Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендации по формированию эффективной социальной политики ООО «Тюменьобл». В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
1) изучить сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием;
2) рассмотреть принципы и методы социальной политики предприятия;
3) осветить зарубежный опыт социальной политики предприятия;
4) провести анализ организационно – функционального механизма социальной политики ООО «Тюменьобл»;
5) дать анализ технико-экономический деятельности ООО «Тюменьобл»;
Введение
1. Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях
1.1. Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием
1.2. Принципы и методы социальной политики предприятия
1.3. Зарубежный опыт социальной политики предприятия
2. Исследование социальной политики ООО «Тюменьобл» и ее совершенствование
2.1. Анализ организационно-функционального механизма социальной политики
2.2. Технико-экономический анализ деятельности ООО «Тюменьобл»
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Тюменьобл»
2.4. Анализ социальной политики предприятия
2.5. Разработка рекомендаций по формированию эффективной социальной политики ООО «Тюменьобл»
Заключение
Список используемых источников
2
Содержание
Введение
1. Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях
1.1. Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием
1.2. Принципы и методы социальной политики предприятия
1.3. Зарубежный опыт социальной политики предприятия
2. Исследование социальной политики ООО «Тюменьобл» и ее совершенствование
2.1. Анализ организационно-
2.2. Технико-экономический анализ деятельности ООО «Тюменьобл»
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Тюменьобл»
2.4. Анализ социальной политики предприятия
2.5. Разработка рекомендаций по формированию эффективной социальной политики ООО «Тюменьобл»
Заключение
Список используемых источников
Приложение № 1
Эффективность деятельности предприятия, выполнение им своей миссии, устойчивость функционирования в условиях рыночных отношений прямо связаны с совершенствованием и развитием его социальной организации. Это тем более относится к крупному предприятию. Высокий удельный вес товаров и услуг на рынке, их качество и важность для удовлетворения общественных потребностей, занятость большего количества людей, территориальные масштабы такого предприятия делают его особо значимым для всех уровней социума, начиная с местного и кончая — глобальным.
Социальная политика предприятия имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду. При этом если во внутренней среде на первый план выступает социальная организация трудовой деятельности людей на предприятиях, то во внешней среде – это удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах и услугах, а так же взаимодействие с местными и региональными сообществами в развитии социальной инфраструктуры, участие в реализации территориальных социальных программ.
При этом обнаруживается противоречие между предприятием и территориальным образованием: чем больше предприятие вкладывает в социальную политику территории, тем меньше у него средств для внутреннего социального развития. В рамках этой проблемы особо проявляются вопросы социальной ответственности предприятия.
В отечественной социологии разработка вопросов социальной политики предприятия началась в исследованиях А.А. Богданова, А.К. Гастева, П.М. Керженцева, Н.А. Витке и др., где главное внимание уделялось внутренней среде предприятия в аспекте трудовой деятельности работников, в частности - рациональных форм ее организации.
Предметом данного исследования являются элементы социальной политики предприятия. Объектом – Общество с Ограниченной Ответственностью «Тюменьобл».
Целью настоящей курсовой работы является разработка рекомендации по формированию эффективной социальной политики ООО «Тюменьобл». В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
1) изучить сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием;
2) рассмотреть принципы и методы социальной политики предприятия;
3) осветить зарубежный опыт социальной политики предприятия;
4) провести анализ организационно – функционального механизма социальной политики ООО «Тюменьобл»;
5) дать анализ технико-экономический деятельности ООО «Тюменьобл»;
6) проанализировать финансовое состояние ООО «Тюменьобл»;
7) исследовать социальную политику ООО «Тюменьобл»;
8) разработать рекомендации по формированию эффективной социальной политики ООО «Тюменьобл».
Методологическую базу исследования составили труды таких авторов, как В.В. Адамчук, А.В. Власова. Т.Г. Крейковой, В.Г. Мирманова, Р.А. Яковлева, и других авторов.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, которая включает две главы, заключения, списка используемых источников и приложения.
Основными методами исследования выступают методы экономического и социологического анализа, а также эмпирические методы – изучение нормативно - правовых источников, анализ литературы и аналитических данных объекта исследования.
Социальная политика представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения.
Уровни социальной политики принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осуществляется то или иное социальное изменение или социальная трансформация.
Первый уровень управления — это управление социальной политики трудовых коллективов. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Накопленный опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наиболее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах.
Принцип 1. Что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития производства и как он сам будет изменяться под влиянием научно-технического и социального прогресса.
Принцип 2. Действенность планов социальной политики зависит от условий, которые может создать коллектив для человека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса — в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и возможностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.
Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.
На региональном уровне социальная политика представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирования всего общественного организма огромное значение приобретает выравнивание уровней социальной политики в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социальной политики является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.
Управление на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов — развитие нации, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образования — требует нахождения того, что характеризует его сущность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изучении социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отраслевого и регионального управления в интересах эффективного функционирования общества. Особенностью регионального управления по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупностью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности совпадают с общегосударственными. [8, c. 103]
Формы социальной политики различаются, прежде всего, следующим образом: во-первых, адресным управлением, во-вторых, управлением при помощи косвенных (экономических и социальных) рычагов.
Конкретное, или, как сейчас принято говорить, адресное, управление включает разработку и обоснование системы заданий, которая доводится до сведения различных государственных или общественных организаций. На этом уровне устанавливаются задания по достижении определенного уровня общественного развития. Важным является то, что прежде всего это касается рационального соотношения, пропорций в развитии социальных процессов. Подобные соотношения отражают реальное состояние общества, тенденции его прогресса, уровень достижений науки и техники, потребности людей.
По своей сути социальная политика связано с определением сроков, необходимых для выполнения поставленной задачи. Очевидно, что чем сложнее цель, тем больше требуется времени не только для всестороннего научного обоснования принимаемого решения, но и для его осуществления. Временная протяженность планового периода не может быть задана априорно и должна строиться на основе единства качественных и количественных показателей. Надо отметить, что опыт адресного управления во многом дискредитировал себя, ибо он давал простор командным методам, игнорируя научные основы определения ориентиров социальной политики и изменения.
При планировании социальных процессов с помощью косвенных рычагов подробно изучаются конкретные условия, возможности и потребности. На следующем этапе определяется, какие элементы, составные части не поддаются государственному и общественному регулированию. Применительно к ним ставится задача их количественного измерения и прогнозирования для принятия соответствующих решений в целях ослабления или нейтрализации отрицательных последствий и негативных результатов.
В действительности самого процесса управления выявляются также те переменные, на которые можно воздействовать и которые, собственно говоря, и являются объектами социальной политики и регулирования. Чтобы минимизировать количество трудовых затрат, не требующих квалификации или тяжелого физического труда, помимо управления технического прогресса необходимо регулирование роста квалификации рабочих. Планы повышения их про4юссионального уровня предполагают, прежде всего ликвидацию некоторых видов труда. Затем в них должно найти отражение изменение содержания труда многих профессий. И наконец, — это является особенно важным — многим из специальностей предстоит сохраниться только как этапу в трудовой деятельности человека. [16, c. 406]
Таким образом, функции и сам процесс управления составляют содержание целенаправленного воздействия на людей, занятых совместной деятельностью, на их социальные связи и отношения. Имеются в виду не только функции социальной службы, но и конкретные формы, методы и стимулы, которые используются для упорядочения и повышения эффективности сообща предпринимаемых усилий. Будучи непременным звеном системы управления персоналом, социальная служба имеет свой круг задач и обязанностей, определяемый как общими требованиями к управлению социальными процессами, так и особенностями социальной среды данной организации.
Методы управления обусловлены теми конкретными задачами, которые ставятся при развитии социальных отношений и социальных структур. Общие методы управления характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.
Научность и обоснованность социальной политики во многом зависит от использования нормативного метода. Требования данного метода служат основой для составления показателей социальной политики на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов и отношений.
Выделим некоторые общеприменимые методы социальной политики, которые позволяют осуществлять управление на различных уровнях.
- Аналитический метод социальной политики.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе управления социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
- Комплексный метод социальной политики.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
- Экономико-математические методы.
Название группы этих методов достаточно условно. В действительности речь идет о количестве ином анализе при использовании уже перечисленных выше методов управления. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.[14, с 249-251].
При выявлении уровня развития используются еще два важных показателя: а) общий, по которому можно установить, отстает, опережает или находится на его уровне изучаемый процесс и явление в данной республике, области, городе, районе, после чего принимаются меры для усиления или стагнации воздействия; б) нормативный, на основе которого также определяется соответствие научно обоснованным требованиям. Эти показатели могут не совпадать с существующими и в стране, и в регионе, но они характеризуют степень развитости или совершенства данного явления. Иногда для сравнения берутся реально действующие показатели социальной политики аналогичных объектов. Использование и сопоставление показателей дает возможность определить место изучаемого процесса или явления в рамках всего общества.
Информация о работе Исследование социальной политики ООО «Тюменьобл» и ее совершенствование