Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа
Цель исследования: Выявить факторы, которые влияют на намерения объекта выстраивать свою последующую карьеру в той или иной форме. (Предпринимательство, работа по найму, государственная служба, фри-ланс, ведение домохозяйства.)
Задачи исследования:
1) Определить какие карьерные стратегии являются наиболее привлекательными с точки зрения студентов ГУ-ВШЭ.
2) Определить факторы, влияющие на формирование определенного образа привлекательной карьеры.
3) Определить как на формирование представлений студентов ГУ-ВШЭ относительно построения будущей карьеры влияют следующие факторы: социально-демографические характеристики, психологические характеристики, референтные группы, средства массовой информации, ценностно-нормативные установки и другие мотивы.
Методический блок 2
Операционализация основных концептов 2
Обзор литературы 2
Анкета 2
Стратегия анализа данных 2
Факторный анализ 2
Кластерный анализ 2
Регрессионный анализ 2
Дисперсионный анализ 2
Проект выборки 2
Пилотаж 2
Анкета после пилотажа 2
Анализ данных 2
Выявить предпочитаемые респондентом возможные карьерные стратегии 2
Факторный анализ 2
Кластерный анализ 2
Определить какие мотивы влияют на выбор карьеры респондентом 2
Регрессионный анализ 2
Определить влияние соц-дем характеристик на выбор карьерных стратегий 2
Т-Тест 2
Коэффициент согласия Пирсона 2
Дисперсионный анализ (образование) 2
Дисперсионный анализ (Тип жилья) 2
Ранговая корелляция 2
Список литературы 2
2
Государственный университет – Высшая школа экономики
Факультет социологии
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации
Курсовая работа
По теме:
Факторы, влияющие на
представления о желаемой карьерной стратегии студентов ГУ-ВШЭ
Выполнили: студенты 2-го курса факультета социологии
Левин Григорий Геннадьевич
Ахметов Артур Аскарович
Научный руководитель: Преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации
Воронина Наталья Дмитриевна
Проверила: Аспирант кафедры методов сбора и анализа
социологической информации
Зангиева Ирина Казбековна
Москва 2010
Оглавление
Методический блок
Операционализация основных концептов
Обзор литературы
Анкета
Стратегия анализа данных
Факторный анализ
Кластерный анализ
Регрессионный анализ
Дисперсионный анализ
Проект выборки
Пилотаж
Анкета после пилотажа
Анализ данных
Выявить предпочитаемые респондентом возможные карьерные стратегии
Факторный анализ
Кластерный анализ
Определить какие мотивы влияют на выбор карьеры респондентом
Регрессионный анализ
Определить влияние соц-дем характеристик на выбор карьерных стратегий
Т-Тест
Коэффициент согласия Пирсона
Дисперсионный анализ (образование)
Дисперсионный анализ (Тип жилья)
Ранговая корелляция
Список литературы
Проблемная ситуация: В советский период истории нашей страны будущее молодежи было гораздо более предопределено, нежели в современной России. Студент легко мог найти подработку, а по окончанию ВУЗа он попадал под последующее распределение по рабочим местам. Если найти подработку не удавалось, то объема стипендии хватало на жизнь. На текущий же момент, когда еще нельзя говорить о том, что мировой экономический кризис стих, найти работу студенту стало значительно тяжелее, да и возможности временного трудоустройства резко сократились. Неизвестно, какие именно карьерные стратегии изберут для себя современные студенты.
Проблема исследования: отсутствие точных представлений относительно карьерных стратегий студентов ГУ-ВШЭ.
Объект исследования: незанятые студенты ГУ-ВШЭ в возрасте от 16 до 25 лет.
Предмет исследования: В своем исследовании мы собираемся оценить факторы, которые влияют на представления студентов о роде их будущей занятости.
Цель исследования: Выявить факторы, которые влияют на намерения объекта выстраивать свою последующую карьеру в той или иной форме. (Предпринимательство, работа по найму, государственная служба, фри-ланс, ведение домохозяйства.)
Задачи исследования:
1) Определить какие карьерные стратегии являются наиболее привлекательными с точки зрения студентов ГУ-ВШЭ.
2) Определить факторы, влияющие на формирование определенного образа привлекательной карьеры.
3) Определить как на формирование представлений студентов ГУ-ВШЭ относительно построения будущей карьеры влияют следующие факторы: социально-демографические характеристики, психологические характеристики, референтные группы, средства массовой информации, ценностно-нормативные установки и другие мотивы.
Задача | Гипотеза |
Выявить предпочитаемые респондентом возможные карьерные стратегии | Наиболее привлекательной карьерной стратегией является предпринимательство |
Определить влияние социально-демографических характеристик на выбор карьерных стратегий | Социально-демографические показатели влияют на то, в каком русле респондент выстраивает свои карьерные преференции |
Определить какие мотивы влияют на выбор карьеры респондентом | Для различных карьерных стратегий есть довольно четко выраженный набор мотивов. |
2
Задача | Гипотеза | Концепт | Интерпретация | Операционализация | Индикаторы | Шкалы | Методы анализа данных |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Выявить предпочитаемые респондентом возможные карьерные стратегии | Большинство респондентов не имеют единой выбранной стратегии | Карьерная стратегия | Тип выстраивания профессиональной деятельности | Оценка привлекательности карьерного типа. | Ранжировка от 1 до 5 по: Предпринимательство / работа по найму / государственная служба / фри-ланс / ведение домохозяйства | Номинальная |
|
Определить влияние социально-демографических характеристик на выбор карьерных стратегий | Социально-демографические показатели в влияют на то, в каком русле респондент выстраивает свои карьерные преференции | пол | Гендерная принадлежность | Самоопределение респондента своего пола | м/ж | Номинальная |
|
возраст | Кол-во полных лет | Самоопределение респондента своего возраста | Возраст в годах | Отношений |
| ||
образование | Совокупность знаний и навыков, приобретенных за некоторое кол-во времени | Длительность обучения в ГУ-ВШЭ | Номер курса | Интервальная |
| ||
Семейное положение | Занимаемое положение в семье | Совместное проживание с другим человеком | Женат/не женат, замужем/нет, гражданский брак | Номинальная |
| ||
Количество членов семьи | Количество людей, проживающие на одной жилой площади и связанные кровными узами | Кол-во человек | Интервальная |
| |||
Фактическое место проживания – жилье | Вид и форма собственности жилого помещения | Вид жилой площади | Дом/квартира/общежитие | Номинальная |
| ||
Принадлежность | Свое/съемное/общежитие | Номинальная |
| ||||
Доход | Материальные средства | Материальное положение семьи | Располагаемые средства семьи | Отношений |
| ||
Заработная плата | Доход респондента за последний месяц | Отношений |
| ||||
Наличие материальной помощи государства/семьи | Есть/нет | Номинальная |
| ||||
Определить какие мотивы влияют на выбор карьеры респондентом |
| Мотивы, влияющие на выбор карьеры | Причины побуждающие индивида к выбору той или иной карьерной стратегии | Материальная нужда | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. | интервальная |
|
Желание зарабатывать | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Желание сделать карьеру | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Желание быть успешным | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность быть независимым | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность в самореализации | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность в свободном распоряжении временем | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность в творчестве | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность приносить общественную пользу | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность пойти по стопам родителей | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность во власти | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность в социальном признании и высоком статусе | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Потребность в самоуважении | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Наличие «связей» в той или иной области | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Наличие у респондента повышенного личного интереса к той или иной области | Насколько сильно по 9-ти бальной шкале респондент оценивает важность данного мотива. |
| |||||
Уровень заработной платы | На какую заработную плату ориентируется респондент при выборе карьеры | Интервальная |
|
Чтобы решить поставленную задачу по определению мотивов влияющих на выбор карьеры респондентом будет использован факторный анализ. Для определения влияния социально-демографических характеристик на выбранную карьеру будет использована логистическая регрессия, где зависимой переменной выступят возможные карьерные стратегии, а независимой – социально-демографические данные. Так же 16 выбранных нами мотивов будут подвергнуты кластерному анализу для их группировки.
2
Начать наш обзор литературы, очевидно, стоит с определения основных понятий, используемых нами на протяжении всего методологического блока. Этими понятиями является «предпринимательство», «малый бизнес», «молодежь».
Начнем, пожалуй, с самого, на первый взгляд, очевидного понятия: с понятия «молодежь». В общественном сознании этот термин закрепился за всеми молодыми людьми, но является ли это правильно с точки зрения научного подхода? «Молодежь — большая общественная, социально-демографическая группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое состояние, духовный мир находятся в становлении, формировании[1]» - именно такое определение нам подсказывает автор лекций по социологии молодежи Головатый Н. Ф. Автор выбран не случайно. Поводом для этого стало то, что именно социология может рассмотреть столь масштабное явление как молодежь без упора на психологию или физиологию, другими словами социология молодежи обладает механизмом, способным изучить молодежь как комплексный сложный феномен. Нас же в нашей работе молодежь будет интересовать как социальная группа, чье социально-экономическое состояние находится на стадии формирования.
Еще пол века назад молодежь, которую сейчас мы называем советской, делилась на учащуюся в ВУЗах и в ПТУ. Учащиеся ПТУ считались трудовой молодежью и активно пополняли ряды рабочих на заводах, при которых эти ПТУ были организованы. Активная перестройка заводов на высокотехнологичные рельсы изменила картину молодежи. Вместо того чтобы получать специальность и работать по ней всю жизнь молодые люди стали проявлять желание получить наиболее общую специальность, овладев которой они не будут привязаны к определенному месту работы. «Подсчитано, что за свою трудовую жизнь человек вынужден 5—6, а то и больше раз менять профессию, специальность. К тому же в мире ежегодно появляются тысячи новых профессий и специальностей, меняется их рейтинг, престижность, потребность во многих профессиях и специальностях отпадает.[2]» Такого рода неопределенность в своем будущем и отсутствующее чувство уверенности в том, что через 20 лет твоя специальность, получена она в ВУЗе или ПТУ, будет так же востребована, становится одной из причин, по которым зарождаются идеи о начале предпринимательской деятельности или о поиски работы с частичной занятостью.
Говоря о причинах, побуждающих молодежь к началу работы во время учебы, нельзя не упомянуть о ценностях молодежи. Термин ценность используется во множестве наук, от психологии до экономики, нам же нужно понять определение ценностей исходя из особенностей социологии. Больше всего этому соответствует определение Н. Смелзера: «Ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения[3]» в этом определении на поверхности находится деление ценностей на терминальные - к чему надо стремиться, и инструментальные, описывающие возможные пути достижения терминальных. Личные ценности и их иерархия связывают индивида с окружающим обществом, посредством взаимодействия с культурными паттернами, принятыми в обществе. Общество, а следовательно и молодежная его прослойка, делится на три группы в зависимости от степени принятия старых ценностей.
Первая группа – люди, принимающие прежние ценности. Они наиболее склонны к участию в выраженном противостоянии новым ценностным настроениям, поднимая митинги и пикеты. Они выступают против экономических трансформаций в сторону рыночной экономики.
Вторая – диаметрально противоположная группа людей, ратующая за установление крепкого рыночного аппарата, стремящаяся к высокому социальному положению. Они признают экономические свободы индивидов и считают, что собственное обогащение обогащает все общество.
Третья – как не сложно догадаться, комбинирует в себе качества первой и второй групп, отстаивая мнение, что старые ценности следует менять под призмой рыночных отношений. Такая молодежь пополняет ряды профсоюзов и пропагандирует идеи либерализма.
На данном этапе на ум приходит гипотеза о том, что молодежь, задумывающаяся о предпринимательстве, так или иначе, принадлежит ко второй группе людей, разделяющих инноваторские взгляды, тогда как наемный труд больше относится к первой группе. Для полного понимания этой гипотезы, и для ее последующей верификации стоит разобраться с еще одним ее ключевым понятием, а именно понятиями предпринимательства и наемного труда, а также фри-ланса.
Понятие предпринимательства рассматривалось многими учеными и исследователями. Нельзя при работе с терминами не упомянуть известный всем словарь Даля[4], в котором слово «предпринимать» объясняется как решение исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершенью чего-либо значительного. Куда более прагматично звучит определение, данное нынешним деканом факультета экономических и социальных наук АНХ Бусыгиным Анатолием Вячеславовичем в своем труде посвященном предпринимательству: «предпринимательство как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним»[5]. Несложно заметить, что выше представлены только российский авторы. Какого же мнение их зарубежных коллег? Один из основоположников экономической социологии американский социолог Нейл Смелзер рассматривает предпринимательство с большим углублением в экономическую сторону определения. По его мнению[6], предприниматель это индивид, управляющий капиталом, вкладывающий капитал в общее дело, которое обещает быть прибыльным, рискующий, и наращивающий его. Предприниматель по Смелзеру это центральная фигура в развитии капитализма и модернизации.