Игра как осонова деятельности ДОО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние игры на организацию деятельности детских общественных объединений.

Объект исследования: детские общественные объединения как социально- педагогическая система

Предмет исследования: возможности игры в организации деятельности детских общественных объединений

Задачи исследования:

1 изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме

2 выявить психолого- педагогическую сущность игры

3 определить на основе анализа основных положений теории и практики возможности использования игры в деятельности детских общественных объединений.

Содержание

Глава 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Исторический взгляд на проблему игры………………………………......6
1.2. Понятие игры………………………………………………………………..8
1.3. Функции игры……………………………………………………………....10
1.4. Виды игр…………………………………………………………………….13
Выводы по первой главе………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
2.1. Детские общественные объединения как социально- педагогический феномен………………………………………………………………………….16
2.2. Закономерности игрового взаимодействия в детском общественном объединении………………………………………………………………….....19
2.3. Функции игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….21
2.4. Принципы организации игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….22
Выводы по второй главе………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     2 принцип адекватности способов  взаимодействия в системе социальных отношений в обществе - этот принцип раскрывается в этнокультурном характере при отборе игр. В  игре ребенок опирается на собственные социальные установки, знания, то есть разыгрывает жизненные ситуации

     3 принцип рефлексивного характера  игровой деятельности субъектов  - во время проектирования самой  игры, обсуждения правил ее проведения  педагог получает уникальную  возможность помочь гражданскому  становлению личности. Задавая себе вопросы и пробуя  разобраться в них, ребенок учится находить основание для жизненных поступков.

     4 ориентация на гуманистический  характер взаимодействия в игре  – для эффективного педагогического  воздействия игры на ее участников  необходимо согласовывать, просчитывать складывающиеся отношения, анализировать причинно- следственные связи возникающих конфликтов и проблем.

     5 паритетное соотношение управления  и самоуправления в игровой  деятельности – реализация принципа  ведет к саморазвитию игры  в различных группах детей. Важно выявить мотив объединения и обеспечить самореализацию ребенка в доступной для него деятельности.

     6 субъектность – совокупный принцип организации игрового взаимодействия.

     Игровое взаимодействие- это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться.

Вывод по второй главе.

     Анализ  игрового взаимодействия позволил сделать  следующие выводы:

1 источником  процесса игрового взаимодействия  детей является социальная действительность, которая независимо от родителей и педагогов стихийно насыщает ценным или бесполезным, вредящим детям содержанием.

2 целенаправленная  организация предметно- игровой  среды соответственно расширению  представлений ребенка об окружающем, реализуя связь между знаниями и предметами, игрушками, независимо от участия взрослого, педагога, активизирует эти знания об окружающей действительности в игровом взаимодействии.

3 в основе  взаимодействия ребенка и взрослого-  участников детских объединений-  происходит общение, развивающее сотрудничество. Посредством такого сотрудничества, основанного на объективных особенностях взаимодействия в игре, возможно совершенно непринужденно активизировать в опыте детей наиболее ценное учебно - воспитательное содержание.

4 функции  игрового взаимодействия тесно связаны со стихийными и управляемыми явлениями жизнедеятельности детских объединений. Динамика процесса игрового взаимодействия отражает способность к самоорганизации, корректировке и содержанию внутренних и внешних связей в деятельности детских объединений, влияющих на эффективность социального становления ребенка.

Глава 3 Практическая часть.

3.1. Констатирующий эксперимент.

Социометрия

     Цель: выявление межличностных отношений  в классе.

     Ход выполнения. Эксперимент может протекать  в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3—5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии, выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.

       Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

     Если  ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова  выбрала №1—Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом» Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. 

     

Заключение

     Итак, в заключении можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках общества.

     Для ребенка в игре предоставляется  возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем. Игра одновременно - развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

     Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей  в целом. Она на равных стоит рядом  с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом  мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

     Игра  занимает большое место в системе  физического, нравственного, трудового  и эстетического воспитания школьников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования. Играть необходимо и очень важно. Ведь не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли ». Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают. 
 

Список  литературы.

  1. Закон РФ « Об общественных объединениях»  от 09.10.1990 г

    2 Борисова  Л.А. Воспитание в детских и молодежных общественных объединениях. Чебоксары 1998 г, учебное пособие

    3 Воронкова  Л.В. Как организовать воспитательную  работу в отряде- учебное пособие,  центр педагогического образования.  Москва 2007 г

    4 Журнал «  Воспитание школьников» № 5, 2009 г.

    5 Загвязинский В.И. « Основы социальной педагогики»

    6 Куприянов  Б.В. Формы воспитательной работы  с детскими объединениями- учебно- методическое пособие, Кострома  КГТУ, 1998

    7  Родионова  Е.Л. Проблемы школьного воспитания, НГЦ

    8  Сухомлинский  В.А. Избранные произведения

    9 Фришман И.И.  Методика работы педагога дополнительного  образования- учебное пособие,  Москва, 2001

    10 Эльконин Д.Б., "Психологические игры", Москва, 1978 г.

    11 http//ru.wikipedia.org 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 1

     Сценарий  подвижной игры «Гусеница»

Правила игры:

     - нельзя отказываться от предложения  водящего;

     - нельзя разъединяться.

     Ход игры: дети становятся в круг, выбирается водящий по желанию. Он выбирает любого участника из круга и задает вопрос «Будешь моим хвостиком?» Участник из круга пролазает между ног водящего и становится сзади, беря водящего за талию. Так, все по очереди. В итоге получается огромная гусеница.

     Игра  способствует раскрепощению участников, сплочению.

 

      Приложение 2

Сценарий  подвижной игры «Молекулы»

Правила игры:

     - составить молекулы из названного числа;

     - хаотично передвигаться по классу.

     Ход игры: дети хаотично передвигаются  по кабинету, занимаются каждый своим  делом, можно даже шуметь, но когда  ведущий называет число (любое) ребята должны образовать молекулу.

     Игра  способствует раскрепощению участников, снятию напряжения, повышению настроения, развивает внимание, сосредоточенность, слуховое восприятие.

 

      Приложение 3

Сценарий  развивающей игры «Буриме»

Правила игры:

     - четко выполнять задание.

     Ход игры: участникам предлагается поиграть в рифмы. Ведущий кидает мяч и называет любое слово. Участник, который поймал мяч, должен придумать к этому слову рифму, а затем возвращает мяч ведущему.

     Игра  способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, а также слухового  восприятия.

 

      Приложение 4

Сценарий  развивающей игры «На одну букву»

Правила игры:

     - обязательно загадать любую букву;

     - все слова должны начинаться  строго на загаданную букву.

     Ход игры: игрокам за определенный промежуток времени, примерно 10 – 15 минут, требуется составить предложение, все слова в котором начинаются на загаданную букву. Побеждает та команда, которая придумает более длинное или более интересное предложение.

     Данная  игра развивает мышление, сообразительность, творческие способности. Также способствует закреплению полученных знаний.

 

      Приложение 5

Сценарий  интеллектуальной, игры «Спичечный турнир»

Правила игры:

     - должны быть команды с равным  количеством участников;

     - участвовать должны все;

     - задания выполняются строго индивидуально.

     Ход игры: перед командами лежат спички. Даются задания и каждый из участников должен строго индивидуально его выполнить.

     Задания:

     - к 5 спичкам добавить еще 5 так,  чтобы получилось три;

     - переложить 2 спички так, чтобы  образовалось 5 равных квадратов;

     - переложить 5 спичек так, чтобы получилось 2 квадрата;

Информация о работе Игра как осонова деятельности ДОО