Индикативное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам— получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Индикативное планирование, его характеристика………………...….5
1.1. Необходимость индикативного планирования………………...........……5
1.2. Индикативное планирование : сущность и функции…….……………….6
Глава 2. Системы государственных прогнозов регионального развития. Их содержание и использование………………………………………..………..…13
2.1. Бюджетно-плановое регулирование…………………………………….…13
2.2. Государственное программирование………………………..……………..14
2.3. Нормативное регулирование……………………………………………….17
2.4. Государственные прогнозы………………………………………...........…19
2.5. Региональные программы, их содержание, роль использования в управлении…………………………………………………………….…………22
Глава 3. Индикативное планирование в системах управления социально - экономическими процессами…...………………………………….…………...31
3.1. Определение значений и подходы индикаторов………………………….31
Заключение...……………………………………………………………..………40
Список использованной литературы……………………………...……………43

Работа содержит 1 файл

стратег. планирование.doc

— 714.50 Кб (Скачать)

    1. при разработке очередного бюджета выполняется, что минимальный объём финансирования по уже утверждённым долгосрочным  проектам  превышает бюджетные возможности;

     2. в силу недостаточности бюджетных средств финансирования работ по уже утверждённым  проектам  прекращается, что приводит к прямой потере бюджетных средств. В качестве инструмента такого согласования используется программно-целевой подход к решению крупных проблем.

    Можно выделить две трактовки программно-целевого подхода. Сторонники первой делают акцент на признаках взаимосвязанности  целей и оптимизации затрат, времени и ресурсов. Согласно второй, расширительной, версии, программа - это "комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно-инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно-технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определённых целей социально-экономического развития".

    При таком определении специфика  программно-целевого подхода становится неотличимой от плана. Разработка и утверждение целевой программы осуществляется итеративным путём с учётом интересов заказчиков и исполнителей, а также, разумеется, с учётом макроэкономической ситуации и прогнозируемых бюджетных возможностей. 
В настоящее время федеральные программы разрабатываются для решения частных, ведомственных и региональных вопросов. Ракурс анализа программно-целевого подхода - связь этого подхода с макропланированием и  
индикативной  формой последнего. В отличие от бюджетного процесса, ограниченного годовым горизонтом, программирование предполагает гораздо больший временной период. Поэтому согласование долгосрочных целевых программ между собой и бюджетом невозможно без построения среднесрочного структурного прогноза и долгосрочного макропрогноза, сбалансированных и по ресурсо-технологическим, и по финансовым параметрам. Но совокупность этих прогнозов, целевых программ и соответствующих разделов бюджетов будущих лет уже представляет собой среднесрочный план. Разумеется, ежегодно могут производиться корректировки показателей и целевых программ, и прогнозов, однако они вполне укладываются в методологию скользящего  планирования 

    Индикативное   планирование  возникает на основе сопровождаемого качественным прогнозированием бюджетного процесса. В случае когда на основе программ решаются вопросы структурной перестройки и технологической модернизации экономики, и согласованием действий государственных органов экономического управления, хозяйствующих субъектов различных отраслей, регионов и организационно-правовых форм, возникает более развитая - структурная форма  индикативного   планирования . Последнее в любой своей форме базируется на макроэкономическом прогнозе и федеральном бюджете. Включая ряд других специфических элементов. Сами по себе разработка, принятие и реализация целевых программ вовсе не тождественны использованию технологии  индикативного   планирования . Если эти программы не согласуются с прогнозами и бюджетом, ставить вопрос о разработке  индикативного  плана бессмысленно. 

    2.3. Нормативное регулирование.

    Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется на административных началах. Главными принципами нормативного метода госрегулирования экономики для целей  индикативного   планирования  являются:

  1. Принцип децентрализованности. Речь идёт о том, что выбор конкретных объёмов затрат ресурсов и выпуска продукции хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно, руководствуясь лишь нормативами. Соответственно и прогнозы, и планы своей деятельности экономические субъекты разрабатывают и реализуют самостоятельно.
  2. Принцип равновесия. Произвольное задание нормативов, широко практиковалось и практикуется правительствами. При сильном государстве экономические субъекты подчиняются давлению "сверху", но отвечают на него неким пассивным сопротивлением: снижают трудовую и предпринимательскую активность, в результате страна "без видимых причин" отстаёт в соревновании с другими странами по показателям эффективности производства. Если же "гайки завинчивает" слабое государство, экономические субъекты просто "уходят в тень" и не платят налоги.
  3. Принцип системности. Здесь главной является проблема согласования интересов. Согласование интересов носит либо стихийный характер, либо оформляется сознательно - в виде  индикативного   планирования : государство через систему нормативов и бюджетно-программных заданий декларирует свои намерения, экономические субъекты через планы-контракты отвечают изменением своих действий. 
    Проведённый анализ принципов нормативного регулирования подводит к общему выводу: оно вполне сочетается с  
    индикативным   планированием  и выступает базовым инструментом и бюджетно-налогового макропланирования, и внутрифирменного планирования.

    В прореформенной России система разработки, утверждения и исполнения прогнозов  социально-экономического развития, страдает рядом серьёзнейших дефектов.

    Разрабатываемые в настоящее время в рамках бюджетного процесса прогнозы социально-экономического развития необязательны для исполнения и слабо увязаны между собой. По сути, органы экономического, финансового  и монетарного регулирования  не несут никакой ответственности за исполнение своих прогнозных разработок. На основе выше изложенного можно в общих чертах определить состав плановых органов и распределение между ними полномочий.

    Комитет прогнозирования призван сводить  информацию, полученную от всех министерств и ведомств, региональных и местных властей, и на её основе формировать прогнозы социально-экономического развития. 
Комитету Казначейства принадлежит функция исполнения федерального, регионального и местного бюджетов.

    Госкомитет  по статистике должен иметь статус (аналогичный центробанковскому) и отвечать за мониторинг хода выполнения  индикативного  плана.

    Центральный банк обязан отвечать за разработку и исполнение раздела "Развитие кредитно-денежной и валютной системы"  индикативного  плана социально-экономического развития.

    Наиболее  объёмными и многообразными функциями необходимо наделить Министерство экономики, которое призвано:

    -  отвечать за осуществление  индикативного   планирования  в целом;

    - разрабатывать в составе  индикативного  плана социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год специальный раздел о комплексных мерах государственного регулирования экономики и отвечать за его исполнение;

    - осуществлять методическое руководство и координацию работ по подготовке  индикативных  планов социально-экономического развития страны;

    - рассматривать совместно с соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти, территориальными плановыми органами.

    Разделение  функций финансовых, денежных, прогностических  позволит повысить объективность и  обоснованность прогнозирования и   планирования 

    Индикативное   планирование  социально-экономического развития Российской Федерации - совокупность процессов разработки, утверждения, исполнения корректировки  индикативных  планов и их использование в управлении развитием экономики, её территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций в соответствии с процедурами, утверждёнными законодательством Российской Федерации. 

    2.4. Государственные прогнозы.

    В Федеральном законе "О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" определяются цели и содержание системы государственных  прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации. В частности, во-первых, государственное прогнозирование основывается на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

    Во-вторых, концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

    Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

    Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  исходя из комплексного анализа демографической  ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

    Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

    Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается  раз в пять лет на десятилетний период. 
В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.

    Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается  на период от трёх до пяти лет и ежегодно корректируется.

    В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

    - оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

    - концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

    - макроэкономическая политика;

    - институциональные преобразования;

    - инвестиционная и структурная политика;

    - аграрная политика;

    - экологическая политика;

    - социальная политика;

    -региональная экономическая политика;

    - внешнеэкономическая политика.

    Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается  ежегодно.

    В перечне федеральных целевых  программ указывается:

  1. краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ;
  2. результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
  3. требуемые объёмы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ;
  4. объёмы финансирования федеральных целевых программ за счёт средств федерального бюджета в предстоящем году;
  5. государственные заказчики программ.

    Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система  целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации. 
 

Информация о работе Индикативное планирование