Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа
Объект исследования: процес развития уровня жизни работников образования в России.
Предмет иследования: динамика уровня жизни работников образования в Читинской области 2000 – 2006 гг.
Цель исследования: рассмотреть работников образования как незащищенную группу населения
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретико-исторический аспект уровня жизни работников образования.
Проанализировать социальную политику Читинской области с точки зрения улучшения уровня жизни работников образования.
Обобщить материалы социальной политики социально – экономического процесса по улучшению уровня жизни работников образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..5
Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования…………………………5
Социальные нормативы и потребности, оказывающие влияние на уровень жизни работников образования……………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Социальная политика Читинской области по улучшению уровня жизни работников образования …………………………………………….39
Динамика уровня жизни работников образования (Читинской области комитета образования)……………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям одиночкам и др.).
В совокупности они образуют
систему минимальных
Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.
Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными. Первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности т. д.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные
потребности связаны с
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.
Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.
Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения. Хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг. И платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.
Наряду
с личными выделяют социальные потребности
общества, обусловленные необходимостью
обеспечения условий его
Важнейшая
задача статистики уровня жизни –
выявление закономерностей
К задачам изучения уровня жизни относятся также:
Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.
Особое место в анализе уровня жизни населения занимает статистика бюджетов домашних хозяйств, основанная на ежедневных записях доходов и расходов 49 тыс. домохозяйств. Данные обследования обобщаются органами государственной статистики и используются для оценки уровня и динамики материальной обеспеченности домохозяйств с различными доходами. В целом здесь насчитывается около 3 тыс. показателей, в том числе характеризующих: состав домохозяйства по полу, возрасту, видам занятии; его доходы по источникам поступления; расходы по видам затрат; покупки и потребление продуктов питания и непродовольственных товаров; расходы на отдельные виды услуг; жилищные условия; личное подсобное хозяйство и др.
Информация
разрабатывается в
Вместе
с тем имеется ряд проблем,
связанных с совершенствованием
бюджетных обследований. Прежде всего
речь идет об улучшении выборки
Важно также, чтобы в ней были представлены домохозяйства всех сфер деятельности, включая торговлю. Культуру, искусство, науку, государственное управление всех уровней, защиту безопасности и охрану общественного порядка, оборону.
Необходима и плановая ротация наблюдаемых домашних хозяйств, что дает возможность исключить длительное пребывание в обследовании постоянного их круга и тем самым обеспечить большую адекватность социально-демографических характеристик домохозяйств аналогичным показателям по населению в целом. Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.
Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:
IV. Денежные сбережения населения.
V. Накопленное имущество и жилище.
1. Стоимость
накопленного домашнего (
2. Наличие
и характеристика предметов
3. Жилищные условия населения.
VI. Социальная дифференциация населения.
VII. Малообеспеченные слои населения.
Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в Систему показателей для оценки хода экономической реформы в России. Эта система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и ведена в действие с 1993 г. Она рекомендована органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях.
Информация о работе Динамика уровня жизни в Забайкальском крае