Исследование социальной политики ООО «Тюменьобл» и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендации по формированию эффективной социальной политики ООО «Тюменьобл». В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
1) изучить сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием;
2) рассмотреть принципы и методы социальной политики предприятия;
3) осветить зарубежный опыт социальной политики предприятия;
4) провести анализ организационно – функционального механизма социальной политики ООО «Тюменьобл»;
5) дать анализ технико-экономический деятельности ООО «Тюменьобл»;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях
1.1. Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием
1.2. Принципы и методы социальной политики предприятия
1.3. Зарубежный опыт социальной политики предприятия
2. Исследование социальной политики ООО «Тюменьобл» и ее совершенствование
2.1. Анализ организационно-функционального механизма социальной политики
2.2. Технико-экономический анализ деятельности ООО «Тюменьобл»
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Тюменьобл»
2.4. Анализ социальной политики предприятия
2.5. Разработка рекомендаций по формированию эффективной социальной политики ООО «Тюменьобл»
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

измененная Соцполитика - Курс.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Пенсионным страхованием по месту работы охвачено свыше 90% работников фирм с численностью персонала более 100 человек. В некоторых компаниях принята такая система, при которой предприниматели дополняют взносы работников в пенсионный фонд. Для производственных рабочих размеры пенсий по старости исчисляются, как правило, с учетом стажа работы путем умножения определенной суммы на количество отработанных ими в компании лет. Раньше для получения пенсии необходимо было отработать в одной компании не менее 15, сейчас - не менее 10 лет. Если этот обязательный период работы для получения пенсии прерывается, то работник может потерять до половины накопленной на его пенсионном счету суммы. Если работник меняет место работы, отработав на одном и том же предприятии 10 лет, его пенсионный счет сохраняется - и по достижении пенсионного возраста он будет получать пенсию. В течение трудовой жизни работник, таким образом, может заработать несколько пенсий в разных компаниях, но тот, кто работал все это время в одной и той же компании, получает пенсию, как правило, большую, так как размеры пенсии прямо пропорционально зависят от стажа.

Наряду с пенсионным страхованием каждый работник может иметь несколько видов медицинской страховки, которые предусматривают: хирургическое лечение, пребывание в больнице, консультации специалистов. По месту работы (настоящей или прежней) имеют страховку свыше 80% американцев. Частное страхование обычно распространяется не только на самого работника, в том числе вышедшего на пенсию, но и на членов его семьи. В 88 человеко-лет оцениваются, например, будущие потенциальные выплаты выходящему на пенсию 60-летнему служащему, охваченному частным медицинским страхованием, у которого 30-летняя жена и годовалый ребенок. В расчетах предстоящих выплат учитывается средняя ожидаемая продолжительность жизни самого пенсионера (78 лет), его жены (80 лет), а также возраст ребенка, который будет пользоваться этой страховкой до 21 года.

На предприятиях, учреждающих социальные программы, практически все работники охвачены страхованием жизни. Размеры страховых выплат в случае смерти зависят обычно от заработка. Сумма страховки может составлять 100-200% годового фонда заработной платы работника. Финансирование страхования жизни, как правило, осуществляется за счет предпринимателей.

Пособиями по болезни обычно охвачено подавляющее число административно-управленческого персонала, технических и конторских служащих. В меньшей степени оно распространено на производственных рабочих. Продолжительность отпусков по болезни колеблется от 2-3 дней в году до 6 месяцев. Предоставление льгот в этой области зависит прежде всего от стажа работы. Наибольшие льготы обычно имеют представители административно-управленческого персонала. Управляющий со стажем 20 лет и более может получать оплачиваемый отпуск по болезни продолжительностью 4 месяца. Что же касается рядовых работников, то частичная компенсация заработной платы в период болезни распространяется на постоянных работников, проработавших в компании не менее года (непрерывно). При стаже работы до 5 лет оплата отпуска производится только со второй недели болезни; после 5 лет стажа - со времени начала заболевания. Пособие но болезни выплачивается во многих компаниях по нарастающей: если в течение первой недоли болезни, подлежащей оплате,- 50%, то в течение второй недели - 55-60%, третьей и четвертой - 60-65% и т.д. Пособие выплачивается из расчета количества дней (недель) за каждый год непрерывной работы в компании при стаже не менее 5 лет. При этом работник обязан сообщить о своей болезни в первый день заболевания. [4, c. 85]

Опыт развития социальной сферы на американских предприятиях показывает, что важно предусмотреть создание информационной системы социальной службы, основными задачами которой являются:

     выявление семей и отдельных лиц, нуждающихся в материальной, социально-психологической и иной помощи;

     организация поддержки в разрешении возникших трудностей сочетания производственной и личной жизни, воспитания детей, ухода за престарелыми родственниками;

     проведение консультаций - юридических, психологических, педагогических;

     организация и координация работы по социальной реабилитации нуждающихся в этом работников.

Социальные программы частного бизнеса в конечном счете позволяют облегчить давление на госбюджет и способствуют совершенствованию структуры социального обеспечения. Наряду с лицами, работающими в данный момент, такими программами охвачены также и те, кто уже на пенсии, а также родственники работников.

Таким образом, глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизация одиночного родительства, а также изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан на основе многосторонней ответственности государства, частного бизнеса, общественных структур.


2. Исследование  социальной политики ООО «Тюменьобл» и  ее  совершенствование

2.1. Анализ  организационно-функционального  механизма   социальной  политики

 

Государственное  учреждение ООО «Тюменьобл» входит в состав Управления образования Тюменской области. ООО «Тюменьобл» функционирует с 1965 года и является бюджетным учреждением. Учреждение  занято оказание  консультационных  и образовательных  услуг  преподавательскому составу  общеобразовательных учреждений.

В формировании мотивации работников ООО «Тюменьобл», повышении их самовыражения в работе, особое место занимает социальная политика предприятия.

Во-первых, на предприятии ООО «Тюменьобл» реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне.

Во-вторых, предприятие ООО «Тюменьобл»  предоставляет своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как выразителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, социальная политика предприятия ООО «Тюменьобл», как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Заинтересованность работников ООО «Тюменьобл» в работе на предприятии и его успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых предприятием льгот и услуг и чем больше их величина установленного законом размера. При этом сокращается текучесть кадров, т.к. работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать существование работников в случае невысокого уровня заработной платы или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы.

Социальное обеспечение работников ООО «Тюменьобл», развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности  организации (фирмы). В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации. Можно выделить следующие основные цели социальной политики ООО «Тюменьобл»:

      отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);

      личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им;

      рост производительности труда и желание работников трудиться;

      социальная защищенность работников;

      поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач;

      улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;

      рост имиджа предприятия в глазах работников и общества. Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:

      защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием.

      воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;

      стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование.

Как инструмент мотивации и стимулирования работников, социальная политика предусматривает принятие решений, касающихся следующих аспектов:

         выбор приоритетов в направленности самой социальной политики (социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда, как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.п.);

         выбор форм предоставления льгот, услуг, выплат и их видов;

         оценка величины возможных выплат, исходя из поставленных задач и финансовых возможностей предприятия;

         дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач, избирательности в предоставлении льгот и услуг (т.к. если в целях социальной защиты проводить выплаты одинакового размера всем группам работников, то мотивационный эффект от таких мероприятий снижается, негативный опыт проведения таких мероприятий на предприятии ООО «Тюменьобл» подтверждает это положение).

Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только работающие сотрудники, но в определенной мере и бывшие работники (имеющие акции предприятия) или работники, вышедшие на пенсию.

К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, уровень влияния профсоюзов, форма собственности, доля акций у внешних акционеров и др.

Все выплаты такого рода в ООО «Тюменьобл» выплачиваются в конце года и весьма значительны. Хотя дополнительные выплаты и гарантии такого рода, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда, но в то же время очевидны положительные стороны социальной политики (повышение мотивации труда, стабилизации коллектива и других). Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.

 

2.2. Технико-экономический  анализ  деятельности ООО «Тюменьобл»

 

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. [12, с. 27] 

В данном случае  финансирование ООО «Тюменьобл» осуществляется за счет  средств   органов местного самоуправления  администрации г. Тюмени.

В целях более наглядного представления деятельности учреждения рассмотрим основные технико-экономические показатели, которые представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели

ООО «Тюменьобл» за 2008 -2010 гг, тыс.руб.

 

Наименование
Статей
2008 г.
2009 г 
2010 г 

Изменения

(+;-)

%

Оплата  труда бюджетных работников,  всего

3790,5

2893,2

3322,6

+429,4

114,8

Надбавки к заработной плате

1590,0

1673,0

1673,0

-

-

Прочие денежные выплаты

778,0

800,0

60,0

-20,0

99,5

Приобретение предметов снабжения и расходных  материалов – всего

 

 

 

 

 

в том числе канцелярские принадлежности,  материалы для текущих  хозяйственных целей

100,0

120,0

100,0

-20,0

99,8

Мягкий инвентарь и обмундирование

15,0

15,0

15,0

-

-

Продукты питания

150,0

150,0

150,0

-

-

Прочие расходные материалы и предметы  снабжения

23,0

 

25,0

20

-5,0

-

Командировки и служебные разъезды всего

13,0

15,0

10,0

-5,0

99,2

в том числе прочие расходы по командировкам и служебным  разъездам

10,0

10,0

10,0

-

-

Оплата транспортных услуг

32,0

35,0

25,0

-10,0

98,7

в том числе прочие транспортные услуги

21,0

25,0

25,0

-

-

Оплата услуг связи

25,0

29,0

29,0

-

-

Оплата коммунальных услуг

38,0

40,0

52,0

+12,0

101,6

в том числе оплата содержания помещений

20,0

20,0

22,0

+2,0

100,9

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг, в том числе оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

20,0

50,0

30,0

-20,0

67,8

Прочие текущие расходы

180,0

200,0

186,0

-14,0

93,0

Приобретение оборудования длительного пользования - всего

230,0

250,0

200,0

-50,0

80,1

ВСЕГО

36140,0

37120,0

36201,0

-919,0

87,1

Информация о работе Исследование социальной политики ООО «Тюменьобл» и ее совершенствование