Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43

Работа содержит 1 файл

стратег. планирование.doc

— 714.50 Кб (Скачать)

    Ниже  приведена схема показателей  экономического и социального развития региона, а также управляющих воздействий, предусматриваемых в региональной программе.    

  

       

    Комплекс  показателей экономического и социального  развития  имеет сложную структуру  и включает:  показатели текущего состояния,  целевые уровни показателей (нормальные уровни)  жизнедеятельности,  технологические коэффициенты и показатели хозяйственной деятельности.

    При расчете индикативного плана состояние  и  динамика  жизнедеятельности территории описывается следующей системой индикаторов, которая может по мере необходимости корректироваться или дополняться. 

        1* Индикатор денежного обеспечения

         2* Индикатор обеспечения потребительскими  товарами

         3* Индикатор обеспечения продуктами  питания

         4* Индикатор обеспечения медицинскими  услугами

         5* Индикатор обеспечения коммунальными услугами

         6* Индикатор обеспечения объектами  торговли

         7* Индикатор обеспечения передвижным  жильем

         8* Индикатор обеспечения стационарным  жильем

         9* Индикатор состояния экологии

         12* Индикатор развития культуры

         13* Индикатор развития сферы образования

         14* Индикатор развития ТОХ

         18* Индикатор обеспечения стpойиндустpией

         19* Индикатор обеспечения энергией

         20* Индикатор обеспечения транспортом

         21* Индикатор обеспечения связью

         Индикаторы, помеченные звездочкой, имеют первостепенное  значение, информационно обеспечены и включены  в схему расчета. Остальные  включаются в схему расчета  по мере подготовки информационной  базы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами.

3.1. Определение значений  и подходы индикаторов

    В условиях современной экономики  одной из общих закономерностей  развития в разных странах является повышение роли организационно - управленческих факторов. В нашей стране проблемы реформации систем управления носят особо острый характер, в связи со сменой модели развития, переходом к рыночным отношениям. Особое, даже исключительное, значение на современном этапе приобрела информационная сфера деятельности человека. Успех основан на системном и ситуационном подходах, утверждается стратегическое управление и отвергается технократическое мышление.

    Важнейшим элементом стратегии является планирование. Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности.

    Решение проблем стратегического управления должно быть основано на интеграции объектно-ориентированных технологий проектирования, интеллектуальных услуг, современных информационных технологий, использующих передовые достижения в области анализа, прогнозирования, ситуационного моделирования и формализованных знаний эксперта для обработки оперативной информации, принятия решений в анализируемой области.

    Применение  индикативного планирования в сочетании  с современными информационными  технологиями дает возможность эффективного управления как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

    В последнее десятилетие в России происходят значительные экономические  преобразования, которые затронули  практически все стороны жизни  нашего общества, и в первую очередь  управление.

    Актуальность  обусловлена тем, что преобразования в политической жизни и социально-экономических отношениях в Российской Федерации, происходит в исключительно сложных условиях структурной перестройки хозяйства, перевода производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, ограничения ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Все это ставит новые задачи перед специалистами, которые занимаются проблема кадрового обеспечения разнообразных предприятий и учреждений. Наблюдается кадровый кризис. Его последствия проявляются во всех сферах жизни в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Актуальность определяется еще и тем, что на данном этапе развития России, требуется мобилизация творческих возможностей человека - профессионала. Эта мобилизация необходима не как элемент карьерного продвижения отдельных личностей, а как условие для решения глобальной задачи становления и развития более эффективной системы управления, так как современная система управления не динамично отражает текущие изменения российского общества, а персонал управления тормозит темпы и качество развития инновационных процессов.

    В условиях современной экономики  одной из общих закономерностей развития в разных странах является повышение роли организационно - управленческих факторов. Качество управления определяется как эффективность производства, так и степень удовлетворения потребности людей.

    В нашей стране проблемы реформации системы  управления носят особо острый характер в связи со сменой модели развития, переходом к рыночным отношениям.

    Современный этап научно - технической революции  можно назвать информотехнологическим. Особое, даже исключительное, значение на современном этапе приобрела информационная сфера деятельности человека. Информатика все решительнее заявляет о себе.

    Ряд известных теоретиков американского  менеджмента - Р. Уотермен, Т. Питерс, И. Ансофф сформулировали ряд новых  подходов, которые в совокупности называются тихой управленческой революцией. Суть ее заключается в определенном отходе от управленческого рационализма, от изначального убеждения, что успех фирмы определяется прежде всего рациональной организацией, снижением издержек, развитием специализации и т.д. Успех основан на системном и ситуационном подходах, утверждается стратегическое управление и отвергается технократическое мышление.

    Этим  достигается маневр в распределении  ресурсов, который ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании, а руководитель оказываются нужнее технократов. К сожалению, в нашей стране пока еще слабо развита прогностическая функция в изучении эволюции управления в перспективе. Именно в тех странах, где глубоко и систематически занимаются вопросами организации управления, отмечается самая высокая эффективность производства и удовлетворения потребности людей.

    Особое  место в обеспечении ключевых бизнес - процессов играет стратегическое управление, включая планирование, организацию и контроль системы  ключевых показателей, управление качеством, анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

    Решение проблем стратегического управления должно быть основано на интеграции объектно-ориентированных  технологий проектирования, интеллектуальных услуг, современных информационных технологий, использующих передовые достижения в области анализа, прогнозирования, ситуационного моделирования и формализованных знаний эксперта для обработки оперативной информации, принятия решений в анализируемой области. Современные прогностические системы применяются в тех областях, где эффективность зависит от сопоставления множеств различных факторов, учета причинно - следственных связей, необходимости нетривиальных рассуждений. Современный кризис российской экономики свидетельствует о односторонности подходов и методов в решении существующих проблем, несистемности исследований. Не уделяется должное внимание применению современных информационных технологий.

    Современная экономика превращается в экономику  систем, стихийная конкуренция перерастает в конкуренцию систем, которые перешли от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации и взаимоорганизации. На первый план выдвигается задача быстрейшего восстановления управляемости хозяйствующих субъектов. Управление становится практически невозможным без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования и координации из единого центра объекта управления.

    Важнейшим элементом стратегии является планирование. Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

    - всегда представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

    - должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования процесс итерационный;

    - направлено на достижение желаемого состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей;

    - роль заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования;

    - ориентация на инвестиционный процесс;

    - при составлении плана информация движется дважды вниз, один раз вверх.

    Основной  целевой функцией становится обеспечение  долгосрочной конкурентоспособности, которая обуславливает прочность  и устойчивость объекта управления на рынке. Другая основная функция информационно ориентирующая. Ключевая задача заключается не только в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, которые, с одной стороны соответствовали их интересам, а с другой стороны способствовали достижению основных результатов плана. В структуре управления хозяйствующего субъекта необходимо иметь Управление экономического планирования.

    Особое  значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссионными и недостаточно разработанными. Необходимо создать отечественную модель, основой которой является системно структурный анализ, прогнозирование и динамическое ситуационное моделирование.

    Прогнозирование в рамках системы индикативного  планирования выступает как его  первая, обязательная, аналитическая  стадия. Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности. Осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние прогнозных и плановых процедур. Плановое решение должно содержать две группы характеристик:

    - характеристики желаемых состояний объекта управления в опорных точках (индикаторах);

      - характеристики способов достижения этих состояний (регуляторов).

    Осуществление влияния на объект управления предполагается при помощи регуляторов особых механизмов поддержания оптимального функционирования процессов. Регулятор является механизмом реакции на значение индикатора. Индикатор представляет собой интегральный показатель (мультипликатор), количественно определяющий качественные характеристики того или иного процесса, состояния.

    По  степени экономической значимости объекты делятся на две категории:

  1. бюджетообразующие, жизнеобеспечивающие. Для них предусмотрен жесткий режим управления через регуляторы
  2. для менее значимых система индикаторов и регуляторов действует в отслеживающем режиме

    Показателем самодостаточности станет устойчивый экономический рост, оценка которого производится с помощью сформированного  набора индикаторов. Центральным понятием системы индикативного планирования является индикатор интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса.

    Индикаторы  определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические  связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.

    Особое  место занимает определение и  использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать  о приближении критического состояния  объекта управления и необходимости  изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов:

Информация о работе Индикативное планирование