Динамика уровня жизни в Забайкальском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процес развития уровня жизни работников образования в России.
Предмет иследования: динамика уровня жизни работников образования в Читинской области 2000 – 2006 гг.
Цель исследования: рассмотреть работников образования как незащищенную группу населения
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретико-исторический аспект уровня жизни работников образования.
Проанализировать социальную политику Читинской области с точки зрения улучшения уровня жизни работников образования.
Обобщить материалы социальной политики социально – экономического процесса по улучшению уровня жизни работников образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..5
Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования…………………………5

Социальные нормативы и потребности, оказывающие влияние на уровень жизни работников образования……………………………23


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Социальная политика Читинской области по улучшению уровня жизни работников образования …………………………………………….39

Динамика уровня жизни работников образования (Читинской области комитета образования)……………………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………

Работа содержит 1 файл

Динамика_уровня_жизни.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     Непосредственное  отношение к уровню жизни имеет  потребительский бюджет, суммирующий  нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям одиночкам и др.).

       В совокупности они образуют  систему минимальных социальных  гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

     Существующие  нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

     Физиологические потребности являются определяющими  – первого порядка, поскольку  выражают потребности человека как  биологического существа; в их составе  насущными. Первичными, выступают потребности  в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности т. д.

Интеллектуальные  потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

     Социальные  потребности связаны с функционированием  человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав т. д.

     Интеллектуальные  и социальные потребности относятся  к потребностям непервой необходимости  и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень  удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. По величине рабочего, нерабочего и свободного времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

     Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности  отвечают научным представлениям о  потреблении благ и услуг, необходимых  для поддерживания здорового  образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

     Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения. Хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг. И платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

     Наряду  с личными выделяют социальные потребности  общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д.

     Важнейшая задача статистики уровня жизни –  выявление закономерностей изменения  благосостояния населения. Для этого  проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследований могут носить либо общий характер, либо частный, связанный, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

   К задачам изучения уровня жизни относятся  также:

  • Комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей;
  • Дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение;
  • Оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

     Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и  отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.

Особое  место в анализе уровня жизни  населения занимает статистика бюджетов домашних хозяйств, основанная на ежедневных записях доходов и расходов 49 тыс. домохозяйств. Данные обследования обобщаются органами государственной статистики и используются для оценки уровня и динамики материальной обеспеченности домохозяйств с различными доходами. В целом здесь насчитывается около 3 тыс. показателей, в том числе характеризующих: состав домохозяйства по полу, возрасту, видам занятии; его доходы по источникам поступления; расходы по видам затрат; покупки и потребление продуктов питания и непродовольственных товаров; расходы на отдельные виды услуг; жилищные условия; личное подсобное хозяйство и др.

     Информация  разрабатывается в территориальном  и федеральном разрезах: по отдельным  категориям обследуемых домохозяйств; по размеру среднедушевого совокупного дохода; по размеру домохозяйств, наличию детей и т. п. Эти данные позволяют определить доходы населения, состав его денежных доходов и расходов, потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, показатели дифференциации доходов и расходов, эластичность потребления и т. д.

     Вместе  с тем имеется ряд проблем, связанных с совершенствованием бюджетных обследований. Прежде всего  речь идет об улучшении выборки домохозяйств, от которой зависит репрезентативность данных. Выборка должна быть представлена и хозяйствами. Ориентированными на предпринимательский доход, и домохозяйствами студентов, инвалидов. Домашними хозяйствами с главой семьи – безработным.

Важно также, чтобы в ней были представлены домохозяйства всех сфер деятельности, включая торговлю. Культуру, искусство, науку, государственное управление всех уровней, защиту безопасности и охрану общественного порядка, оборону.

     Необходима  и плановая ротация наблюдаемых  домашних хозяйств, что дает возможность  исключить длительное пребывание в обследовании постоянного их круга и тем самым обеспечить большую адекватность социально-демографических характеристик домохозяйств аналогичным показателям по населению в целом. Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

     Наиболее  полной и отвечающей современным  требованиям служит система «Основные  показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

  1. Обобщающие показатели.
  1. Критерий уровня жизни.
  1. Индекс стоимости жизни.
  2. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.
  1. Доходы населения.
  1. Реальные общие доходы населения.
  2. Реальные располагаемые доходы населения.
  3. Совокупные доходы населения.
  4. Личные располагаемые доходы населения.
  5. Денежные доходы населения.
  6. Средний доход и средняя заработная плата работников.
  7. Средний размер реальной заработной платы.
  8. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.
  1. Потребление и расходы населения.
  1. Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.
  2. Денежные расходы населения.
  3. Потребительские расходы населения.
  4. Потребление населением основных продуктов питания.
  5. Покупательная способность средней заработной платы.
  6. Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

  1. Сумма денежных сбережений населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

1. Стоимость  накопленного домашнего (личного)  имущества.

2. Наличие  и характеристика предметов длительного  пользования в собственности  населения.

3. Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

  1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
  4. Динамика стоимости фактической и нормативной потребительских корзин различных слоев населения.
  5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
  6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
  7. Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.
  8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

  1. Прожиточный минимум (порог бедности).
  2. Минимальный потребительский бюджет.
  3. Минимальный размер заработной платы.
  4. Минимальный размер пенсии.
  5. Покупательная способность минимальной заработной платы.
  6. Покупательная способность минимальной пенсии.
  7. Коэффициент (уровень) бедности.
  8. Дефицит дохода.
  9. Зоны бедности.
  10. Социальный портрет бедности.

     Наиболее  важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в Систему показателей для оценки хода экономической реформы в России. Эта система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и ведена в действие с 1993 г. Она рекомендована органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях.

Информация о работе Динамика уровня жизни в Забайкальском крае