный закон «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), Трудовой кодекс Российской Федерации (2002), Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2002), Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2002).
До принятия Кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.
Впервые в Кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье. Введение этой нормы является законодательным ответом на усиление жестокости в семье.
Также впервые законодательно закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, законодательно закреплен приоритет семейного воспитания детей, подробно регламентированы его формы: усыновление, опека и попечительство, приемная семья (которой не было ранее). Установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность, с учетом заслуживающих внимания обстоятельств, уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключение соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» вступил в действие с 19 мая 1995 года. Он впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.
В 90-е годы, в процессе
социально-экономической
Важное значение
в правовом обеспечении государственной
семейной политики и защиты прав семьи
и детей имеют соответствующие
статьи Гражданского кодекса Российской
Федерации (1994), Трудового кодекса
Российской Федерации (2002), Жилищного
кодекса РСФСР с
Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.
Анализ законодательства
в области государственной
1. Прямая государственная
денежная помощь семьям в
2. Натуральные выдачи семьям, имеющим детей.
3. Различные льготы, субсидии и компенсации семьям, имеющим детей (трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные и др.).
4. Социальные услуги, предоставляемые семьям, имеющим детей.
Прямая государственная денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей предоставляется в виде государственных денежных пособий, стипендий, компенсационных выплат, денежных средств на содержание детей в приемных семьях и пенсий. Она выплачивается в виде:
- государственных денежных пособий семьям, имеющим детей;
- государственных стипендий;
- ежемесячных компенсационных выплат;
- денежных средств
на содержание детей,
Можно выделить следующие особенности прямой денежной помощи семьям в связи с рождением и воспитанием детей:
категориальный подход (выделение особо нуждающихся в поддержке категорий семей). Так, в целях охраны здоровья беременных женщин поощряется денежным пособием постановка на учет в женской консультации в ранние сроки беременности, позволяющая обеспечить наблюдение за здоровьем беременной и плода. Обращает на себя внимание выделение таких льготных категорий семей, как семьи, пострадавшие от радиационных катастроф, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи;
постепенный переход от категориального принципа (учета типа семьи и особенности жизненной ситуации) к учету доходов семей;
преемственность форм поддержки - сохранение значительной части денежных выплат, введенных еще в советский период;
множественность источников финансирования пособий: федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальные бюджеты, внебюджетные источники;
установление выплат в твердой денежной сумме, причем размеры денежной помощи фактически не связаны с уровнем реальных потребностей семьи в поддержке (за исключением пособия по беременности и родам, выплачиваемого в размере среднего заработка в качестве компенсации этого заработка) и выплачиваются с учетом районного коэффициента;
заявительный принцип назначения денежных выплат и необходимость личного обращения за помощью;
назначение и выплата денежных средств в различных учреждениях: по месту работы, по месту учебы, в органах и учреждениях социальной защиты населения.
Трудовые, пенсионные, налоговые, жилищные, транспортные, оздоровительные и другие гарантии и льготы, компенсации и субсидии семьям, имеющим детей. Особенностью данной формы государственной поддержки семьям, имеющим детей, является право на льготу, компенсацию или субсидию только определенных категорий семей с детьми и граждан, первоочередность их предоставления определенным категориям и предоставление бесплатно или за половину стоимости, что создает для этих категорий населения определенные льготы и привилегии. К этой форме государственной поддержки семей с детьми относятся:
- трудовые гарантии и льготы;
- льготы в области пенсионного обеспечения для женщин;
- транспортные льготы для семей и детей;
- субсидии и льготы
по оплате жилья и
- безвозмездные субсидии
на строительство и
- льготы по приему и содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;
- права и льготы в области охраны здоровья семей;
- налоговые льготы
(либо освобождение от
Социальное
обслуживание различных
категорий населения установлен
- материальную помощь
гражданам, находящимся в
- консультативную
помощь клиентам
- социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях;- временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания;
- дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- реабилитационные
услуги инвалидам, лицам с
Социальное обслуживание
населения государственными учреждениями
социального обслуживания - это относительно
новая форма социальной помощи населению.
Начало ее формирования как целостной
системы связано с процессами
современной социально-