Игра как осонова деятельности ДОО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние игры на организацию деятельности детских общественных объединений.

Объект исследования: детские общественные объединения как социально- педагогическая система

Предмет исследования: возможности игры в организации деятельности детских общественных объединений

Задачи исследования:

1 изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме

2 выявить психолого- педагогическую сущность игры

3 определить на основе анализа основных положений теории и практики возможности использования игры в деятельности детских общественных объединений.

Содержание

Глава 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Исторический взгляд на проблему игры………………………………......6
1.2. Понятие игры………………………………………………………………..8
1.3. Функции игры……………………………………………………………....10
1.4. Виды игр…………………………………………………………………….13
Выводы по первой главе………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
2.1. Детские общественные объединения как социально- педагогический феномен………………………………………………………………………….16
2.2. Закономерности игрового взаимодействия в детском общественном объединении………………………………………………………………….....19
2.3. Функции игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….21
2.4. Принципы организации игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….22
Выводы по второй главе………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

     Игра  способствует социализации ребенка. Для  детей игра продолжение жизни, в  игре ребенок становится совершенней.

     Д.Б. Эльконин писал о значении игры в жизни личности. «Дело не в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяются позиции ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения»

     Игра  выступает регулятором всех жизненных  позиций ребенка.

     Забавляясь  и играя, ребенок обретает себя и  осознает себя личностью. Разнообразие игр обеспечивает детям разнообразие удовольствий. Игра всегда подразумевает взаимодействие. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится  в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.

     Игра  теснейшим образом связана с развитием личности. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности ребенка, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Игра становится для него своеобразной школой жизни. В игре у ребенка формируются все стороны психики ребенка. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности ребенка.

     Играя, ребенок живет жизнью, исполненной  непосредственности, действенности  и эмоциональности. Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» самому ребенку о нем самом. Игра подготавливает подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения.

     Из  раскрытия понятия игры философами- просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

1 игра- многогранное понятие. Она означает отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательное требование взрослых к детям становится их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовыражения. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка к методам организации его жизни и неигровой деятельности.

2 игры  детей самая свободная, естественная  форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается  окружающий мир, открывается широкий  простор для проявления своего «я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.

3 игра- путь поиска ребенком себя  в коллективных сотоварищей, в  целом обществе, человечестве, выход  на социальный опыт, культуру  прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики доступной понимания.

4 игра- свобода самораскрытия с опорой  на подсознание, разум и творчество. Продукт игры- наслаждение ее  процессом, конечный результат-  развитие реализуемых в ней  способностей.

1.3. Функции игры.

     Разные  исследователи выделяют разные функции игры.

И.И. Фришман[9] выделял следующие четыре функции игры:

1 функция  социально- психологического регулирования  отношений участников игры- формирование  положительного опыта в ходе  игры способствует познанию себя  и других, создает дополнительные сферы самовыражения.

2 компенсаторная  функция

3 функция  предупреждения или коррекции  детских комплексов

4 функция  стимулирования инициативы, творчества, самодеятельности детей- в ходе  игры каждый может найти приложение  своим силам, возможностям, сохраняя свои подходы. При этом создаются условия для самореализации детей, раскрытия их творческих потенциалов

     Функциональность  игры идет от запросов социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего ребенка. Функции игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Существует игра-труд, игра-искусство, игра-досуг, игра-праздник, игра-отдых, игра-загадка, игра-разрядка, игра-тренинг, игра-упражнение, игра-развлечение, игра -бессознательное влечение, игра-воображение, игра-ориентация, игра-коррекция, игра-общение, игра-сообщение, игра-риск и так далее. Существует игра, синтезирующая в себе многое из названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида. Роль игры в познавании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии ребенка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнерство, совместимость), опыта разнополовых и разновозрастных связей, в развитии чувства юмора и другое.

     Наиболее  важными функциями игры являются:

- социокультурное  назначение игры- игра – сильнейшее средство социализации ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры. Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиции.

- функция  межнациональной коммуникации- Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, учат разнообразию эмоций.

- Функция самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики. Это одна из основных функций игры. Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Процесс игры – пространство самореализации. Игра – уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребенка и моделировать их снятие. Практически во всех детских играх выражена сущность объективной действительности и жизненной правды. Игра становится его жизнью, и он в этой жизни личность свободная, самостоятельная.

- коммуникативная  функция- она вводит ребенка  в реальный контекст сложнейших  человеческих отношений. Вступая  в игру ребенок берет на  себя ряд обязательств перед  партнерами. В совместных коммуникативных играх наблюдается активное повышение жизненной энергии.

- диагностическая  функция. Игра обладает предсказательностью,  она диагностичнее, чем любая  другая деятельность человека. Ребенок  сам в игре проверяет свои  силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра наиболее объективна, выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом.

- игротерапевтическая функция. Игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

- функция  коррекции в игре. Поскольку основным  назначением игры является подготовка  ребенка к полноценной социальной жизни и преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.

- развлекательная  функция игры. Объективно это основная функция игры. Поскольку влечение это психической состояние, то развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы. Играя, дети, прежде всего, учатся, затем развлекаются, а это одно из самых полезных занятий.

     Игра  важнейшее средство воспитания школьников. Каждая игра уникальна и содержит в себе различные функции. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

1.4. Виды игр.

     Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры на три большие группы:

1 игры  с готовыми «жесткими» правилами

2 игры  «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий

3 игры, в которых наличествуют и свободная  игровая стихия, и правила, принятые  в качестве условий игры т  возникающие по ее ходу.

     Данное  деление частично условно, так как  практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила или наметки на правила.

     Игры  классифицируются:

- по  содержанию

- по  времени проведения

- по  месту проведения

- по  степени регулирования, управления

- по  составу и количеству участников

     Интенсивное использование игр во второй половине двадцатого столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные- собственно игры и деловые- модельно- обучающие, в которых игра технологический способ обучения

     Также выделяют:

- ролевые  игры. Основой ролевой игры является детская самодеятельность. Во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.

- сюжетно-  ролевые игры. Главным здесь является  стимулирование творческой активности  детей в игре. Включение в общий  сюжет ролей активизирует воображение детей, их фантазию.

- театрализованные  игры. В их процессе у детей  формируется умение с помощью  изобразительных средств точно  воспроизводить идею произведения  и авторский текст.

- дидактические  игры. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы. У них развиваются сосредоточенность, внимание, настойчивость.

- музыкально- дидактические игры

- двигательные  игры. Они обеспечивают физическое  развитие и физическое здоровье  детей. Двигательные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости,  приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

- деловые  игры. Дети приобретают опыт в  преодолении конфликтов и принятии  деловых решений.

     В литературе советского периода классификацию  игр сделал в начале тридцатых годов собиратель игр В. Всеволодским- Гернгросс, который весь мир игровых явлений разбил на три основных формальных вида: игры драматические,  спортивные и орнаментальные. Кроме того, он выдвигает еще три промежуточных типа: спортивно- драматические, орнаментально- драматические и спортивно- орнаментальные. В целом работа Гернгросс монографична и содержит большой фактический материал

     Наилучший системный подход к классификации  игр сделан С.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицирую  игры « по содержательному признаку» ( военные, спортивные, художественные, политические); « по составу и количеству участников»( детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); « по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют»( физические, интеллектуальные, творческие).

     Многообразие  видов, типов, форм игр неизбежно, как  неизбежно многообразие жизни, которую  они отображают. 

Вывод по первой главе.

     Игра- отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических  свойств, необходимых для труда, приобретения высоких моральных качеств.

     Игра- важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это  сотворение собственного мира, в котором  можно установить удобные для  себя законы, отдаться мечте и радостям.

     Игра  может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детских организаций. Возможность объединения ребят и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учет интересов каждого.

Информация о работе Игра как осонова деятельности ДОО