Игра как осонова деятельности ДОО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние игры на организацию деятельности детских общественных объединений.

Объект исследования: детские общественные объединения как социально- педагогическая система

Предмет исследования: возможности игры в организации деятельности детских общественных объединений

Задачи исследования:

1 изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме

2 выявить психолого- педагогическую сущность игры

3 определить на основе анализа основных положений теории и практики возможности использования игры в деятельности детских общественных объединений.

Содержание

Глава 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Исторический взгляд на проблему игры………………………………......6
1.2. Понятие игры………………………………………………………………..8
1.3. Функции игры……………………………………………………………....10
1.4. Виды игр…………………………………………………………………….13
Выводы по первой главе………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
2.1. Детские общественные объединения как социально- педагогический феномен………………………………………………………………………….16
2.2. Закономерности игрового взаимодействия в детском общественном объединении………………………………………………………………….....19
2.3. Функции игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….21
2.4. Принципы организации игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….22
Выводы по второй главе………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Детская игра- сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.

     Игра- важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующих их физическому, психологическому, нравственному развитию.

Глава 2 «Игровое взаимодействие в детском общественном объединении»

2.1 Детское общественное  объединение как  социально- педагогический  феномен

     Ученые, исследователи детских общественных объединений по-разному подходят к типологии данного социально- педагогического феномена.

     Так одни выделяют полифункциональные и  монофункциональные организации. К  числу последних относят спортивные, религиозные, творческие, корпоративные, социально- экономические организации.

     Другие  исследователи различают детские общественные организации по длительности существования, по месту организации, по направлению деятельности, по основному возрастному составу, по региональному принципу.

     Детское объединение- сообщество, содружество  детей первичные образования, в  которых основные участники- дети.

     Детские общественные объединения действуют  на основе общественных интересов детей, позволяют ребенку раскрыть, проявить, а часто открыть свои индивидуальные интересы.

     Детские общественные объединения:

- форма  социального развития детей, в  которой интегрируются составные  процессы развития личности: саморазвитие, воспитание, обучение, социализация.

- разумно  организованный досуг детей

- эффективные  средства приобретения жизненного  опыта, отношений к коллективной  деятельности, эмоционально- нравственное  развитие.

- мир  игры, фантазий и свободы творчества

     Педагогическая  сущность детских общественных объединений  может быть представлена как совокупность специально- созданных условий, обеспечивающих устойчивые социально- педагогические культуро- образующие отношения детей.

     Иными словами, педагогическая сущность детского объединения проявляется в их воспитательном потенциале. Цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую и одновременно гибкую личность. Цель жизнедеятельности детского объединения заключается в признании единства ее с общей целью воспитания.

     Цель  может быть достигнута в том случае, если деятельность объединения будет строиться на принципах:

- самореализации  и саморазвития личности

- самодеятельности

- самоорганизации  и самоуправления

- учета  возрастных и индивидуальных  особенностей детей

- социальной  реальности

- ответственности  взрослых за педагогические последствия организованной деятельности

     Детские общественные объединения как явление  социальное призваны решать следующие  задачи:

- помогать  ребенку в обретении опыта  общественной жизни

- обеспечивать  условия для дальнейшего свободного  развития

- создать  реальные возможности для осуществления  гражданских прав и свобод  каждого ребенка

- формируют  свободную личность.

     Существуют  следующие виды детских общественных объединений:

1 по  целям, задачам, направлениям  содержания:

- детские  объединения, ориентированные на социализацию личности ребенка

- детские  объединения социально- индивидуальной  направленности

- объединения,  направленные на начальную профессиональную  подготовку детей

- детские  объединения структуры, ориентированные  на патриотическое, гражданское воспитание

- объединения  культурологической и практической  направленности

- объединения,  направленные на утверждение  здорового образа жизни

2 по  идеологической основе существующие  объединения могут быть светскими,  религиозными, социалистической и капиталистической, общечеловеческой и узко национальной  ориентации

3 по  организации деятельности( структуре,  управлению, самоуправлению, степени  стабильности, открытости) детские  объединения очень многообразны.

4 взаимосвязь  с государственными и общественными структурами.

     В соответствии  с сущностными характеристиками, целью и задачами выделим основные функции детских общественных объединений:

1 функции,  направленные на консолидацию  общества

- коммуникативная-  реализуется на основе идей  коллективного воспитания в детских объединениях: способствует развитию различных форм общения: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-общество.

- регулятивная- регулируют отношения между людьми

2 функции  социального становления подростков  в организации

- функции  социальных связей:

* социально-  адаптационная, 

* актуализационная- призвана пробудить в ребенке  способность к самоопределению  и самореализации

* социально-  корректирующая- нормализует отношения  ребенок-общество

* диагностико-  прогностическая- предполагает диагностирование личности, контроль, прогнозирование развития личности

- организаторская  функция- способствует реализации  организаторских и творческих  способностей ребенка

- воспитательная  функция

- компенсаторная  функция- способствует социальной  защите человека

- когнитивная  функция- предполагает, что в деятельности  детей находят применение полученных  в школе знаний

3 Функции  реализации интересов и удовлетворение  потребностей детей.

- досуговая

     Таким образом, если рассматривать функции  детских общественных объединений в обществе, государстве как обязанность, круг деятельности, назначения, то они весьма объемны и разнообразны.

2.2 Закономерности игрового  взаимодействия в  детских общественных  объединениях.

     Поскольку игровая деятельность представляет собой результат, условия и средство развития ребенка и выступает содержательной стороной игрового взаимодействия, социальное становление ребенка в детском объединении правомерно рассматривать как эмпатийное единство участников детского объединения.

     В.А. Сухомлинский выделил и обосновал закономерности, положенные в основу педагогических идей. [8]

     1  единство и взаимосвязь успешности  игрового взаимодействия и социального  становления ребенка. Игровое  взаимодействие не противопоставляется  воспитательной деятельности, важно  лишь, чтобы ребенок признавался равноправным субъектом своего развития. Характер взаимодействия детских объединений и общества определяется объективными потребностями мира взрослых в позитивном развитии детей, что является общей закономерностью.

     Игровое взаимодействие способствует саморазвитию и самореализации ребенка. В его двустороннем характере проявляется следующая закономерность:

     2 взаимозависимость результатов  игрового взаимодействия и включенности  участников детских объединений  в разнообразную общественно полезную деятельность.

     Практика  убеждает: чем полнее и разнообразнее  включены дети в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу при планировании игр, тем выше эффективность  социального становления.

     На  необходимость сочетания разнообразия деятельности и учета положительных качеств личности указывал В.А. Сухомлинский.[8]

     « Главное,- писал он, - умение подметить  в каждом ребенке его сильную  сторону, добиться того, чтобы живинка  получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала индивидуальность»

     Интенсивность освоения ребенком опыта общения, отношений  и деятельности возрастает, если в  процессе игрового взаимодействия создаются  условия для демонстрации личностных достижений, проявления собственной  уникальности.

     Эффективность игрового взаимодействия в социальном становлении ребенка основывается, прежде всего, на результатах диагностики  общей воспитанности и развития каждого ребенка, стимулировании позитивных изменений в работе над самим  собой. Поэтому можно говорить об :

3 обусловленности  эффективности игрового взаимодействия  и характера мотивов общения  личности с окружающим миром.  На всех возрастных этапах  развития ребенка особенно велико  влияние на него друзей, сверстников,  чего нельзя не учитывать при  выборе наиболее значимых форм игрового взаимодействия.

     4 Динамизм функции игрового взаимодействия  в процессе социального становления  личности, влекущий за собой системно- структурную интеграцию детских  объединений, также является общей  закономерностью игрового взаимодействия.

     Детские общественные объединения - единственные виды социального института общества, в которых их участники обретают статус субъектности и возможность  действовать от имени детей и  в их интересах.

     Игровое взаимодействие на основе выявленных закономерностей обеспечивают углубление и разнообразие содержания деятельности детских объединений, формирует способы практической реализации игровых проектов и программ, использующихся в практике детских общественных объединений.

2.3 Функции игрового  взаимодействия в детских общественных объединениях.

     Игровое взаимодействие в детском объединении  выполняет ряд функций, которые  и определяют содержание его деятельности:

     1 функция социально- психологического  регулирования отношений участников  игрового взаимодействия- взаимодействие ребенка с людьми разного возраста расширяет возможности в познании окружающего мира и выступает важнейшим условием социального развития личности. Формирование положительного опыта в ходе игрового взаимодействия способствует познанию себя и других, создает дополнительные сферы самовыражения растущей личности.

     2  компенсаторная функция- субъекты  игрового взаимодействия чувствуют  себя свободно, проверяют свои  возможности, самостоятельно принимают  решения и  несут ответственность  за сделанный выбор.

     3 функция предупреждения или коррекции  детских комплексов- предоставляются  возможности быть принятым, одобренным  взрослыми или сверстниками на  основе вовлечения в игровую  деятельность, где проявляются сильные  стороны, индивидуальные способности каждого участника игрового взаимодействия.

     4 функция стимулирования инициативы, творчества, самодеятельности  детей-  в ходе игрового взаимодействия  каждый может найти приложение  своим силам, возможностям, сохраняя  свои подходы. При этом создаются  условия для самореализации детей, раскрытие их творческих потенциалов, стимулирования самопознания и самовоспитания.

     Функции игрового взаимодействия тесно связаны  со стихийными и управляемыми явлениями  жизнедеятельности детских объединения.

2.4 Принципы организации  игрового взаимодействия  в детских объединениях.

      Учитывая вариативно- программный подход к содержанию деятельности детских объединений, сегодня наиболее значимо выделение основополагающих принципов, при реализации которых игровое взаимодействие выступает важнейшим инструментом объединения детей и взрослых.

     Эти принципы выделила И.И. Фришман [9].

     1 принцип индивидуальной избирательности способов взаимодействия с учетом возрастных особенностей ребенка - игровые программы должны быть сориентированы не на массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, с учетом социального статуса в системе отношений с друзьями.

Информация о работе Игра как осонова деятельности ДОО