Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить методические основы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Объект исследования – методология работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Предмет исследования – работа социального педагога с детскими общественными объединениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными объединениями......................................................7
Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве. ……………...............................................................7
Роль социального педагога в обществе........................................19
Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями........................................................................26
Выводы по 1 главе………………………………………………….34
Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями…………….....................................................36
2.1. Приёмы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.........................................................................36
2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями в Российской Федерации..............................43
Выводы по 2 главе....................................................................................48
Заключение................................................................................................49
Литература................................

Работа содержит 1 файл

Нонна.docx

— 101.24 Кб (Скачать)

           Оглавление

       Введение………………………………………………………………......3

       Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными объединениями......................................................7

    1. Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве. ……………...............................................................7
    2. Роль социального педагога в обществе........................................19
    3. Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями........................................................................26

      Выводы по 1 главе………………………………………………….34

     Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями…………….....................................................36

       2.1. Приёмы работы  социального педагога с детскими общественными объединениями.........................................................................36

       2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями в Российской Федерации..............................43

       Выводы  по 2 главе....................................................................................48

       Заключение................................................................................................49

       Литература.................................................................................................51

       Приложение 1............................................................................................1 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.  

       Сложные и противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обусловливают реальную опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, обостряют проблемы вхождения детей в социальную среду, усиливают их отчужденность от взрослых. Поэтому становится жизненно важным воплощение теоретических концепций воспитания В. С.Библера, Е.В.Бондаревской, С.Ю.Курганова, Б.Д.Эльконина, основанных на создании диалога возрастов, диалога культур. Воспитание предстает как необходимое условие социализации личности, экономически и социально обусловленный процесс, выполняющий в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции:

- сохранение, воспроизводство и развитие культуры;  
- обслуживание исторического процесса смены поколений;  
-    формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.

       Такое понимание воспитания приводит к  осуществлению принципа дополнительности, имеющего в виду отказ от "школоцентризма и этатизма" (термин О.С.Газмана). Школа перестает быть монопольным  институтом воспитания. В гражданском  обществе воспитание осуществляется и  через различные формирования типа клубов, кружков, мастерских, организаций, объединений которые и составляют содержание понятия "детские общественные объединения". Добровольность вхождения и свобода выхода из объединения, отсутствие жесткой заданности и регламентированности деятельности, возможность реализации прав и свобод, закрепленных Конвенцией ООН "О правах ребенка", создают иные, чем, например, семья и школа, условия для развития личности.

       Важным  для нашего исследования являются разработки по проблемам  работы социальных педагогов в детских общественных объединениях.

       Однако. демократические преобразования в обществе делают малопродуктивной традиционную практику воспитания, предписывающую детям роль объектов воздействия. В современном мире растущий человек все чаще обнаруживает реальную возможность самостоятельного выбора способов поведения, форм общения, источников мировоззрения. Наиболее соответствует гуманистическому, личностно- ориентированному воспитанию осуществление принципа сотрудничества взрослых и подростков в детских общественных объединениях.

       В последнее десятилетие проблема сотрудничества социальных педагогов и детских общественных объединений разрабатывается в различных аспектах. Как социально-психологический процесс рассматривают сотрудничество с детьми М.А.Вейт, Б.Г.Огаянц, Е.В.Субботский. Позиция взрослого в сотрудничестве с подростками представлена как проявление педагогического творчества в работах А.С. Белкина, И.Д.Демаковой, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова.

       Потребность в сотрудничестве с социальным педагогом ощущается в современных детских общественных объединениях; они наряду с другими формированиями нынешней системы дополнительного образования становятся источником гуманистического обновления педагогических средств, тем культурным фоном, который имеет неограниченные возможности для развития подростка, его самоопределения и самореализации. Актуализация этих идей становится возможной лишь в том случае, когда есть взрослый, у которого сформирована готовность к особому типу взаимодействия с детьми, если он владеет стратегией сотрудничества в детском объединении. В связи с этим проблема сотрудничества взрослого и подростков в общественном объединении требует своего теоретического и методического обеспечения.

                 Однако, в современных психолого-педагогических исследованиях еще не нашли достаточно широкого научного обоснования методические основы сотрудничества социального педагога и детей в разнообразных детских общественных объединениях. Все это и определило тему нашего исследования: "Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями".

       Цель  исследования - определить методические основы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.

       Объект  исследования – методология работы социального педагога с детскими общественными объединениями.

       Предмет исследования – работа социального  педагога с детскими общественными  объединениями.

       Гипотезу  исследования составляют следующие  положения:  
- использование методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями, создаёт процесс сотрудничества, который побуждает ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию его личности, с одной стороны, и, с другой стороны, способствует самосовершенствованию личности взрослого.

       Обозначенные  тема и цель исследования обусловили решение следующих задач:

       - проанализировать методические аспекты работы социального педагога с детскими общественными объединениями как предмет научного знания;  
- выявить специфику работы социального педагога и детских общественных объединений;  
- рассмотреть позицию социального педагога в детских общественных объединениях.

       Опираясь  на методологию и теорию выбранных  концептуальных подходов, был определен  комплекс основных методов исследования:

- изучение и использование опыта ведущих педагогов, работающих над этой темой;

 - теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической и учебно-методической литературы;

- изучение  и обобщение опыта детских учебных заведений Российской Федерации.

- метод наблюдения.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

       В первой главе нашей работы мы рассмотрим роль социального педагога в обществе, понятие, развитие и сущность детских общественных объединений, методику работы социального педагога с детскими общественными объединениями.

       Во  второй главе  раскрываются практические аспекты методики работы  социального педагога с детскими общественными объединениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Теоретические  аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными  объединениями.

    1. Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве.
 

       Детское общественное объединение (ДОО) - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации: особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка;    педагогически преобразованный социум. ДОО можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную педагогическую воспитательную систему, включенную в воспитательное   пространство конкретного социума.

       На  современном этапе детские объединения представлены множеством форм с разнообразным содержанием деятельности. Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привел к стихийному росту различных по своей направленности детских общественных объединений. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку В последнее время резко возросло число неформальных (нередко нелегальных) детских и молодежных объединении самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической): среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной  направленностью.

       Новый этап организованного детского движения только набирает силы. Чаше всего базой  нарождающегося опыта становятся школа и учреждения дополнительного образования — основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении   процессом   развития   личности ребенка, становится серьезной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям   негативной   направленности.

       Детское общественное объединение имеет большие  воспитательные  возможности:

       1) форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;

       2) разумно организованный досуг детей - среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях (от рядового, заинтересованного, ответственного участника до лидера-организатора), в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности, как личность со своей гражданской позицией (пусть в стадии зарождения); может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в "республики", "министров",  "президентов");

       3)   эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных,   неравнодушных;

       4)   мир игры, фантазии, свободы творчества: "мир настоящего детства" - самого ценного в жизни растущего человека.

       Детские объединения возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям,  учреждениям   и  т.д. [ 3, 48].

       Большую роль в создании детских общественных объединений играют конкретные  программы,  конкурсы,  фестивали (федерального регионального, местного значения), предлагаемые детям. Базой их деятельности могут быть школы, внешкольные учреждения, предприятия, воинские части, редакции газет, журналов, студии телевидения, клубы по месту жительства, летние оздоровительные лагеря, взрослые общественные структуры.

       Как реальность воспитательного пространства детские общественные объединения поддержаны нормативно-правовыми государственными законами "Об общественных объединениях" (1990). "О поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1996). "Об образовании" (1998), а также региональными правовыми актами. Первый закон определяет главную цель – «развитие активности и самодеятельности граждан», а принципами создания и деятельности провозглашает добровольность, равноправие членов, самоуправление, гласность. Закон определяет отношение государства к детским общественным и молодежным объединениям: признание их юридической самостоятельности, установление договорных отношений как "партнеров", материальную и финансовую поддержку, льготную налоговую  политику.

Информация о работе Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объ