Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43

Работа содержит 1 файл

стратег. планирование.doc

— 714.50 Кб (Скачать)

    2.5. Региональные программы, их содержание, роль  использования в управлении.

    Региональные  программы включают такие основные структурные блоки:

    1) цель и основные задачи программы; 

    2) обоснование приоритетов, основными  критериями которых являются: острота  проблемы, социальная значимость, возможность реального финансирования и обеспечения ресурсами, + конвенций;

    3) структура и содержание программы  с выделением подпрограмм; 

    4) перечень участников программы; 

    5) финансовое обеспечение; 

    6) этапы реализации программы как очерченные во времени определенные периоды (5-6 лет) с перечнем промежуточных целей и конкретных результатов отдельных подпрограмм;

    7) организация управления программой, предусматривающей создание необходимых организационных структур и нормативно-правовую легитимацию их прав и полномочий;

    8) ожидаемые результаты реализации  программы. 

    Региональные  программы разрабатываются, утверждаются, используются и корректируются с  учётом предложений заинтересованных субъектов Федерации и органов  местного самоуправления, положений  планов-договоров, заключаемых федеральными плановыми органами с территориальными плановыми органами, а также во взаимосвязи с региональными и местными программами и  индикативными  планами социально-экономического развития.

    Центральные органы федеральной исполнительной власти и территориальные плановые органы, а также другие организации - заявители бюджетных ассигнований в составе  индикативных  планов социально-экономического развития соответствующих отраслей и регионов:

    1.  представляют в Министерство экономики Российской Федерации  проекты  бюджетных заявок на финансирование федеральных государственных нужд в предстоящем году;

    2. уточняют федеральные целевые программы, планируемые ассигнования на закупки и поставки продукции и товаров для федеральных государственных нужд, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач, а также проведение подконтрактной проработки размещения заказов для федеральных государственных нужд на предстоящий год.

    Управление  финансовыми потоками, особенно теми, которые входят в сферу бюджетных отношений, - одна из главных функций государства. Реализация этой госфункции требует понимания объективных закономерностей финансовых отношений, ясности", "прозрачности" и чёткой правовой регламентации принципов, полномочий и соответствующих механизмов. В настоящее время значение бюджетных ресурсов и управление ими резко возрастает в связи, во-первых, с той ролью, которую играет бюджет в макроэкономической политике и обеспечении предпосылок возобновления экономического роста, во-вторых, с формированием нового механизма бюджетного федерализма, поисками его оптимальной российской модели. Особую остроту проблеме управления финансовыми ресурсами и их потоками, естественно, придаст бюджетный кризис и та борьба, которая ведётся регионами за обладание дефицитными бюджетными ресурсами. 
"Просвечивание" финансовых потоков между регионами и центром - предпосылка регулирования этих потоков в интересах решения задач бюджетного федерализма в соответствии с целями региональной политики. Весьма ценную информацию дают балансы консолидированных бюджетов страны и объектов Федерации, а также свободные балансы финансовых ресурсов и затрат, которые разрабатываются во многих регионах и показывают группировки и сальдо финансовых взаимосвязей.

    Консолидированный бюджет субъекта Федерации как особый вид финансового баланса позволяет  оценить собственную доходную базу бюджета района и различные финансовые трансферты из федерального бюджета.

    Финансовый  баланс территории способен стать эффективным инструментом финансовой политики и регулирования отношений центра с регионами.

    В аспекте теории  индикативного  управления финансовыми потоками может быть рассмотрена проблема "прозрачности" межбюджетных отношений, считается, что в России десяток регионов суть "доноры" остальные же выступают в качестве "реципиентов", живущих за счёт других субъектов Федерации. Официальная статистика систематически показывает "вклад" каждого региона в федеральный бюджет, фиксируя тем самым бюджетное качество территорий в координатах "доноров" - "реципиентов". 
Независимо от меры указанной информации официальная градация регионов на "доноров" и "реципиентов" не служит, думается, делу улучшения отношений бюджетного федерализма в России и неизбежно вызывает повышенные требования "доноров" к федеральному центру. 
Речь идёт, в частности, о требованиях сократить "встречные финансовые потоки" между Федеральными и региональными бюджетами в пользу последних.

    Важная  составная часть системы государственного управления экономикой - различные  целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие формировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы.

    В нашей сегодняшней действительности попытки использования программных  методов управления оказываются  не вполне удачными. Объяснить сложившееся  положение можно тем, что комплексные программы как инструмент государственного управления, отлаженного хозяйственного механизма и, самое главное, высокой профессиональной подготовки лиц, занятых разработкой, управлением, реализацией программ, а также контролем за ходом их выполнения. Многочисленные и бесчисленные перестройки хозяйственного механизма разрушили целостность старого и не создали системы нового, более соответствующего ситуации. Ни одного из перечисленных требований не выполняется, и перед государственными органами возникла задача по обеспечению необходимых условий для осуществления функций государственного управления на основе программного подхода.

    Анализ  и обобщение зарубежной и отечественной  практики разработки и реализации целевых  программ и других методов государственного регулирования экономики позволит концентрировать ресурсы на главных направлениях экономического и социального развития.

    В области применения государственных  целевых программ при проведении региональной политики лидирует Западная Европа. Интересный опыт регионального программирования накопили в Германии. Через государственные программы реализуется развитие 40 % территории Великобритании, 90 % - Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды и реализующие их ведомства или административные органы созданы во всех западноевропейских странах. 
В регионах, на основе программ, создаются государственные предприятия, вкладывающие бюджетные средства в развитие инфраструктуры. Наиболее известный пример такого рода регионов - юг Италии, отставший в социально-экономическом развитии. Доля государства в финансировании промышленности этого региона составляет более половины средств, намеченных программой социально-экономического развития юга.  
В практике нашей страны целевые комплексные программы широко использовались в качестве составной части государственных планов экономического и социального развития для решения важнейших межотраслевых и региональных проблем .

    Выделим основные особенности программного подхода к решению задач социально-экономического развития.

    Целевые программы направлены на решение  как общегосударственных, так и  локальных проблем субъектов  Федерации и отдельных городов  и ориентированы на конечный результат.

    Программы рассматриваются как целостный  объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми и другими ресурсами.

    Все программы взаимосвязаны и занимают определённое место в общей совокупности хозяйственных мероприятий правительства.

    Региональные  программы социально-экономической  и экологической направленности интегрируют все другие, реализуемые  на территории, в единую систему  мероприятий, обеспечивающих достижение наиболее рационального использования  ресурсов.

    Управление  программами осуществляется специально учреждённым органом или путём перераспределения прав и обязанностей существующих структур с использованием различных форм координации. В зависимости от функциональной направленности выделяются научно-технические, производственные, инвестиционные, экологические, социальные и комплексные программы.

    Исходя  из характера поставленных целей, разрабатываются  программы конъюнктурного и структурного характера. Первые из них решают задачи текущей сбалансированности и стабилизации экономики в краткосрочном временном интервале (продолжительностью до 2-х лет), вторые - предполагают решение среднесрочных (от 3 до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) проблем качественных преобразований экономики, глобальных изменений её основных структур.

    По  значимости программы имеют статус президентских, федеральных, региональных, местных.

    Перечень  программ, финансируемых из федерального бюджета, формировался в последние  годы Минэкономики РФ, исходя из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, оценки современного состояния экономики, социально-экономической значимости программ.

    В 2000 году из федерального бюджета было выделено на финансирование 51 программы 72,6 миллиардов рублей. Вклад бюджетных средств субъектов Федерации и местных бюджетов составил 58 миллиардов рублей, внебюджетных - 390 миллиардов рублей.

    В 2001 году финансировалось 45 федеральных программ, на выполнение которых потребовалось 6 триллионов рублей.

    В настоящее время наряду с аналогичными целями федеральные программы всё чаще начинают разрабатывать для решения частных региональных и ведомственных проблем, что порождает параллелизм, нестыковки.

    В условиях жёсткого дефицита финансовых ресурсов необходим более совершенный  механизм контроля за целевым использованием всех видов финансовых средств в рамках программы.

    О региональной программе развития биотехнологии  в Чувашской Республике.

    Подпрограмма  «Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий» Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы.

    Цель  Подпрограммы - создание элементной базы для развития фундаментальных и  прикладных био- и нанотехнологий, коммерциализации разработок, обеспечивающих формирование в Чувашской Республике новых высокотехнологичных отраслей - био- и наноиндустрии и позиционирование Чувашской Республики на рынке высокотехнологичной продукции.

    Развитие  работ в области био- и нанотехнологий призвано обеспечить реали-зацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и Чувашской Республики: повышение качества жизни населения; достижение экономи-ческого роста; развитие фундаментальной науки, образования и культуры; обеспечение национальной и экономической безопасности; формирование наукоемкой индустрии на базе высоких технологий.

    Презентация Министра промышленности и энергетики Чувашской Республики Волошина Юрия Петровича - Региональная программа развития биотехнологии в Чувашской Республике (15-11-2007).

    Чувашия планирует в ближайшее время  приступить к реализации пилотного  проекта по биотехнологии.

    14 декабря 2007 года в рамках Международного  форума «Стратегия и практика  успешного бизнеса», проходящего в г.Чебоксары, состоялось межрегиональное совещание с участием ведущих российских ученых биотехнологов и их зарубежных партнеров из Финляндии. В обсуждении приняли участие президент Общества биотехнологов России (г.Москва), профессор Раиф Василов, академик Российской академии наук, руководитель Пущинского научного центра (г.Москва) Анатолий Мирошников, представитель компании IQlink (Финляндия) Георг Черемисин.  

Информация о работе Индикативное планирование