Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43

Работа содержит 1 файл

стратег. планирование.doc

— 714.50 Кб (Скачать)

    б) территориального  планирования , воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;

    в)  микропланирования, реализуемого в  планах предприятий;

    г) мезопланирования, т. е.  планирования  отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов и т. п., исходящего прежде всего от "метакорпораций" - межотраслевых, межрегиональных и международных финансово-промышленных групп. 

    Разработка индикативного  плана должна начинаться с формулирования целей развития предприятия на перспективу  и оценки имеющихся ресурсов, которые  могут быть задействованы для  реализации этих целей.

    Структура индикативного плана предприятия  представлена на рисунке 1.

    

    Рисунок 1.  Структура индикативного плана  предприятия

    Выбранная стратегия предприятия отражает основные направления его развития. Согласно выбранной стратегии развития формируются индикативные годовые бюджеты предприятий. Относительно годовых бюджетов формируются тактические бюджеты, например на квартал, на месяц.

    Тактические планы содержат те мероприятия, которые  должны быть выполнены в конкретных условиях для обеспечения реализации индикативного годового бюджета предприятия. Именно при помощи тактических планов происходит координация текущей деятельности таким образом, чтобы в случае отклонения от поставленных задач в одном периоде можно было достичь намеченных в годовом плане целей за счет более интенсивной работы в другом периоде.

    Годовой бюджет нуждается в корректировке (или даже полной модификации) только в том случае, если выполнение поставленных в нем задач становится невозможным  в зависимости от изменений внешней и внутренней среды предприятия и не может быть обеспечено посредством соответствующих тактических планов. В этой ситуации изменению подлежат индикативные годовые планы, чтобы не сорвать исполнение стратегических задач предприятия.

    Стратегические задачи могут быть пересмотрены только тогда, когда изменение годовых бюджетов не способно в намеченные в стратегии сроки устранить возникшее отклонение и вернуть деятельность предприятия в планируемые рамки.

    Согласно  структуре индикативного плана, схема процесса индикативного планирования будет выглядеть следующим образом (рис. 2).

     Рисунок 2. Схема процесса формирования индикативного плана предприятия

    Индикативное   планирование  - институт, относящийся и к сфере государственно-правовых отношений, хозяйственных субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых.  Индикативное   планирование  представляет собой не только институт государственного регулирования рыночного хозяйства, но и институт экономического саморегулирования. Роль предприятий здесь не сводится к использованию плановой информации и выполнению установленных государственных норм: хозяйствующие субъекты оказывают значительное, во многом определяющее влияние на содержание целей  индикативного  плана и характер способов их достижения. Макропоказатели  индикативного  плана не "развёртываются" по "исполнителям", которые участвуют в их реализации лишь постольку, поскольку это соответствует их интересам.

    Отказ от использования апробированых  в развитых капиталистических странах  институтов регулирования экономики, послужил одной из причин затяжного и глубокого кризиса российской экономики. Его преодоление предполагает значительное в сравнении с нынешней ситуацией усиление государственного воздействия на экономику, в том, числе создание действенной системы индикативного планирования.

    С определённой долей условности можно  выделить следующие подходы к определению понятия  индикативного   планирования , акцентирующие относительно различные его стороны и функции.

    Первый:  индикативное   планирование  - это макропланирование при самостоятельности предприятий. Так "макроэкономическое  планирование  в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего". Поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, поэтому  планирование  в Китае носит "не директивный, а  индикативный  характер".

    Подобное  понимание, очевидно, близко к трактовкам народного хозяйственного  планирования  в условиях полного хозрасчёта в "позднем" СССР, а также к следующей современной интерпретации: 
Индикативное   планирование  - это процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных параметров".

    Второй подход к индикативному планированию - ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формируемых государством. Основная функция планирования - информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная.

    Третий подход -  индикативный  план сдержит обязательные задания для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются на  индикативное   планирование , подстраиваясь под планы самого мощного "игрока" в рыночной системе - государства.

    В соответствии с четвёртым подходом  индикативное   планирование  - механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Помимо информационного значения, такое  планирование  выполняет координационную роль, т. е. предполагает согласование деятельности центра, отраслей и предприятий в процессе самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ. В результате обмена планами и информацией между правительством и частными предпринимателями должна выявится схема экономического роста.

    Координирующая  функция  индикативного   планирования  является основной. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах существуют и в системе централизованно-директивного  планирования . Именно равноправное взаимодействие государственных институтов и хозяйственных единиц конституирует  индикативное   планирование . Необязательность выполнения плана решающей роли не играет, главное - непосредственная вовлечённость в плановой процесс предприятий и объединений, а также других независимых субъектов, включая региональные и местные власти, общественные организации.  Индикативное   планирование  выступает одновременно и институтом госрегулирования экономики, и институтом его саморегулирования, корректируя как дефекты сугубо рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в производственные процессы.

    Резюмируя всё выше изложенное,  индикативное   планирование  можно дифференцировать, как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающей её госрегулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием, основанный на разработке системы показателей социально-экономического развития и включающий определённые его общенациональные приоритеты, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо- и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.  Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование

    2.1. Бюджетно-плановое регулирование.

    Прогноз народнохозяйственного развития разрабатывается  не только для использования в бюджетном процессе: на его основе принимаются и другие макроэкономические решения как административного, так и нормативного характера.

    Прогнозные  ориентиры и степень их реализации играют большую роль также при  оценке итогов деятельности органов государственной власти и управления, а значит, принятии кадровых и политических решений. Прогнозы и степень их реализации влияют на оценку инвесторами и кредиторами соответствующих рисков. В частности международный банк реконструкции и развития, международный валютный фонд и другие международные организации, различные рейтинговые агентства при оценке кредитоспособности страны и её предприятий руководствуются не только - кредитно-финансовыми показателями, но учитывают также перспективы экономического развития и дееспособность системы госрегулирования, систематическое же невыполнение прогнозов и обещаний создаёт весьма непривлекательный имидж финансовых и монетарных властей, правительства в целом. В кризисной ситуации макрорегулирование не может принимать формы макропланирования. Однако взаимоувязанные прогнозирование и бюджетирование ещё не являются  индикативным   планированием  если:

  1. информация макропланов не используется хозяйствующими субъектами для принятия решений;
  2. у планового органа отсутствует обратная связь с хозяйствующими субъектами.

    Первое  вполне возможно, если прогноз и  бюджет разрабатываются кулуарно, соответствующие документы не публикуются либо публикуются с большим запозданием.

    Государство имеет ряд каналов поступления  сведений о намерениях хозяйствующих  субъектов. Информация, во-первых, идёт от госпредприятий. Она, во-вторых, добровольно  представляется предприятиями в целях обретения господдержки, лоббирования своих интересов при принятии государственных решений. В-третьих, госорган может воспользоваться и общедоступной информацией о намерениях и ожиданиях хозяйствующих субъектов: данными относительно заключения срочных контрактов, изменения портфелей заказов, запасов биржевых товаров, объёмов предоставляемых и привлекаемых кредитов, и т. д.

    Ещё стоит отметить, что, во-первых, формирование и использование бюджетов в условиях кризисного социально-экономического развития предполагает составления прогнозов важнейших показателей функционирования экономики, соответствующих бюджетных и прогнозных показателей представляет собой макропланирование. Во-вторых, коль скоро информация макропланов используется хозяйствующими субъектами для принятия решений, а микропланы влияют на макроплан, макропланирование принимает простейшую, конъюнктурную, форму  индикативного   планирования . 

    2.2. Государственное программирование.

    Государство играет в финансировании инвестиционно-инновационной  деятельности двоякую роль.

    Во-первых, закупая в значительных объёмах  продукцию частных предприятий, оно увеличивает спрос, а значит, стимулирует расширение производственных мощностей в соответствующих отраслях; внезапное же прекращение закупок может породить в этих отраслях кризис перепроизводства, а если капиталовложения ещё не амортизированы - и банкротство, работающих для госнужд, производителей. Последним поэтому жизненно важно знать объёмы закупок и выделяемых на эти цели средств не только на ближайший финансовый год, но и на среднесрочный период, особенно, это видно применительно к производству технически сложной продукции: военной, космической и вычислительно-телекоммуникационной техники.

    Во-вторых, государство выступает в роли непосредственного заказчика, организатора и координатора при решении крупных  общественно значимых проблем, например, осуществление полёта человека в  космос или комплексном освоении какого-либо источника энергии. Особую роль государство может сыграть в обеспечении благоприятных условий для зарубежных инвестиций. Во многих случаях достижение соответствующей конечной цели предполагает решение комплекса задач, взаимосвязанных по времени, ресурсам и другим ограничениям, причём, как правило, для целереализации требуется гораздо больший период времени, чем один год. Тем самым возникает необходимость принятия решений о финансировании работ по достижению данной цели задолго до начала разработки соответствующих бюджетных документов. Возникает, следовательно, императив согласования подобных долгосрочных решений и бюджетных показателей, без чего неизбежно возникновение одной из двух коллизий:

Информация о работе Индикативное планирование