Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель исследования - определить методические основы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Объект исследования – методология работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Предмет исследования – работа социального педагога с детскими общественными объединениями.
Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными объединениями......................................................7
Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве. ……………...............................................................7
Роль социального педагога в обществе........................................19
Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями........................................................................26
Выводы по 1 главе………………………………………………….34
Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями…………….....................................................36
2.1. Приёмы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.........................................................................36
2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями в Российской Федерации..............................43
Выводы по 2 главе....................................................................................48
Заключение................................................................................................49
Литература................................
Детские общественные объединения различаются и по характеру взаимосвязи с государственными и общественными структурами. ДОО сегодня стали органичной частью воспитательных систем многих школ и учреждений дополнительного образования. Чаще всего формами их работы в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, комитеты), клубы по различным направлениям образовательной деятельности (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные группы, созданные для подготовки и проведения традиционных дел и событий. Эти объединения положительно влияют на воспитательную систему школы: преодолевается односторонность образовательного процесса, меняются позиции детей и взрослых, обогащается содержание их взаимоотношений, расширяется воспитательное пространство школы.
Исторически сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 1998 г. они отметили свое 80-летие). В свою очередь, внешкольные учреждения с 20-х гг. становятся центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, "кузницей кадров" организаторов, руководителей детского движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - "досуговое пространство" детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, то, что цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможность выбора, "проб и ошибок", смены занятий, проявления своего Я в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.
Именно эта общность внешкольных учреждений (сегодня они называются учреждениями дополнительного образования) и детских общественных объединений, традиции, опыт их взаимодействия на протяжении 80 лет привели к тому, что в современных условиях внешкольное воспитание (его государственные структуры) стало основной базой, где сохраняются воспитательные традиции детского, прежде всего пионерского, движения.
В результате взаимодействия государственных и общественных структур на базе учреждений дополнительного образования в конкретном социуме возникает новое детское объединение (государственно-общественное), в котором интегрируются обучение и воспитание, осуществляются социализация и саморазвитие, формируется в широком смысле позиция юного гражданина. Роль таких объединений в воспитательном пространстве представляется особенно перспективной, хотя сегодня они разрозненны; процесс их консолидации под разными "флагами" идет медленно. Механизм государственной поддержки не работает. Поэтому изменилось и место детского движения в многоуровневом воспитательном пространстве [3, 52].
Итак,
изменившиеся условия конца 90-х годов
XX века существенно повлияли на процессы
формирования социального опыта детей
и подростков. Значительно расширился
разрыв между традиционным признанием
ценности детства для индивидуальной
жизни человека, значимостью для общества
направленности детских интересов, занятий,
форм досуга подрастающего поколения.
Концепция гуманистического воспитания,
основанная на идее уважительного отношения
к ребенку как активному субъекту собственного
развития, оказывается все больше востребованной
в социальной педагогике. Детские общественные
объединения занимают важное место в воспитательном
и социальном пространстве, они являются
особой педагогически организованной
средой жизнедеятельности ребенка;
педагогически преобразованным социумом.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения и за его пределами. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения, в том числе и детской общественной организации.
Отечественная педагогика имеет опыт решения социальных проблем детей. Это, прежде всего, деятельность учителей, классных руководителей, организаторов детских общественных объединений, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника.
Изменились условия в стране, изменилось отношение к учителю, и в новых условиях стало необходимым решать социальные проблемы на качественно новом уровне – профессиональном. В этих условиях возникла необходимость создания в школе специальной социальной службы [5,59].
В настоящее время должность социального педагога введена во многих школах. При этом чаще всего этот специалист выполняет функции либо воспитателя, который занимается культурно-досуговой работой со школьниками во внеучебное время (ранее этим занимался пионервожатый), либо социального работника.
Однако
реальная практика школ убедительно
показывает, что этот специалист имеет
свой специфический объем
Он может помочь:
а) учителю, родителям или организатору детского общественного объединения: разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию; организовать социально-педагогическую работу с детьми; помочь в разрешении конфликта между учителем или руководителем детского объединения и учеником; учителем, учеником и его родителями; учителем и классом и пр.;
б) ученику советами (консультацией): в работе по самосовершенствованию; как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации (отношения) в классе, с учителем, с родителями, отношения в детском общественном объединении с группой, с руководителем;
в) родителям консультацией, советом, методической помощью в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью);
г) для корректировки социально-педагогической работы со своим ребенком;
д) в развитии (согласовании) отношений с учителем в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.
Социальный педагог, оказывая социальную помощь ребенку, реализует при этом следующие функции:
Социальные педагоги как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, культуры, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя при этом свои функции во взаимосвязи с семьей и личностью. Большую роль в выполнении обязанностей социального педагога играет профессиональное мастерство, которое необходимо повысить в деятельности специалиста.
Как показывает опыт многих школ и объединений, в современных условиях социально-педагогическая деятельность специалиста может быть представлена в широких пределах. Данный факт диктует необходимость введения специализаций в социальной педагогике. Наиболее характерными специализациями социального педагога могут быть: организатор внеучебной работы (классный воспитатель); организатор досуга; педагог-психолог; социолог; социальный работник; методист.
Итак, социальный педагог может быть и сам организатором досуга детей, в том числе и руководителем детского общественного объединения. Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение, журналистика и др.).
Объектом деятельности социального педагога - организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы детей по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть: организация досуга с различными категориями детей; подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.; помощь учителю в подготовке и проведении классных досуговых мероприятий; привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников; организация художественной самодеятельности; организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников; организация досуга учителей; взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами, детскими объединениями района, города по социально-педагогической работе с детьми. Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов различных специализаций может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в рамках дополнительного профессионального образования. В настоящее время возросла роль специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой, детскими общественными объединениями и другими социальными институтами [5, 69].
Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального педагога и ребенка – оптимизация механизмов социального функционирования индивидов или социальной группы, предполагaющая: самостоятельность ребёнка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности.
Техника межличностного взаимодействия с детьми выстраивается в соответствии со следующими принципами:
В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворения потребностей ребенка, его реабилитации, адаптации и восстановления социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и ребенком для создания атмосферы помощи и поддержки формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление подопечному возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал.
Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям - проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации [7, 59].
Статус
современного социального педагога
не выдуман и не рожден спонтанно.
Он формируется под влиянием сегодняшних
реалий. Приоритетное место в нем
принадлежит деятельному