Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель исследования - определить методические основы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Объект исследования – методология работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Предмет исследования – работа социального педагога с детскими общественными объединениями.
Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными объединениями......................................................7
Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве. ……………...............................................................7
Роль социального педагога в обществе........................................19
Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями........................................................................26
Выводы по 1 главе………………………………………………….34
Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями…………….....................................................36
2.1. Приёмы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.........................................................................36
2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями в Российской Федерации..............................43
Выводы по 2 главе....................................................................................48
Заключение................................................................................................49
Литература................................
4. Изучение особенностей детского общественного объединения и его воспитательного потенциала по следующей примерной программе:
1) Состав объединения, его структура.
2) Наличие помещения для сборов членов объединения (штаба) в соответствии с нормами, необходимость улучшения условий в помещении.
3) Материальная обеспеченность детского общественного объединения (наличие или отсутствие финансирования).
4) Характер взаимоотношений участников детского общественного объединения:
- между руководящими членами ДОО (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, резко конфликтные, аморальные и т.д.);
- между руководителями, другими взрослыми членами ДОО и детьми;
- положение детей в ДОО (обязанности членов объединения);
5) Наличие отклонений в поведении кого-либо из членов ДОО.
6) Уровень педагогической просвещенности, образовательный, культурный уровень членов ДОО (наличие подписки на педагогически ориентированную периодическую печать, есть ли дополнительная работа с личностью, сотрудничество с библиотекой, проводятся ли внутренние «корпоративные» мероприятия т. д.).
7) Воспитательный потенциал ДОО (высокий, неустойчивый,
слабый):
- интерес руководителей к литературе по воспитанию;
- осуществление контроля за членами ДОО, наличие у детей режима работы в ДОО;
- единство требований к членам ДОО, формы поощрения, наказания;
- включение ребенка во «взрослые» заботы ДОО (информированность о трудностях и успехах ДОО, участие в решении проблем).
8) Восприятие ДОО происходящего в мире, стране, городе, в других ДОО и т. д. (заинтересованное, равнодушное, негативное).
5. Определение положения детей в коллективе сверстников (лидер, «середняк», изгой), в сфере неформального общения («тусовка», секция, кружок, клуб и т. п.).
Следующий после постановки диагноза этап - поиск путей решения данной проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и определяются конкретные задачи предстоящей работы [10, 87]
Итак,
методика работы социального педагога
с детскими общественными объединениями
должна быть индивидуально подобрана
для конкретного случая. Использование
основ методики создаёт процесс сотрудничества,
который побуждает ребенка к проявлению
субъектной позиции, к саморазвитию его
личности, с одной стороны, и, с другой
стороны, способствует самосовершенствованию
личности взрослого.
Выводы к 1 главе.
Подводя итог сказанному в 1 главе курсовой работы, авторы, изучив и проанализировав литературу по теме «Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями», проанализировав методические аспекты работы социального педагога с детскими общественными объединениями, обобщили научно-методический аспект проблемы, рассмотрели позицию социального педагога в общественных объединениях.
Анализируя литературу, можно отметить, что детские общественные объединения - особый тип социальной общности эмпирически фиксированная совокупность индивидов, выступающая субъектом историко-культурного и социального действия. Большинство детей видит сегодня в детских объединениях возможность удовлетворить свои интересы, принести пользу людям, повысить свой престиж в глазах окружающих. В основе феномена «детское объединение» лежат связи типа взаимодействия по поводу согласования совместных усилий. Наиболее значимые из них: связи с целью создания условий и реализации прав, декларированных в совместно принятых документах, ориентированных на правила совместной жизнедеятельности; связи духовной регуляции (участники детского объединения придерживаются общих норм, ценностей, принципов поведения); связи координации в рамках социальной группы (детское объединение институализируется и приобретает управляемый характер).
Решающую роль в ДОО играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого, социального педагога). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех. что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода.
Работа
социального педагога с детскими
общественными объединениями во
многом зависит от его знаний методики
работы. В
современной практике социальных педагогов
преобладают два направления: совместная
работа с организаторами детского движения
по переориентации асоциальных групп
в просоциальные; совместная деятельность
с психологом, родителями, педагогами
по выведению отдельных несовершеннолетних
из групп асоциальной направленности,
переориентации их установок и поведения.
Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
2.1.
Приёмы работы
социального педагога
с детскими общественными
объединениями.
Детское общественное объединение – это детский коллектив. В педагогике в связи с разработкой теории коллектива, коллективной деятельности, теории и методики воспитательной работы достаточно подробно рассмотрены приемы работы социального педагога для организации групповой деятельности. Наиболее популярной технологией, которая может быть использована в практике социально-педагогической деятельности, является технология коллективно-творческой деятельности, построенная на взаимодействии детей в детских общественных объединениях. Дадим краткое описание ее алгоритма.
1. Постановка общей цели, для достижения которой дети разбиваются на группы (от 3 до 7 —9 человек). Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходят объединение детей на основе общей цели деятельности и создание условий для мотивации этой деятельности у каждого ребенка.
2. В ходе обсуждения всех проектов для осуществления выбирается один или создается сводный. Выбирается совет дела из представителей каждой группы. Этот орган коллективного управления призван распределить обязанности между всеми участниками дела. Дети учатся понимать точку зрения других, договариваться.
3. Совет дела осуществляет подготовку и проведение намеченного проекта через распределение поручений между группами, а также контроль их действий с целью оказания необходимой помощи. Каждая группа вносит свой вклад в реализацию общего проекта, причем от успеха одной группы зависит деятельность других, поэтому работа групп строится не на соперничестве, а на сотрудничестве. На этом этапе дети приобретают опыт коллективной деятельности, учатся понимать друг друга, заботиться друг о друге, оказывать помощь, получают различные практические умения и навыки, развивают или открывают свои способности.
4. Обсуждение удач и недостатков проведенного дела. Каждая группа анализирует свои действия, высказывая предложения на будущее. Данный этап способствует формированию у детей умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества детей.
Для развития группы важную роль играет процесс принятия группового решения. При грамотной организации социальным педагогом он включает четыре стадии.
1. Установление фактов. После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанному вопросу. На этом этапе важно ограничиться сбором фактов и избежать их оценивания.
2. Оценка фактов. Участники имеют право говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания регистрирует высказываемые мнения.
3. Поиск решений. Ведущими на данном этапе могут стать методы мозгового штурма и синектики.
4. Принятие решения. Варианты решения, полученные на третьей стадии групповой работы, сопоставляются с диагнозом, установленным на втором этапе. Одни из них отбрасываются, другие — объединяются, что и приводит к получению окончательного решения [11, 198].
Мозговой
штурм (брейнсторминг) как групповой
метод порождения идей активно используется
в работе социального педагога как с детскими
группами, так и с педагогическим коллективом
(на этапе выработки решения по сложным
социально-педагогическим задачам, например,
в рамках деятельности медико-психолого-
Процедура проведения брейнсторминга состоит из трех фаз:
1. Вступительная фаза. Сообщение правил деятельности, определение проблемы, требующей решения. Рекомендуемое время - 15 минут. Обязательное условие — грамотный ведущий, лаконично и доходчиво объясняющий условия.
2. Основная фаза. Свободное высказывание идей. Рекомендуемое время - 1 час. Обязательные условия — активная позиция ведущего, который, не подавляя участников, стимулирует их активность; присутствие наблюдателя, фиксирующего все идеи и высказывания участников.
3. Заключительная фаза. Подведение итогов. Собранные идеи передаются специалистам, занимающимся данной проблемой, для отбора наиболее ценных из них. Вариантом завершения брейнсторминга может стать выбор экспертной группы, которая подготовит обзор высказанных идей и сформулирует окончательное решение.
Синектика - своеобразная модель групповой творческой деятельности, предусматривающая семь основных шагов:
1. Первоначальная постановка проблемы.
2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации компетентным лицом (педагог, подготовленный член группы, специально приглашенное лицо).
3. Выяснение возможностей решения проблемы. Члены группы предлагают всевозможные пути решения проблемы. Педагог и эксперт при этом подробно комментируют их предложения, поясняя, почему они не подходят, хотя случайное решение проблемы путем удачных догадок в принципе возможно уже на этой ступени.
4. Переформулирование проблемы. Каждый член группы работает самостоятельно, исходя из собственного понимания.
5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальная формулировка временно откладывается).
6. Выдвижение образных аналогий. Педагог побуждает группу к поиску ярких, образных, метафорических аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений. Этот этап — ключевой для синектики. Используются личностные, символические и фантастические аналогии («Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был пораженной алкоголем печенью?»).
7. Подгонка намеченных группой подходов к решению проблемы или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
Групповая дискуссия. Дискуссия — целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все участники — каждый по-своему — участвуют в организации этого обмена.
На первых порах вовлечения группы в дискуссию усилия педагога сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. В дальнейшем в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов.
Дискуссия всегда решает задачи двух уровней: задачи конкретно-содержательного плана и задачи организации и взаимодействия в группе. В основе дискуссии лежит совместно распределенная деятельность.
Виды дискуссий: с педагогом в роли ведущего; с одним из членов группы в роли ведущего; без ведущего (самоорганизующаяся).