Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить методические основы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Объект исследования – методология работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Предмет исследования – работа социального педагога с детскими общественными объединениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными объединениями......................................................7
Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве. ……………...............................................................7
Роль социального педагога в обществе........................................19
Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями........................................................................26
Выводы по 1 главе………………………………………………….34
Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями…………….....................................................36
2.1. Приёмы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.........................................................................36
2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями в Российской Федерации..............................43
Выводы по 2 главе....................................................................................48
Заключение................................................................................................49
Литература................................

Работа содержит 1 файл

Нонна.docx

— 101.24 Кб (Скачать)

       В качественно новом социальном статусе  специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности.

       Вместе  с тем социальный статус современного социального педагога сложился в  последние годы, в условиях опыта, свободные от жесткой регламентации  и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, деятельность которого является важным связующим  звеном между жителями социума и  социально – культурными институтами, задействованными в сфере свободного времени.

       В целевой установке специалиста  можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:

       - увеличить степень самостоятельности ребенка с дошкольного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, его способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга;

       - создать условия, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности.

       В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди часто сталкиваются с проблемами, которые не могут  решить ни они сами, ни семья, ни друзья. Поэтому возникает необходимость  в грамотном, квалифицированном  помощнике – социальном педагоге, который сам выходит на контакт  с семьей, личностью.

       Он  как бы ставит социальный диагноз, изучает  психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в  мир его интересов, в круг общения, в условия его жизни и выявляет проблемы личности.

       Таким образом, социальный педагог может  работать как штатная единица  общеобразовательных, культурно –  досуговых, спортивно – оздоровительных  учреждений, службы социальной защиты и социального обеспечения правоохранительных органов, а также осуществлять в  установленном порядке индивидуальную – трудовую деятельность. Главная роль социального педагога заключается в создании условий для социального и профессионального саморазвития детей, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. 

    1. Методика  работы социального  педагога с детскими общественными объединениями.
 

       Прежде  чем раскрыть методику работы социального педагога с детскими общественными объединениями, необходимо сказать, что социальный педагог должен знать и отчётливо осознавать само понятие «общественное объединение», как оно образовывается, виды и формы детских общественных объединений, их структура.

       Итак, общественное объединение — некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.п.

       Согласно  ФЗ РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», общественные объединения  носят некоммерческий характер, создаются на основе общности интересов для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей. Возможными формами общественных объединений выступают:

       общественная  организация;

       общественное  движение;

       общественный  фонд;

       общественное  учреждение;

       орган общественной самодеятельности.

       Для образования общественного объединения  любой из возможных форм необходима инициатива отдельной личности или группы лиц, связанных общей проблемой, и проведение учредительного собрания. В повестку собрания входят вопросы принятия решения о создании объединения, утверждения устава, выбора руководящего и ревизионного органов. Устав объединения определяет: название, цели, организационно-правовую форму; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения, территорию его деятельности; условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов; порядок внесения изменений и дополнений в устав; источники финансирования; порядок реорганизации или ликвидации объединения.

       В дальнейшем общественные объединения  могут существовать как объединение  физических лиц либо регистрироваться как юридическое лицо.

       Разновидностью  общественных объединений являются детские и молодежные общественные объединения.

       Детские общественные объединения, с одной стороны, сами становятся субъектом социальной защиты детей, а с другой - призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях. Объединение детей и молодых людей в организации, группы по интересам, как показывает отечественный и международный опыт, есть важный путь решения проблемы социальной защиты личности в условиях быстро меняющегося мира. Специфика подобных организаций - необходимость или желательность участия взрослых - определяет возможные направления сотрудничества социального педагога с ними [11, 187].

       Для повышения эффективности и качества  работы с детскими общественными  объединениями социальному  педагогу следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального или муниципального уровня.

       Существует  целый ряд проблем муниципального уровня, без знания которых методика работы конкретного социального педагога детскими общественными объединениями (и развитие социальной педагогики в целом) не может быть научной, системной, а следовательно, эффективной. Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

  • уяснить себе структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в детских общественных объединениях;
  • познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;
  • уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога со стороны управления образования;
  • ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в детских общественных объединениях;
  • ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных детских общественных объединений города;
  • изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системы города;
  • определить место своего детского общественного объединения на социально-педагогической карте города.

       При работе с детским общественным объединением социальный педагог обязательно  должен знать типовую методику работы с конкретной социально-педагогической проблемой, которая может возникнуть в детском общественном объединении. Данная методика  включает следующие этапы:

       1. Определение социально-педагогической  проблемы: содержания проблемы; внешних признаков проблемы; типа и уровня проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная; индивидуальная, групповая и др.); характера проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и др.).

       2. Ситуационный анализ: общее описание социально-педагогической ситуации; истоки возникновения проблемы; организационная структура, в рамках которой возникла проблема; типовые реальные (сложившиеся в данном детском общественном объединении) отношения и взаимодействия субъектов в изучаемой ситуации; описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.п.;  профессиональное понимание социально-педагогической проблемы; определение пределов проблемы для работы социального педагога и руководителей детского общественного объединения, форм их взаимодействия.

       3. Определение социально-педагогической стратегии  подготовка программы и рабочего плана деятельности: определение объекта и предмета; определение целей и задач; определение содержания деятельности; выработка показателей и критериев оценки; разработка инструментария социально-педагогической деятельности; описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации; разработка логической схемы анализа полученных данных; определение перспектив социально-педагогической деятельности; разработка рабочего плана.

       4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.

       5. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности: основные выводы по задачам, характеризующим фактическое состояние социально-педагогической проблемы; выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее разрешению); оценка реальности и значимости проблемы; выводы о возможности применения готовых (типовых) технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта; обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы.

       6. Разработка социально-педагогической технологии: уточнение по итогам проведенных исследований социально-педагогического заказа; детализация проблемы; определение причин проблемной ситуации; определение действующих и нейтральных факторов; определение социально-педагогического и психологического фона деятельности; разработка концептуальных основ разрешения проблемы; разработка возможных моделей (или путей) разрешения проблемы; обоснование выбора модели (или пути) решения социально-педагогической проблемы.

       7. Реализация социально-педагогического проекта.

       Основные  методы социального проектирования, используемые в деятельности социального  педагога: социально-педагогическое конструирование - мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами; социально-педагогическое моделирование - многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы; социальное проектирование — обоснованное конструирование в знаковой форме модели социально-педагогической системы; социально-педагогическое планирование (способ реализации проекта) - функциональная и временная детализация социально-педагогической деятельности по реализации проекта (достижение сформулированных в проекте целей, определение порядка, последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств); социально-педагогическое программирование - полное всестороннее обоснование реализации проекта с прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего, ресурсного, организационного и результирующего; социально-педагогическая технология - подготовленная к практической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели [10,56 ].

       Социально-педагогическая деятельность с детскими общественными объединениями различной направленности может реализовываться по нескольким направлениям:

       -  использование потенциала существующих просоциальных групп (объединений) с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания опосредованных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной личности; оказание просоциальным группам необходимой поддержки;

       -  инициирование создания групп социальной направленности, таких как группы «Милосердия», детских социальных инициатив, группы взаимопомощи и взаимоподдержки; включение данных групп в систему социально-педагогической деятельности учреждения, микросоциума;

       -  совместная работа с организаторами детского движения по переориентации асоциальных групп в просоциальные;

       -  совместная деятельность с психологом, родителями, педагогами по выведению отдельных несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентации их установок и поведения.

       Последние два направления в современной  практике социальных педагогов преобладают.

       В социальной педагогике существует методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями с  целью выявления социальных и  личностных проблем детей.

       Данная  методика состоит из следующих взаимосвязанных  этапов.

       1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.

       2. Изучение индивидуальных особенностей детского общественного объединения: использование метода наблюдения, диагностических методик, бесед с членами, обращение к документации объединения и др.

       3. Наблюдение за детьми в различных условиях, ситуациях с целью выявления: отношения к учебе (успеваемость, уровень знаний, мотивы учения познавательный интерес к определенному предмету);

       -  его отношения к труду (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда и т. д.);

       -  участия во внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции, клубы);

       -  досуговых предпочтений;

       - наличия профессиональной направленности (мотивы выбора).

Информация о работе Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объ