Динамика уровня жизни в Забайкальском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процес развития уровня жизни работников образования в России.
Предмет иследования: динамика уровня жизни работников образования в Читинской области 2000 – 2006 гг.
Цель исследования: рассмотреть работников образования как незащищенную группу населения
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретико-исторический аспект уровня жизни работников образования.
Проанализировать социальную политику Читинской области с точки зрения улучшения уровня жизни работников образования.
Обобщить материалы социальной политики социально – экономического процесса по улучшению уровня жизни работников образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..5
Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования…………………………5

Социальные нормативы и потребности, оказывающие влияние на уровень жизни работников образования……………………………23


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Социальная политика Читинской области по улучшению уровня жизни работников образования …………………………………………….39

Динамика уровня жизни работников образования (Читинской области комитета образования)……………………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………

Работа содержит 1 файл

Динамика_уровня_жизни.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

     2.1. Социальная политика Читинской  области по улучшению уровня  жизни работников образования

       Одним из важных отличительных признаков  правового государства является наличие развитого гражданского общества, где человек чувствует  себя защищенным, а власть делает все, чтобы гражданину России жилось спокойно и уверенно.

       Как работники образования адаптируются к новым социальным условиям, каковы мотивы их общественного поведения в эпоху социальной трансформации общества, какие обстоятельства формируют социальное положение учителя, каковы социальные потребности самого большого социума российского государства и Читинской области – вопросы, ответы на которые мы пытались найти последние десять лет ХХ-ого столетия.

       Личность формируется в социальной среде, поэтому интересовали нас, прежде всего, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности .

       Польский  ученый Ян Щепальский определяет социальную среду как систему процессов и предметов, окружающих живой организм и находящихся с ним во взаимодействии, результатом которого обязательно должно быть удовлетворение человеческих потребностей.

       В своих ранних работах К.Маркс подчеркивал, что человек как объект общественных отношений таков, какова окружающая его социальная среда. Он способен активно влиять на условия своей жизни, взаимодействуя с ней, усваивая систему знаний и образцы поведения, приспосабливаясь и адаптируясь к социальной реальности .

       Кроме социальной среды на поведение человека огромное влияние оказывает социальный статус, социальная роль, социальные позиции, социальный престиж, одним словом , социальное положение , которое он занимает в обществе .

       Главным дифференцирующим фактором в определении социального статуса индивида является его материальное положение .

       Годы  реформ привели к серьезным переменам не только в экономической, но и   в социальной жизни России. На протяжении нескольких лет качественно изменилась и структуре общества, и социальный статус большинства его членов. Массовые социальные слои, которые до реформ относились к среднему классу, в новых условиях оказались в положении нищих.   Появился низший класс « наемных работников», к которому   стала относиться и значительная часть интеллигенции, в том числе и учительство . Лишь 10 % российской  интеллигенции , по мнению института социологии РАН , смогли адаптироваться к концу 90-х годов.

       Стремительное падение жизненного уровня педагогической общественности, отсутствие материальной и моральной поддержки со стороны государства в начале 90-х годов стало наибольшим «катализатором» социальной напряженности в педагогических коллективах.

       Система образования, как и другие бюджетные отрасли , находилась в глубоком  кризисе . Она была выведена из разряда приоритетных. Правительственные программы , касающиеся образования , не выполнялись. Важнейшая , но не единственная причина краха была и , к сожалению, пока ещё и остается в недостаточном финансировании отрасли , особенно на муниципальном уровне.

       Отсюда  далеко не идеальные условия труда педагогических работников нашей области. Сегодня требуют капитального ремонта почти 300 школьных зданий , только 15,3 %   школ имеют все виды благоустройства.

       «Если раньше государство пыталось защитить ученых и преподавателей, которые определяли тенденцию развития общества, были двигателями прогресса, то теперь воспитателей будущих врачей , экономистов и бизнесменов поставили в унизительное положение. Их жалованье стало в четыре-десять раз меньше зарплаты шофера, секретаря- машинистки в коммерческих структурах», - писал в одной из газет В. Илюхин, депутат Государственной Думы.

       Анализ  соотношения средней зарплаты в  образовании и средней в промышленности в России и в Читинской области  за последние десять лет показывает, что зарплата педагогов не стала фактором, влияющим на их положение в обществе, обеспечивающим им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень. Если в 1991 году средняя зарплата в образовании Читинской области составляла 53,1% от средней в промышленности, то в 1997 году уже 48,5% , в 1998 -ом - 41,1% , в 1999 -

36, 8 % , в 2000 - 41,9 %. Как видно, стратегическая задача постепенно подтягивать фиксированные доходы работников бюджетных отраслей к доходам тех, кто работает в рыночном секторе экономики , намеченная Президентов РФ в октябре 1991 года , до сих пор не решена. На вопрос « Удовлетворены ли Вы своим доходом ?» в 1994 году 72% учителей городов Читы и Краснокаменска и 77,7% проживающих в рабочих поселках ответили отрицательно. Свое материальное положение оценили как «плохое» 73,5% опрошенных в 1994 году и 70,6% - в 1999 году.

       Снижение  доходов учительства прослеживается и относительно данных прожиточного минимума особенно после 1999 года , что показывает , насколько реальной платежеспособностью обладает педагог в нашей области.

       Труд учителя обесценен и статистика подтверждает , что за последние четыре года доля заработной платы в общих доходах людей , в том числе и учителей, снизилась почти в два раза. Почти 52% доходов работников образования области составляют доходы с приусадебных участков. Значительная часть педагогов перестала рассчитывать на помощь со стороны властей и начала самостоятельно искать дополнительные формы заработка. Среди мер, предпринимаемых для улучшения своего благосостояния , учителя называют работу в 2- 3 местах ( 11 %), поиск более оплачиваемой работы - 8,4%, открытие собственного дела - 0,6% и т.д. У большинства работников образования заработная плата- единственный реальный вид дохода , поэтому правительство РФ должно разработать механизм, обеспечивающий реальный её рост и восстанавливающий её экономическую и социальную функцию .

       Заработная  плата перестала быть мерилом  сложности и значимости труда. Педагоги оказались в особо ущемленном положении , противоречия между их ожиданиями и мерой их фактического удовлетворения достигли апогея.

       Поэтому неслучайно учителя Читинской области проводили не только свои забастовки, но и активно участвовали во всех проводимых Профсоюзом   акциях протеста. Самые мощные забастовки прошли в сентябре 1995 года, в которой приняло участие 535 образовательных учреждений и 16511 работников отрасли, а также в сентябре 1999 года, участников которой было соответственно 991 и 17945 . Что характерно : власть, прежде всего федеральная, после каждой акции предпринимала какие-то  меры  относительно не только образования , но и других бюджетных отраслей .

       Можно сделать вывод, что сегодня заработная плата учителей, преподавателей и воспитателей как барометр измерения отношения государства ко всей системе образования пока не стала стабилизирующим фактором в обществе, механизмом социальной политики государства, частью системы социальной защиты учительства в современных условиях.  К сожалению, не содержит положений по заработной плате и Стратегия социально-экономического развития до 2010 года и Программа на среднесрочную перспективу, предложенные правительством РФ.

       Но  не только заработная плата формирует настроение, поведение и социальный статус учителя. Условия для жизни и отдыха - это тоже критерий благосостояния человека. Количество построенного жилья на одного человека-это ещё один показатель качества жизни населения. Если в 1991 году для учительства области было построено 118 домов и 163 квартиры, в 1993 соответственно 76 и 102 , то в 1995 уже 1 и 2 , а в 1999 и 2000 годах – ни одной. Отсюда 57% респондентов из числа работников отрасли главной причиной неудовлетворенности своей профессией считают невнимание со стороны властей к материально-бытовым условиям жизни учителей, что естественно ведет к отсутствию тенденции закрепляемости педагогических кадров в районах области. В 1996 году выбыло из школ области 725 учителей или 4,8% , в 1998 - 747 или 4,9% и в 2000 году-  548 или 3,6% от общего числа педагогов. Причем 11,4% выбывших – это молодые специалисты. Не будет жилья на селе - не будет и школы . Кадры стареют , а значит нужна молодежь. Надо отметить , что 2001 год заметно отличается от предыдущих тем , что многие главы муниципальных образований стали непосредственно заниматься проблемами школы . Стали выделяться средства на ремонт и приобретение оборудования. В сентябре прошли торжественные встречи молодых специалистов, им выплачены так называемые « подъемные» .

       Но  этого , конечно же , недостаточно. Должна быть целая система социальной поддержки и защиты не только молодых педагогов , но и всех работников  образования,  начиная от  правительства  РФ  и  до муниципалитетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Динамика уровня жизни работников образования Читинской области 

     Продолжение политики модернизации региональной системы образования требует объективного и всестороннего анализа кадрового педагогического, преподавательского и управленческого состава.

     По  состоянию на 1 октября 2007 года в  отрасли занято 11924 педагогических работника, что на 257 человек меньше, чем в 2006 году.

В образовательных  учреждениях области работают 1430 мужчин-педагогов, что составляет 11,7% от общего количества педагогических и руководящих работников.

     Вследствие  уменьшения количества детей в учреждениях  образования области увеличивается  количество учителей, работающих с  неполной нагрузкой, сегодня это  число составляет 859 человек. В 2007 году сокращено 32 учителя в связи с отсутствием нагрузки.

     На  начало 2007 - 2008 учебного года укомплектованность педагогическими кадрами образовательных  учреждений области составляла 99% (в 2006 году - 97%).

     По  данным отчета РИК-83, в образовательных учреждениях области не хватает 30 учителей иностранного языка, 15 учителей русского языка, 17 - математики и т.д., всего 125 вакансий. В связи с этим необходимо обеспечить маркетинговую деятельность по прогнозированию кадрового восполнения муниципальной системы образования на основе аналитической информации о демографических тенденциях в своих районах, так как в ближайшие годы численность учеников начальной школы возрастет и станет ощутимой потребность в учителях начальной школы, а также в воспитателях дошкольных образовательных учреждений.

     Распределение педагогических работников системы  образования области по возрасту видно из таблицы.  

Возрастная  категория %
До 30 лет 20,2
От 31 до 40 лет 18,6
От 41 до 50 лет 21,6
От 51 до 55 лет 17,6
От 56 до 60 лет 16,9
Старше 60 лет 5,1
 

     Таким образом, в отрасли трудятся 2020 (16,9%) пенсионеров, из них 343 учителя русского языка и литературы, 308 учителей математики, 190 учителей иностранного языка, 365 учителей начальных классов и др. 2103 (17,6%) педагога в возрасте 50-55 лет. Приведенные данные говорят о многолетней проблеме - старении педагогических кадров. Этот факт подтверждает необходимость принятия оперативных управленческих решений по привлечению в систему образования молодых специалистов. Ключевым условием решения данной задачи является повышение оплаты труда педагогов.

     Распределение педагогических работников по стажу  педагогической работы представлено в  таблице.

Стаж Количество
До 2-х лет 665 (5,7 %)
От 2-х до 5 лет 790 (6,7%)
От 5 до 10 лет 1382 (11,4 %)
От 10 до 15 лет 3267 (27,0 %)
Свыше 20 лет 5820 (19,2 %)

  

     Как видно из приведенной таблицы, количество педагогических работников, имеющих  стаж педагогической работы до двух лет, очень мало, всего 5,7%. Следовательно, крайне слабо решается проблема обновления кадров муниципальных систем образования. В 2007 году в образовательные учреждения области прибыло 280 молодых специалистов, из них: 95 выпускников ЗабГГПУ, 180 выпускников педагогических колледжей. Наибольшее количество молодых педагогов прибыло в Нерчинский (22 человека), Оловяннинский (10 человек), Читинский (15 человек), Борзинский (13 человек), Шелопугинский (11 человек), Краснокаменский (15 человек) и Чернышевский (13 человек) районы. Не вернулись «контрактники» в Александрово-Заводский, Калганский, Краспочикойский, Шилкинскии, Петровско-Забайкальский, районы – всего 68 человек. Здесь сказываются недостаточное взаимодействие МОУО с педагогическими учебными заведениями, а также отсутствие мер социальной поддержки молодых специалисто

     За  прошедший год существенно не изменилось количество педагогов с  высшим образованием. Всего высшее образование  имеют 75,3% учителей предметников 5-11 классов и 41,2% учителей начальных классов. Особенно остро эта проблема стоит в Александрово-Заводском, Балейском, Газимуро-Заводском, Нерчинском, Чернышевском, Борзинском, Акшинском, Шелопугинском районах, где этот показатель намного ниже областного уровня. 818 педагогов со средним профессиональным образованием работают в старших классах, в том числе 30 человек в Александрово-Заводском, 42 человека в Красночикойском, 60 человек в Нерчинском, 43 человека в Приаргунском, 61 человек в Сретенском, 46 человек в Борзинском, 49 человек в Краснокаменском районах, поэтому задача «учить учителей» по-прежнему остается актуальной.

Информация о работе Динамика уровня жизни в Забайкальском крае