Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43

Работа содержит 1 файл

стратег. планирование.doc

— 714.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

    ВОЛЖСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 

    Социально-экономический  факультет  
 
 
 

    Курсовая  работа

    На  тему: «Индикативное планирование» 

              Студент: Николаева Марина Александровна                                                 Группа: ЭУС-В-16

              Курс: 5

                                                                         Преподаватель: Панахова Э.М. 
               
               

    Чебоксары 2010г. 

                                                       Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5 
1.1. 
Необходимость  индикативного   планирования………………...........……5 
1.2. Индикативное 
 планирование : сущность и функции…….……………….6

Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13

2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13 
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14  
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17 
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19  
2.5. Региональные программы, их содержание, роль  использования в управлении…………………………………………………………….…………22

Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31

3.1. Определение  значений и подходы индикаторов………………………….31

Заключение...……………………………………………………………..………40 
Список использованной литературы……………………………...……………43  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Введение 
        Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).

    Основной  функцией индикативного планирования является координация, состоящая в  разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических  интересов каждого участника  и их взаимосвязи. Главный принцип  достижения компромисса в системе  интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

    Индикативное  планирование в капиталистической  экономике существенно отличается от системы планирования в бывшем СССР. Разрабатываемый плановыми  органами СССР народнохозяйственный план утверждался высшими директивными органами страны и принимал форму закона— обязательного для исполнения всеми предприятиями и нижестоящими партийно-хозяйственными структурами на всей территории страны.

    Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих  субъектов на выполнение плановых заданий  в тех или иных формах имеет место как в системе централизованного, так и индикативного планирования.

    Существенная  особенность индикативного планирования состоит в непосредственной вовлеченности  в разработку плана и согласование интересов участников планового процесса на равноправной основе.

    В условиях советской системы государство  выступало единственным собственником  всех материальных условий производства, и оно не только определяло, но и  диктовало все условия хозяйствования.

    В рыночной экономике такая система объективно сохраняется в рамках отдельного предприятия, в котором собственность на условия и результаты производства принадлежат одному физическому лицу — хозяину.

    Индикативное  планирование выступает одновременно и методом государственного регулирования  рыночной экономики, и методом ее саморегулирования. Индикативное планирование призвано корректировать как дефекты собственно рыночного механизма, так и изъяны прямого государственного вмешательства в рыночные воспроизводственные процессы.

    Индикативное  планирование в капиталистических странах возникло и развивалось в период после Второй мировой войны. Теоретической основой его служит теория Д.Кейнса о необходимости регулирования рыночной экономики в изменяющихся условиях функционирования современных рынков.

    Главными  целями, преследуемыми правительствами  капиталистических стран при  разработке индикативных планов, являются подъем национальной экономики, поддержание экономически эффективного устойчивого экономического роста на основе реализации мировых достижений научно-технической революции, стимулирование изменений в структуре производства для выполнения поставленных в плане задач, создание новых рабочих мест, повышение доходов всего населения.

    Существенное  место отводилось разработке внешнеэкономической  политики и механизма повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке.

    Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая направленность.

    1.1.  Необходимость  индикативного   планирования .

    В условиях современной рыночной экономики  государство не может не планировать собственную деятельность касательно:

  1. установления и взимания налогов на производство и оборот товаров, доходы и имущество юридических лиц на использование природных ресурсов;
  2. осуществления бюджетных расходов на содержание госаппарата, закупки продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам;
  3. привлечения, погашения и обслуживания госзаймов;
  4. приобретения, продажи и использования госимущества;
  5. деятельности госпредприятий.

    Разработка  бюджета на будущий год основываться должна на достоверных оценках доходов и расходов налогоплательщиков и бюджетополучателей. Но поскольку развитие разных рынков, отраслей, регионов и предприятий взаимосвязано, учитывать эти взаимосвязи следует при прогнозировании налогового потенциала и бюджетных потребностей. 
Народохозяйственный прогноз и бюджет образуют единую систему, состоящую из прогнозных показателей и показателей бюджетных, причём исполнение последних обязательно.

    Осуществление  индикативного   планирования , как показывает мировой опыт, включает и создание специальных плановых органов, и наделение определёнными планирующими функциями различных министерств и ведомств.

    Так, формирование  индикативных  планов и разного рода прогнозов во Франции осуществляется Генеральным комиссариатом по  планированию  во взаимодействии с Комиссариатом по модернизации. В России переход к  индикативному   планированию  должен быть надёжно правообеспечен. Прежде всего, следовало бы, принять пакет специальных юридических документов, включающий:

  1. федеральные законы "Об  индикативном   планировании  социально-экономического развития Российской Федерации" и "О системе органов прогнозирования,  индикативного   планирования  и программирования социально-экономического развития Российской Федерации";
  2. ряд законов о внесении изменений и дополнений в гражданское, банковское, бюджетное, налоговое и корпоративное законодательство в связи с введением  индикативного   планирования .

    Эволюция  форм  индикативного   планирования  ("конъюнктурная" - "структурная" - "стратегическая") в капиталистических странах заняла десятилетия. В России же пока речь можно вести об элементах конъюнктурной формы, что соответствует общей либеральной ориентированности государственной социально-экономической политики в последующие годы.

    Примечательно, что термин " Индикативное   планирование " не используется в законодательстве, регламентирующем прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактацию.

    В общем, "легализация"  индикативного   планирования  и его эволюция к утверждению структурной формы представляются остро необходимыми направлениями развития хозяйственного механизма. 

    1.2. Индикативное   планирование : сущность и функции.

    После распада  и демонтажа экономик социалистического типа, роль института планирования в экономической жизни соответствующих государств всё более ослаблялась. Это стало непосредственным следствием проведения официальной политики экономической либерализации, включающей приватизацию государственной собственности и реструктивную денежно-кредитную политику.

    Исходя  из постулата о принципиальной несовместимости  директивно-централизованного управления экономикой и рыночного саморегулирования, Россия сознательно отказалась от традиционных процедур планирования. Альтернативных процедур согласования государства и хозяйственных субъектов, адекватных рыночному хозяйству, создано не было. В результате, как ни парадоксально, прогнозы, планы и интересы предприятий учитываются нынешним российским государством не в большей, а в меньшей степени, чем в советской системе народного хозяйственного  планирования  в последнее десятилетие.

    Между тем в индустриально развитой корпоративно-капиталистической экономике действуют иные, помимо рыночных, механизмы саморегулирования и регулирования. Это, прежде всего, контрактная система и  индикативное   планирование 

    Индикативное   планирование  выступает в качестве совокупности процедур согласования процессов:

    а) макропланирования, представленного  в прогнозах, бюджетных планах и  макропрограммах, разрабатываемых  и осуществляемых государством;

Информация о работе Индикативное планирование