Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа
Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43
1. при разработке очередного бюджета выполняется, что минимальный объём финансирования по уже утверждённым долгосрочным проектам превышает бюджетные возможности;
2. в силу недостаточности бюджетных средств финансирования работ по уже утверждённым проектам прекращается, что приводит к прямой потере бюджетных средств. В качестве инструмента такого согласования используется программно-целевой подход к решению крупных проблем.
Можно
выделить две трактовки программно-
При
таком определении специфика
программно-целевого подхода становится
неотличимой от плана. Разработка и утверждение
целевой программы осуществляется итеративным
путём с учётом интересов заказчиков и
исполнителей, а также, разумеется, с учётом
макроэкономической ситуации и прогнозируемых
бюджетных возможностей.
В настоящее время федеральные программы
разрабатываются для решения частных,
ведомственных и региональных вопросов.
Ракурс анализа программно-целевого подхода
- связь этого подхода с макропланированием
и индикативной формой последнего.
В отличие от бюджетного процесса, ограниченного
годовым горизонтом, программирование
предполагает гораздо больший временной
период. Поэтому согласование долгосрочных
целевых программ между собой и бюджетом
невозможно без построения среднесрочного
структурного прогноза и долгосрочного
макропрогноза, сбалансированных и по
ресурсо-технологическим, и по финансовым
параметрам. Но совокупность этих прогнозов,
целевых программ и соответствующих разделов
бюджетов будущих лет уже представляет
собой среднесрочный план. Разумеется,
ежегодно могут производиться корректировки
показателей и целевых программ, и прогнозов,
однако они вполне укладываются в методологию
скользящего планирования .
Индикативное планирование возникает на основе
сопровождаемого качественным прогнозированием
бюджетного процесса. В случае когда на
основе программ решаются вопросы структурной
перестройки и технологической модернизации
экономики, и согласованием действий государственных
органов экономического управления, хозяйствующих
субъектов различных отраслей, регионов
и организационно-правовых форм, возникает
более развитая - структурная форма индикативного планирования . Последнее в любой
своей форме базируется на макроэкономическом
прогнозе и федеральном бюджете. Включая
ряд других специфических элементов. Сами
по себе разработка, принятие и реализация
целевых программ вовсе не тождественны
использованию технологии индикативного планирования . Если эти программы
не согласуются с прогнозами и бюджетом,
ставить вопрос о разработке индикативного плана бессмысленно.
2.3. Нормативное регулирование.
Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется на административных началах. Главными принципами нормативного метода госрегулирования экономики для целей индикативного планирования являются:
В прореформенной России система разработки, утверждения и исполнения прогнозов социально-экономического развития, страдает рядом серьёзнейших дефектов.
Разрабатываемые в настоящее время в рамках бюджетного процесса прогнозы социально-экономического развития необязательны для исполнения и слабо увязаны между собой. По сути, органы экономического, финансового и монетарного регулирования не несут никакой ответственности за исполнение своих прогнозных разработок. На основе выше изложенного можно в общих чертах определить состав плановых органов и распределение между ними полномочий.
Комитет
прогнозирования призван
Комитету Казначейства принадлежит функция
исполнения федерального, регионального
и местного бюджетов.
Госкомитет по статистике должен иметь статус (аналогичный центробанковскому) и отвечать за мониторинг хода выполнения индикативного плана.
Центральный банк обязан отвечать за разработку и исполнение раздела "Развитие кредитно-денежной и валютной системы" индикативного плана социально-экономического развития.
Наиболее объёмными и многообразными функциями необходимо наделить Министерство экономики, которое призвано:
- отвечать за осуществление индикативного планирования в целом;
- разрабатывать в составе индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год специальный раздел о комплексных мерах государственного регулирования экономики и отвечать за его исполнение;
- осуществлять методическое руководство и координацию работ по подготовке индикативных планов социально-экономического развития страны;
- рассматривать совместно с соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти, территориальными плановыми органами.
Разделение функций финансовых, денежных, прогностических позволит повысить объективность и обоснованность прогнозирования и планирования .
Индикативное планирование социально-экономического
развития Российской Федерации - совокупность
процессов разработки, утверждения, исполнения
корректировки индикативных планов и их использование
в управлении развитием экономики, её
территориальных и отраслевых подсистем,
предприятий и организаций в соответствии
с процедурами, утверждёнными законодательством
Российской Федерации.
2.4. Государственные прогнозы.
В
Федеральном законе "О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации" определяются
цели и содержание системы государственных
прогнозов социально-
Во-вторых,
концепция социально-
Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.
Прогноз
социально-экономического развития на
долгосрочную перспективу разрабатывается
раз в пять лет на десятилетний
период.
В концепции социально-экономического
развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу конкретизируются варианты
социально-экономического развития Российской
Федерации, определяются возможные цели
социально-экономического развития Российской
Федерации, пути и средства достижения
указанных целей.
Прогноз
социально-экономического развития на
среднесрочную перспективу
В
программе социально-
- оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
- концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
-региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Прогноз
социально-экономического развития на
краткосрочную перспективу
В перечне федеральных целевых программ указывается:
Программа
социально-экономического развития Российской
Федерации - комплексная система
целевых ориентиров социально-экономического
развития Российской Федерации.