Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель исследования - определить методические основы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Объект исследования – методология работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Предмет исследования – работа социального педагога с детскими общественными объединениями.
Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными объединениями......................................................7
Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве. ……………...............................................................7
Роль социального педагога в обществе........................................19
Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями........................................................................26
Выводы по 1 главе………………………………………………….34
Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями…………….....................................................36
2.1. Приёмы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.........................................................................36
2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями в Российской Федерации..............................43
Выводы по 2 главе....................................................................................48
Заключение................................................................................................49
Литература................................
В педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии.
«Круглый стол» - беседа, в которой на равных участвует небольшая группа (обычно около пяти человек). Обмен мнениями происходит как между ними, так и с аудиторией (остальной частью группы).
«Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») предполагает выделение экспертной группы в составе 4—6 участников с заранее назначенным председателем. Вначале обсуждается намеченная проблема всеми экспертами, а затем они излагают свои позиции присутствующим. При этом каждый участник выступает с коротким сообщением.
«Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого группа участников вступает в обмен мнениями с аудиторией.
«Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
«Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих групп, и их опровержений. Вариантом дебатов являются так называемые британские дебаты, воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в британском парламенте: обсуждение начинается с выступления представителей сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны.
«Судебное заседание» — обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
«Техника аквариума» — особый вариант организации коллективного взаимодействия, применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Ход процедуры:
- педагог ставит проблему;
- педагог определяет подгруппы, которые обычно располагаются по кругу;
- педагог либо участники каждой из подгрупп выбирают человека, который будет представлять позиции подгруппы всем членам объединения;
- подгруппам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблем и определения общей точки зрения;
- педагог просит представителей подгрупп собраться в центре, чтобы высказать и отстоять позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам подгрупп разрешается передавать им указания записками;
- педагог может разрешить представителям, равно как и подгруппам, взять тайм-аут для консультаций;
- «аквариумное» обсуждение проблемы между представителями подгрупп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения;
- после такого обсуждения проводится его критический разбор всеми участниками.
В практике в качестве наиболее эффективного способа организации дискуссии используется разделение группы на подгруппы и последующая организация общения малых групп. В каждой из них между участниками распределяются основные роли-функции:
«ведущий» (организатор) — организовывает обсуждение проблемы, вовлекая в него всех членов группы;
«аналитик» — задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
«протоколист» — фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед собравшимися, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
«наблюдатель» — оценивает участие каждого члена группы на основе заданных критериев.
Порядок работы собравшихся; постановка проблемы; разбивка участников на группы, распределение ролей в малых группах, пояснения педагога о том, каково ожидаемое участие учащихся в дискуссии; обсуждение проблем в малых группах; представление результатов обсуждения перед всеми собравшимися; продолжение обсуждения и подведение итогов.
Ориентиры для социального педагога в выборе темы: соответствие темы социально-педагогическим задачам; значение и своевременность, значимость для всех членов группы; подготовленность самого педагога; достаточная зрелость членов группы для понимания и подробного изучения темы; отсутствие у них чрезмерной эмоциональной напряженности, связанной сданной проблемой.
Социальный педагог не должен допускать какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы.
Правила ведения дискуссии: выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего) - повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками; каждое высказывание должно быть подкреплено фактами; в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться; каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены; в ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивал, ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.
В
данной курсовой работе приведены в
качестве примера лишь некоторые приёмы
работы социального педагога с детскими
общественными объединениями, организации
в них групповой деятельности. В арсенале
социального педагога должны накапливаться
подобные технологические сценарии, что
обеспечит грамотность и четкость деятельности
в конкретной ситуации, создаст условия
для творческого преобразования собственной
практики [11, 202].
2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями
в
Российской Федерации.
Создать действительно оригинальное общественное объединение детей весьма сложно. Особенно в условиях явно недостаточного внимания к общественному движению детей государства и общества. Более того, последние десять, двенадцать лет звучало немало откровенных сомнений в том, стоит ли вообще этим заниматься. И прежде всего потому, что клуб или кружок не решают всех проблем, связанных с развитием общественной активности детей. Они не могут и не призваны решать вопросы удовлетворения некоторых насущных социальных потребностей ребенка.
Практика показывает, что сообществ, по-настоящему отвечающих признакам детских общественных объединений, в стенах школ (да и вне этих стен) встречается не слишком много.
Как подтверждают исследования, в среднем охват детей любыми детскими общественными объединениями и организациями сегодня невелик. На коллегии Министерства образования в мае 2001 г. приводилась весьма скромная цифра, характеризующая степень участия подростков в общественном движении - лишь около 10%.
Есть, конечно, в России регионы, где этот показатель будет значительно выше (Омская, Новосибирская, Смоленская, Нижегородская области, Татарстан и ряд других) [4, 54].
Социальные педагоги, защищающие права детей и привлекающие к деятельности социального служения детей - одно из стратегических направлений развития в современной России гражданских инициатив и строительства граждански го общества.
Сегодня есть все условия для эффективного социального партнерства детских общественных объединений и различных государственных учреждений, и примером тому является основанная в 1998 г. региональное общественное объединение «Детский досуговый благотворительный центр "Гномик"» (с 2004 г. входит в состав «Гражданского союза — детям России»).
За девять лет неустанной работы руководителей (социальных педагогов) волонтерскому коллективу РОО ДДБЦ «Гномик» многое удалось: реализован проект «Дайджест детской благотворительности», где впервые в Свердловской области распространялась Конвенция о правах ребенка, изданная многотысячным тиражом: успешно осуществлен проект «Детям Северного Урала - наше тепло» по восстановлению жизнедеятельности детского приюта в пос. Новая Ляля; семь лет реализовывалась программа по строительству, материальному и содержательному наполнению социально-педагогической деятельности в школе-интернате и СРЦНе г. Талица; постоянно действует проект «Ни дня без добрых дед!», в котором принимают участие юные таланты из детских учреждений культуры, общего эстетического образования, а нередко и издетских учреждений культуры, общего эстетического образования, а нередко и из социальных детских учреждений Свердловской области.
Ярким событием последнего времени стала постановка детского музыкального спектакля «Золушка» на французском языке силами смешанного детско-молодежного коллектива, состоящего из юных музыкантов и детей-сирот. Этот спектакль стал заметным явлением культуры и показателем успехов в социальной сфере Екатеринбурга и Свердловской области. Он был отмечен многочисленными дипломами и благодарственными письмами различных учреждений - от школ и детских домов до Французского Альянса и Государственной думы РФ.
Впереди, в чем уверены и руководители Центра, и волонтеры, и подопечные дети, еще немало благих дел и свершений, которые выведут на настоящую дорогу жизни тех молодых, кто стоит перед выбором своего жизненного пути.
Деятельность общественного объединения РОО ДДБЦ «Гномик» напрямую связана с деятельностью социальных педагогов [8, 39].
Социальные педагоги взаимодействуют со многими общественными объединениями по всей России, например, со скаутским объединением. Социальный педагог помогает организатору объединения в использовании потенциала существующей просоциальной группы (объединения) с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания опосредованных условий развития, реабилитации или коррекции отдельных личностей; оказание необходимой поддержки.
В
скаутском объединении
Скауты организуют палаточные лагеря из лесного материала, гармонирующего с окружающей природой. Строительным делом - сооружением часовни, столовой, мачты, ворот, моста и мостков, вышки - обычно занимаются старшие. А младшие разведчики должны научиться строить «патенты» — различные скаутские приспособления, изготовленные из подручного материала, которые делают жизнь в лагере более комфортной и уютной.
Поход, особенно многодневный, - не просто развлечение, но ещё и нелёгкий труд: надо пройти несколько километров в день, заготовить дрова, установить палатки, приготовить пищу, убрать за собой мусор, организовать досуг. И это надо делать каждый день, всем без исключений. Ничто нельзя переложить на плечи мамы или бабушки. Привлекая подростка к труду, мы воспитываем радость преодоления, познания нового. Усилие над собой, преодоление себя формируют характер подростка, трудовые навыки сплачивают коллектив. Ребят не пугают трудности. Чем труднее ставится задача, тем больше желающих её выполнить. Пример тому - очередь на ночные дежурства. Нелегко сократить свой отдых на два часа после тяжёлого дня, когда к тому же завтра снова в путь. А в пути надо зарисовывать маршрут, описывать встречающиеся растения, отмечать интересные события в дневнике похода.
В традициях скаутских лагерей оказывать помощь восстанавливающимся монастырям и храмам. Конечно, на восстановительных реставрационных и строительных работах нужен квалифицированный труд профессионалов, но и для подростков всегда находится работа на два-три часа в день. Это, как правило, благоустройство территории, уборка строительного мусора, помощь на несложных внутренних работах, таких, например, как покраска полов, протирка подсвечников. Ребята охотно подметают лестницы на колокольни, приносят в храм воду.
Чтобы сделать труд интересным, внести в него некую интригу, используем соревновательность. Поскольку летняя жизнь и деятельность скаутов проходят в основном на природе, трудовое воспитание неразрывно связано с экологическим. Юные разведчики дружины «Тверь» (организации российских юных разведчиков из города Кимры) ежегодно участвуют в проведении Дня земли - высаживают саженцы деревьев, убирают замусоренные территории.
Во все времена остаются актуальными слова В.А. Сухомлинского: «Народная педагогика учит: с той поры, как ребёнок научился нести ложку ко рту, он должен работать. Только тогда, когда труд в отрочестве, ранней юности становится духовной потребностью, в духовную жизнь юного гражданина входит самое дорогое - родная земля, Родина, судьба народа, его будущее».