Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа
Цель исследования - определить методические основы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Объект исследования – методология работы социального педагога с детскими общественными объединениями.
Предмет исследования – работа социального педагога с детскими общественными объединениями.
Введение………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия социального педагога с детскими общественными объединениями......................................................7
Детские общественные объединения в воспитательном и социальном пространстве. ……………...............................................................7
Роль социального педагога в обществе........................................19
Методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями........................................................................26
Выводы по 1 главе………………………………………………….34
Глава 2. Исследовательская работа, направленная на рассмотрение использования методики работы социального педагога с детскими общественными объединениями…………….....................................................36
2.1. Приёмы работы социального педагога с детскими общественными объединениями.........................................................................36
2.2. Взаимодействие социальных педагогов с детскими общественными организациями в Российской Федерации..............................43
Выводы по 2 главе....................................................................................48
Заключение................................................................................................49
Литература................................
В
качественно новом социальном статусе
специалиста доминирующими
Вместе
с тем социальный статус современного
социального педагога сложился в
последние годы, в условиях опыта,
свободные от жесткой регламентации
и администрирования. Этот статус определяется
социальной ролью специалиста, деятельность
которого является важным связующим
звеном между жителями социума и
социально – культурными
В целевой установке специалиста можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:
- увеличить степень самостоятельности ребенка с дошкольного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, его способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга;
- создать условия, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности.
В
сфере досуга, как и в других
областях жизни, люди часто сталкиваются
с проблемами, которые не могут
решить ни они сами, ни семья, ни друзья.
Поэтому возникает
Он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, в круг общения, в условия его жизни и выявляет проблемы личности.
Таким
образом, социальный педагог может
работать как штатная единица
общеобразовательных, культурно –
досуговых, спортивно – оздоровительных
учреждений, службы социальной защиты
и социального обеспечения
Прежде чем раскрыть методику работы социального педагога с детскими общественными объединениями, необходимо сказать, что социальный педагог должен знать и отчётливо осознавать само понятие «общественное объединение», как оно образовывается, виды и формы детских общественных объединений, их структура.
Итак, общественное объединение — некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.п.
Согласно ФЗ РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», общественные объединения носят некоммерческий характер, создаются на основе общности интересов для удовлетворения духовных или нематериальных потребностей. Возможными формами общественных объединений выступают:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности.
Для
образования общественного
В дальнейшем общественные объединения могут существовать как объединение физических лиц либо регистрироваться как юридическое лицо.
Разновидностью общественных объединений являются детские и молодежные общественные объединения.
Детские общественные объединения, с одной стороны, сами становятся субъектом социальной защиты детей, а с другой - призваны подготовить их к социальной самозащите, к выживанию в новых социально-экономических условиях. Объединение детей и молодых людей в организации, группы по интересам, как показывает отечественный и международный опыт, есть важный путь решения проблемы социальной защиты личности в условиях быстро меняющегося мира. Специфика подобных организаций - необходимость или желательность участия взрослых - определяет возможные направления сотрудничества социального педагога с ними [11, 187].
Для
повышения эффективности и
Существует
целый ряд проблем
При работе с детским общественным объединением социальный педагог обязательно должен знать типовую методику работы с конкретной социально-педагогической проблемой, которая может возникнуть в детском общественном объединении. Данная методика включает следующие этапы:
1.
Определение социально-
2. Ситуационный анализ: общее описание социально-педагогической ситуации; истоки возникновения проблемы; организационная структура, в рамках которой возникла проблема; типовые реальные (сложившиеся в данном детском общественном объединении) отношения и взаимодействия субъектов в изучаемой ситуации; описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.п.; профессиональное понимание социально-педагогической проблемы; определение пределов проблемы для работы социального педагога и руководителей детского общественного объединения, форм их взаимодействия.
3. Определение социально-педагогической стратегии подготовка программы и рабочего плана деятельности: определение объекта и предмета; определение целей и задач; определение содержания деятельности; выработка показателей и критериев оценки; разработка инструментария социально-педагогической деятельности; описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации; разработка логической схемы анализа полученных данных; определение перспектив социально-педагогической деятельности; разработка рабочего плана.
4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.
5. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности: основные выводы по задачам, характеризующим фактическое состояние социально-педагогической проблемы; выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее разрешению); оценка реальности и значимости проблемы; выводы о возможности применения готовых (типовых) технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта; обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы.
6. Разработка социально-педагогической технологии: уточнение по итогам проведенных исследований социально-педагогического заказа; детализация проблемы; определение причин проблемной ситуации; определение действующих и нейтральных факторов; определение социально-педагогического и психологического фона деятельности; разработка концептуальных основ разрешения проблемы; разработка возможных моделей (или путей) разрешения проблемы; обоснование выбора модели (или пути) решения социально-педагогической проблемы.
7. Реализация социально-педагогического проекта.
Основные методы социального проектирования, используемые в деятельности социального педагога: социально-педагогическое конструирование - мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами; социально-педагогическое моделирование - многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы; социальное проектирование — обоснованное конструирование в знаковой форме модели социально-педагогической системы; социально-педагогическое планирование (способ реализации проекта) - функциональная и временная детализация социально-педагогической деятельности по реализации проекта (достижение сформулированных в проекте целей, определение порядка, последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств); социально-педагогическое программирование - полное всестороннее обоснование реализации проекта с прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего, ресурсного, организационного и результирующего; социально-педагогическая технология - подготовленная к практической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели [10,56 ].
Социально-
- использование потенциала существующих просоциальных групп (объединений) с целью решения задач педагогизации социальной среды, создания опосредованных условий развития, реабилитации или коррекции конкретной личности; оказание просоциальным группам необходимой поддержки;
- инициирование создания групп социальной направленности, таких как группы «Милосердия», детских социальных инициатив, группы взаимопомощи и взаимоподдержки; включение данных групп в систему социально-педагогической деятельности учреждения, микросоциума;
- совместная работа с организаторами детского движения по переориентации асоциальных групп в просоциальные;
- совместная деятельность с психологом, родителями, педагогами по выведению отдельных несовершеннолетних из групп асоциальной направленности, переориентации их установок и поведения.
Последние два направления в современной практике социальных педагогов преобладают.
В социальной педагогике существует методика работы социального педагога с детскими общественными объединениями с целью выявления социальных и личностных проблем детей.
Данная методика состоит из следующих взаимосвязанных этапов.
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детского общественного объединения: использование метода наблюдения, диагностических методик, бесед с членами, обращение к документации объединения и др.
3. Наблюдение за детьми в различных условиях, ситуациях с целью выявления: отношения к учебе (успеваемость, уровень знаний, мотивы учения познавательный интерес к определенному предмету);
- его отношения к труду (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда и т. д.);
- участия во внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции, клубы);
- досуговых предпочтений;
- наличия профессиональной направленности (мотивы выбора).