Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43

Работа содержит 1 файл

стратег. планирование.doc

— 714.50 Кб (Скачать)
  1. индикаторы тревоги
  2. индикатор экстремального положения
  3. индикатор банкротство и т.д.

    Внутри  предельных границ образуется так называемый коридор - необходимый и достаточный  для принятия управленческого решения, но при этом необходимо установление адекватных пороговых значений коридора. Реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, для которого существуют регуляторы прямого воздействия на объект управления.

    Формирование  индикаторов, процесс увязанный  во временном аспекте. В данном случае ставится целью получение единого  индикатора, характеризующего состояние  объекта управления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого  из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

    Классификация прогнозов различается:

    - по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;

    - по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс.

    В рамках первого из подходов принято выделять трендовый и факторный подходы.

    Трендовый подход в прогнозировании предполагает экстраполяцию выровненных значений динамического временного ряда прогнозируемого показателя.

    Факторный подход в прогнозировании предусматривает определение круга воздействующих на прогнозируемый показатель (индикатор), процесс факторов (регуляторов) и формы их взаимосвязи.

    По  второму подходу принято выделять генетический (ресурсный) и нормативный (целевой) подходы.

    Генетический  подход основывается на прогнозировании устойчивых тенденций и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее.

    Нормативный подход состоит в определении параметров воспроизводства для достижения заданных целей экономического роста.

    Генетический и нормативный подходы в прогнозировании выступают альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. Главной задачей прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов.

    Как уже говорилось выше, не уделяется  должное внимание применению современных  информационных технологий. Но без  их применения при разработке индикативного  плана объекта управления просто не обойтись. Уже разработаны и внедряются (у нас к сожалению пока только в банковской системе) экономико - математические инструменты, сочетающие в себе основные вышеперечисленные подходы. Необходимо, чтобы такой инструментарий получил широкое распространение в реальном секторе экономики, муниципальном и региональном управлении. Приведем пример практического применения данного инструментария у нас в России. Результаты работ носили экспериментальный характер.

    Оценка  финансовых результатов деятельности корпорации (предприятия) с использованием современных технологий вариантного анализа и прогнозирования на базе индикативного планирования.

    Задача  предназначена для подготовки информации, используемой лицами принимающими решения  при управлении процессом планирования финансовых результатов деятельности отдельных предприятий, корпораций (в том числе холдингового типа), ведущими консолидированный баланс с учетом балансов предприятий, входящих в их структуру.

    Процесс управления строится на мониторинге  факторных показателей (регуляторов), их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе возможных изменений регуляторов, условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов. Планирование финансов хозяйствующего субъекта направлено на максимизацию финансового результата его деятельности. В данных условиях хозяйствования за счет целенаправленного изменения регуляторов, обусловливающих значения индикатора этого процесса. Современные информационные технологии позволяют формировать модели (образы) управляемых систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных (обозначенных ими элементов объекта управления) в конкретном экономическом процессе. При этом реализуются такие преимущества, как возможность вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, восприятие зашумленных входных данных, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса (объекта) при дополнении необходимой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В условиях относительного сбалансированного  развития экономики  индикативное   планирование  может осуществляться в упрощённой, конъюнктурной форме, т. е. как некоторая координируемая совокупность бюджетов, целевых программ и соглашений, и участвующими в их реализации предприятиями, планов предприятий госсектора и контрактов с поставщиками продукции для государственных нужд - координируемая с помощью косвенных экономических инструментов, увязываемых на основе прогноза социально-экономического развития. Функция  индикативного   планирования  в этой его форме - улучшение экономической конъюнктуры путём комплексного использования бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных макрорегуляторов. 

    Индикативное   планирование  в своей структурной форме призвано обеспечить реализацию государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путём тщательного согласования действий и интересов предприятий и государства, внутрифирменных планов и макропланов.  Планирование , таким образом, активнее распространяется на мезо- и микроуровень. Именно эта форма, дополненная элементами развития в сторону третьей, стратегической, формы, в которой  индикативное   планирование  резко расширяет временной горизонт и в максимальной мере выступает как способ организации, разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики.

    Остро стоит задача пересмотра практики федеральных  целевых программ. Их подготовка должна увязываться с расчётами среднесрочного и долгосрочного прогнозов социально-экономического развития страны. 
Сложившиеся общественно-политические и экономические условия страны требуют обновления методик разработки федеральных программ, определения механизма их отбора, установления приоритетности национальных государственных интересов.

    Важная  составная часть системы государственного управления экономикой - различные  целевые программы общенационального, регионального и местного уровней.

    Резюмируя всё выше изложенное, индикативное планирование можно дифференцировать, как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей социально-экономического развития и включающий определённые его общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана.

    Хочется отметить, что современные социально-экономические и политические условия требуют формирования качественно нового подхода, поскольку прежние командно-административные методы и принципы планирования теряют свою актуальность.

    В современных условиях, когда во всем мире возрастает роль регионального  пространственного планирования, в  России объективно возникла необходимость  в разработке системы опорных  документов, определяющих пространственную организацию страны.

    Традиционное  управление экономическим и социальным развитием в России носит отраслевой характер, в то время как граждане более «привязаны» к территории своего проживания, и качество их жизни  напрямую зависит от ее обустройства.

    В общей экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, таможенной, внешнеэкономической, других государственных политиках  не ставятся пространственные цели и  задачи, в то время как эти политики оказывают заметное пространственное влияние на территорию. 
Таким образом, возникает необходимость рассмотреть проводимую экономическую политику в территориальном ключе и, возможно, внести в нее определенные коррективы исходя из приоритетов пространственного развития.

    Эту функцию традиционно выполняет  региональная политика как система принципов и мер в отношении регионов для их развития вместе с развитием государства в целом. В то же время общепризнанно, что сегодня в России оформленная региональная политика отсутствует.

    В этих условиях выходом может стать  концепция пространственного развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу как рамочный, руководящий политический документ, рассматривающий в качестве предмета изучения и деятельности рациональное использование пространства страны вне его привязки к внутренним административным границам.

    Концепция пространственного развития призвана сформулировать базовые принципы пространственного  развития России как директиву для  разработки более частных и специфических  политик и программ на уровне государства (Федерации), и ниже – в федеральных округах, субъектах Федерации, в муниципалитетах.

    В заключение необходимо отметить, что  стратегическая форма индикативного  планирования наиболее приемлема и  целесообразна для России, поскольку  она максимально соответствует  специфике нашей страны и может стать основным, приоритетным фактором формирования новой системы государственного регулирования экономики.

     
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

  1. Агапцов С.А. Предпринимательский потенциал промышленности: Монография / ВАГС. – Волгоград: Перемена, 2001. – 285 с.
  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Инфра-М, 2002г.
  3. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Дело и сервис, 2004.
  4. Дукин В., Петров Ю.  Индикативное   планирование . Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. М.: "Экономист", 2003. - № 2.
  5. Е.Островская. Франция / МЭ и МО, № 8, 2001, с. 89-97
  6. Закон Российской Федерации о государственном прогнозировании. - М.: "Российская газета".
  7. Комаров И. Федеральные целевые программы: опыт, разработки и осуществления. - М.: "Экономист", 2005г. - № 1.
  8. Лексин В. Шевцов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования. - М.: "РЭЖ", 2007. - № 6.
  9. Любимов Ю. Финансовые потоки как объект  индикативного  регулирования. - М.: "РЭЖ", 2006г. - № 3.
  10. Новикова В.Ф. Стратегическое планирование. Основные понятия стратегического планирования. Стратегическое планирование на макроуровне. Юнита 1. - М.: СГИ, 2002г.
  11. Стратегическое планирование / Под ред. Петрова А.Н. Учебное пособие. - СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
  12. Черников Д. Макроэкономическая теория (учебник для экономических вузов). Национальные прогнозы в индикативном планировании // Российский экономический журнал. 2003г - №12.
  13. Шаккум М. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария // Российский экономический журнал. - №7.
  14. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2003
  15. Шаронов А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных,социальных стандартов // Экономист. - 2001 - №1. 
  16. Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист. - №1.
  17. http://allbest.ru/management
  18.   http://www.budgetrf.ru
  19. http://www.сap.ru
  20. http://www.vedomosti.ru/glossary

Информация о работе Индикативное планирование