Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние игры на организацию деятельности детских общественных объединений.
Объект исследования: детские общественные объединения как социально- педагогическая система
Предмет исследования: возможности игры в организации деятельности детских общественных объединений
Задачи исследования:
1 изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме
2 выявить психолого- педагогическую сущность игры
3 определить на основе анализа основных положений теории и практики возможности использования игры в деятельности детских общественных объединений.
Глава 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Исторический взгляд на проблему игры………………………………......6
1.2. Понятие игры………………………………………………………………..8
1.3. Функции игры……………………………………………………………....10
1.4. Виды игр…………………………………………………………………….13
Выводы по первой главе………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
2.1. Детские общественные объединения как социально- педагогический феномен………………………………………………………………………….16
2.2. Закономерности игрового взаимодействия в детском общественном объединении………………………………………………………………….....19
2.3. Функции игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….21
2.4. Принципы организации игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….22
Выводы по второй главе………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28
Детская игра- сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.
Игра- важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующих их физическому, психологическому, нравственному развитию.
Ученые,
исследователи детских
Так
одни выделяют полифункциональные и
монофункциональные организации. К
числу последних относят
Другие исследователи различают детские общественные организации по длительности существования, по месту организации, по направлению деятельности, по основному возрастному составу, по региональному принципу.
Детское объединение- сообщество, содружество детей первичные образования, в которых основные участники- дети.
Детские общественные объединения действуют на основе общественных интересов детей, позволяют ребенку раскрыть, проявить, а часто открыть свои индивидуальные интересы.
Детские общественные объединения:
- форма
социального развития детей, в
которой интегрируются
- разумно организованный досуг детей
- эффективные
средства приобретения
- мир игры, фантазий и свободы творчества
Педагогическая сущность детских общественных объединений может быть представлена как совокупность специально- созданных условий, обеспечивающих устойчивые социально- педагогические культуро- образующие отношения детей.
Иными словами, педагогическая сущность детского объединения проявляется в их воспитательном потенциале. Цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую и одновременно гибкую личность. Цель жизнедеятельности детского объединения заключается в признании единства ее с общей целью воспитания.
Цель может быть достигнута в том случае, если деятельность объединения будет строиться на принципах:
- самореализации и саморазвития личности
- самодеятельности
- самоорганизации и самоуправления
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
- социальной реальности
- ответственности взрослых за педагогические последствия организованной деятельности
Детские общественные объединения как явление социальное призваны решать следующие задачи:
- помогать ребенку в обретении опыта общественной жизни
- обеспечивать
условия для дальнейшего
- создать
реальные возможности для
- формируют свободную личность.
Существуют следующие виды детских общественных объединений:
1 по целям, задачам, направлениям содержания:
- детские объединения, ориентированные на социализацию личности ребенка
- детские
объединения социально-
- объединения,
направленные на начальную
- детские
объединения структуры,
- объединения
культурологической и
- объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни
2 по
идеологической основе
3 по
организации деятельности( структуре,
управлению, самоуправлению, степени
стабильности, открытости) детские
объединения очень
4 взаимосвязь
с государственными и
В
соответствии с сущностными
1 функции, направленные на консолидацию общества
- коммуникативная- реализуется на основе идей коллективного воспитания в детских объединениях: способствует развитию различных форм общения: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок-общество.
- регулятивная-
регулируют отношения между
2 функции
социального становления
- функции социальных связей:
* социально- адаптационная,
* актуализационная- призвана пробудить в ребенке способность к самоопределению и самореализации
* социально- корректирующая- нормализует отношения ребенок-общество
* диагностико-
прогностическая- предполагает
- организаторская
функция- способствует
- воспитательная функция
- компенсаторная
функция- способствует
- когнитивная
функция- предполагает, что в деятельности
детей находят применение
3 Функции
реализации интересов и
- досуговая
Таким образом, если рассматривать функции детских общественных объединений в обществе, государстве как обязанность, круг деятельности, назначения, то они весьма объемны и разнообразны.
Поскольку игровая деятельность представляет собой результат, условия и средство развития ребенка и выступает содержательной стороной игрового взаимодействия, социальное становление ребенка в детском объединении правомерно рассматривать как эмпатийное единство участников детского объединения.
В.А. Сухомлинский выделил и обосновал закономерности, положенные в основу педагогических идей. [8]
1
единство и взаимосвязь
Игровое взаимодействие способствует саморазвитию и самореализации ребенка. В его двустороннем характере проявляется следующая закономерность:
2
взаимозависимость результатов
игрового взаимодействия и
Практика убеждает: чем полнее и разнообразнее включены дети в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу при планировании игр, тем выше эффективность социального становления.
На
необходимость сочетания
« Главное,- писал он, - умение подметить в каждом ребенке его сильную сторону, добиться того, чтобы живинка получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала индивидуальность»
Интенсивность освоения ребенком опыта общения, отношений и деятельности возрастает, если в процессе игрового взаимодействия создаются условия для демонстрации личностных достижений, проявления собственной уникальности.
Эффективность
игрового взаимодействия в социальном
становлении ребенка
3 обусловленности
эффективности игрового
4
Динамизм функции игрового
Детские
общественные объединения - единственные
виды социального института
Игровое взаимодействие на основе выявленных закономерностей обеспечивают углубление и разнообразие содержания деятельности детских объединений, формирует способы практической реализации игровых проектов и программ, использующихся в практике детских общественных объединений.
Игровое взаимодействие в детском объединении выполняет ряд функций, которые и определяют содержание его деятельности:
1
функция социально-
2
компенсаторная функция-
3
функция предупреждения или
4
функция стимулирования
Функции
игрового взаимодействия тесно связаны
со стихийными и управляемыми явлениями
жизнедеятельности детских
Учитывая вариативно- программный подход к содержанию деятельности детских объединений, сегодня наиболее значимо выделение основополагающих принципов, при реализации которых игровое взаимодействие выступает важнейшим инструментом объединения детей и взрослых.
Эти принципы выделила И.И. Фришман [9].
1 принцип индивидуальной избирательности способов взаимодействия с учетом возрастных особенностей ребенка - игровые программы должны быть сориентированы не на массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, с учетом социального статуса в системе отношений с друзьями.