Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа
Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении.
Региональные программы включают такие основные структурные блоки:
1)
цель и основные задачи
2)
обоснование приоритетов,
3)
структура и содержание
4)
перечень участников программы;
5) финансовое обеспечение;
6) этапы реализации программы как очерченные во времени определенные периоды (5-6 лет) с перечнем промежуточных целей и конкретных результатов отдельных подпрограмм;
7) организация управления программой, предусматривающей создание необходимых организационных структур и нормативно-правовую легитимацию их прав и полномочий;
8)
ожидаемые результаты
Региональные программы разрабатываются, утверждаются, используются и корректируются с учётом предложений заинтересованных субъектов Федерации и органов местного самоуправления, положений планов-договоров, заключаемых федеральными плановыми органами с территориальными плановыми органами, а также во взаимосвязи с региональными и местными программами и индикативными планами социально-экономического развития.
Центральные
органы федеральной исполнительной
власти и территориальные плановые
органы, а также другие организации
- заявители бюджетных
1. представляют в Министерство экономики Российской Федерации проекты бюджетных заявок на финансирование федеральных государственных нужд в предстоящем году;
2. уточняют федеральные целевые программы, планируемые ассигнования на закупки и поставки продукции и товаров для федеральных государственных нужд, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач, а также проведение подконтрактной проработки размещения заказов для федеральных государственных нужд на предстоящий год.
Управление
финансовыми потоками, особенно теми,
которые входят в сферу бюджетных отношений,
- одна из главных функций государства.
Реализация этой госфункции требует понимания
объективных закономерностей финансовых
отношений, ясности", "прозрачности"
и чёткой правовой регламентации принципов,
полномочий и соответствующих механизмов.
В настоящее время значение бюджетных
ресурсов и управление ими резко возрастает
в связи, во-первых, с той ролью, которую
играет бюджет в макроэкономической политике
и обеспечении предпосылок возобновления
экономического роста, во-вторых, с формированием
нового механизма бюджетного федерализма,
поисками его оптимальной российской
модели. Особую остроту проблеме управления
финансовыми ресурсами и их потоками,
естественно, придаст бюджетный кризис
и та борьба, которая ведётся регионами
за обладание дефицитными бюджетными
ресурсами.
"Просвечивание" финансовых потоков
между регионами и центром - предпосылка
регулирования этих потоков в интересах
решения задач бюджетного федерализма
в соответствии с целями региональной
политики. Весьма ценную информацию дают
балансы консолидированных бюджетов страны
и объектов Федерации, а также свободные
балансы финансовых ресурсов и затрат,
которые разрабатываются во многих регионах
и показывают группировки и сальдо финансовых
взаимосвязей.
Консолидированный
бюджет субъекта Федерации как особый
вид финансового баланса
Финансовый баланс территории способен стать эффективным инструментом финансовой политики и регулирования отношений центра с регионами.
В
аспекте теории индикативного управления финансовыми
потоками может быть рассмотрена проблема
"прозрачности" межбюджетных отношений,
считается, что в России десяток регионов
суть "доноры" остальные же выступают
в качестве "реципиентов", живущих
за счёт других субъектов Федерации. Официальная
статистика систематически показывает
"вклад" каждого региона в федеральный
бюджет, фиксируя тем самым бюджетное
качество территорий в координатах "доноров"
- "реципиентов".
Независимо от меры указанной информации
официальная градация регионов на "доноров"
и "реципиентов" не служит, думается,
делу улучшения отношений бюджетного
федерализма в России и неизбежно вызывает
повышенные требования "доноров"
к федеральному центру.
Речь идёт, в частности, о требованиях
сократить "встречные финансовые потоки"
между Федеральными и региональными бюджетами
в пользу последних.
Важная
составная часть системы
В
нашей сегодняшней
Анализ и обобщение зарубежной и отечественной практики разработки и реализации целевых программ и других методов государственного регулирования экономики позволит концентрировать ресурсы на главных направлениях экономического и социального развития.
В
области применения государственных
целевых программ при проведении
региональной политики лидирует Западная
Европа. Интересный опыт регионального
программирования накопили в Германии.
Через государственные программы реализуется
развитие 40 % территории Великобритании,
90 % - Норвегии. Программы регионального
развития, региональные бюджетные фонды
и реализующие их ведомства или административные
органы созданы во всех западноевропейских
странах.
В регионах, на основе программ, создаются
государственные предприятия, вкладывающие
бюджетные средства в развитие инфраструктуры.
Наиболее известный пример такого рода
регионов - юг Италии, отставший в социально-экономическом
развитии. Доля государства в финансировании
промышленности этого региона составляет
более половины средств, намеченных программой
социально-экономического развития юга.
В практике нашей страны целевые комплексные
программы широко использовались в качестве
составной части государственных планов
экономического и социального развития
для решения важнейших межотраслевых
и региональных проблем .
Выделим
основные особенности программного
подхода к решению задач
Целевые программы направлены на решение как общегосударственных, так и локальных проблем субъектов Федерации и отдельных городов и ориентированы на конечный результат.
Программы рассматриваются как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами.
Все
программы взаимосвязаны и
Региональные
программы социально-
Управление программами осуществляется специально учреждённым органом или путём перераспределения прав и обязанностей существующих структур с использованием различных форм координации. В зависимости от функциональной направленности выделяются научно-технические, производственные, инвестиционные, экологические, социальные и комплексные программы.
Исходя из характера поставленных целей, разрабатываются программы конъюнктурного и структурного характера. Первые из них решают задачи текущей сбалансированности и стабилизации экономики в краткосрочном временном интервале (продолжительностью до 2-х лет), вторые - предполагают решение среднесрочных (от 3 до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) проблем качественных преобразований экономики, глобальных изменений её основных структур.
По значимости программы имеют статус президентских, федеральных, региональных, местных.
Перечень
программ, финансируемых из федерального
бюджета, формировался в последние
годы Минэкономики РФ, исходя из приоритетных
направлений социально-
В 2000 году из федерального бюджета было выделено на финансирование 51 программы 72,6 миллиардов рублей. Вклад бюджетных средств субъектов Федерации и местных бюджетов составил 58 миллиардов рублей, внебюджетных - 390 миллиардов рублей.
В 2001 году финансировалось 45 федеральных программ, на выполнение которых потребовалось 6 триллионов рублей.
В настоящее время наряду с аналогичными целями федеральные программы всё чаще начинают разрабатывать для решения частных региональных и ведомственных проблем, что порождает параллелизм, нестыковки.
В условиях жёсткого дефицита финансовых ресурсов необходим более совершенный механизм контроля за целевым использованием всех видов финансовых средств в рамках программы.
О региональной программе развития биотехнологии в Чувашской Республике.
Подпрограмма
«Развитие в Чувашской
Цель Подпрограммы - создание элементной базы для развития фундаментальных и прикладных био- и нанотехнологий, коммерциализации разработок, обеспечивающих формирование в Чувашской Республике новых высокотехнологичных отраслей - био- и наноиндустрии и позиционирование Чувашской Республики на рынке высокотехнологичной продукции.
Развитие работ в области био- и нанотехнологий призвано обеспечить реали-зацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и Чувашской Республики: повышение качества жизни населения; достижение экономи-ческого роста; развитие фундаментальной науки, образования и культуры; обеспечение национальной и экономической безопасности; формирование наукоемкой индустрии на базе высоких технологий.
Презентация Министра промышленности и энергетики Чувашской Республики Волошина Юрия Петровича - Региональная программа развития биотехнологии в Чувашской Республике (15-11-2007).
Чувашия планирует в ближайшее время приступить к реализации пилотного проекта по биотехнологии.
14 декабря 2007 года в рамках Международного форума «Стратегия и практика успешного бизнеса», проходящего в г.Чебоксары, состоялось межрегиональное совещание с участием ведущих российских ученых биотехнологов и их зарубежных партнеров из Финляндии. В обсуждении приняли участие президент Общества биотехнологов России (г.Москва), профессор Раиф Василов, академик Российской академии наук, руководитель Пущинского научного центра (г.Москва) Анатолий Мирошников, представитель компании IQlink (Финляндия) Георг Черемисин.