Динамика уровня жизни в Забайкальском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процес развития уровня жизни работников образования в России.
Предмет иследования: динамика уровня жизни работников образования в Читинской области 2000 – 2006 гг.
Цель исследования: рассмотреть работников образования как незащищенную группу населения
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретико-исторический аспект уровня жизни работников образования.
Проанализировать социальную политику Читинской области с точки зрения улучшения уровня жизни работников образования.
Обобщить материалы социальной политики социально – экономического процесса по улучшению уровня жизни работников образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..5
Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования…………………………5

Социальные нормативы и потребности, оказывающие влияние на уровень жизни работников образования……………………………23


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Социальная политика Читинской области по улучшению уровня жизни работников образования …………………………………………….39

Динамика уровня жизни работников образования (Читинской области комитета образования)……………………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………

Работа содержит 1 файл

Динамика_уровня_жизни.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

К 12 показателям  относятся:

  1. Средняя оплата труда работников.
  2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
  4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
  5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
  7. Денежные доходы и расходы определенных социально- демографических групп населения.
  8. Показатели дифференциации населения.
  9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
  11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как “число квартир, предназначенных для продажи(во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)”; развитие платного обучения так же должно быть отражено специальным показателем “ доля обучающихся за плату” и т. д.

Международная статистика уровня жизни стала развиваться  недавно. В 1960 г. рабочей группой  ООН был подготовлен доклад о  принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создание системы показателей. Ранее уровень оценивался индексов реальной заработной платы (индексом номинальной заработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы  стоимости жизни относится лишь к наемному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются.

     Последний вариант Системы показателя уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей:

  1. Рождаемость, смертность и др. демографические характеристики населения.
  2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
  3. Потребление продовольственных товаров.
  4. Жилищные условия.
  5. Образование и культура.
  6. Условия труда и занятости.
  7. Доходы и расходы населения.
  8. Стоимость жизни и потребительских цен.
  9. Транспортные средства.
  10. Организация отдыха.
  11. Социальное обеспечение.
  12. Свобода человека.

     Кроме названных групп Статистической комиссией ООН был выделен  общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальный доход, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и среднегодовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

Система показателей США состоит из 13 разделов:

  1. Окружающая среда.
  2. Демографическая ситуация.
  3. Занятость.
  4. Условия труда.
  5. Уровень жизни.
  6. Социальное обеспечение.
  7. Здравоохранение.
  8. Образование.
  9. Жилищные условия.
  10. Культура, отдых, развлечения.
  11. Транспортное обеспечение.
  12. Национальная оборона.
  13. Правовая защита граждан.

     Особой  подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная  Национальным институтом статистики и  экономических исследований. В ней выделены 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.

     В группе 1 “Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда” значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительность и ритма работы, забастовок.

     В группе 2 “Распределение, перераспределение  и использование доходов” сосредоточены  показатели доходов: первичные доходы; доходы от собственности; заработная плата; её минимальная ставка; минимум пенсий; “потолок” социального обеспечения; покупательная способность франка; денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатной медицинской помощи, рентные поступления, благотворительная помощь.)

     В группе 3 “Условия жизнедеятельности” выделены показатели: потребление (объем  – всего и на душу населения  и число единиц потребления); жилищных условий: свободного времени и культурных развлечений; накопление имущества и ценностей.

     В группе 4 “Социальные стороны уровня жизни населения” фигурируют показатели: просвещения и образования населения; здравоохранения; формирование домашнего  хозяйства; “социальной мобильности”; правонарушений и охраны порядка.

     К настоящему времени накоплен богатый опыт построения и использование систем социальных показателей на различных уровнях агрегирования и в различных целях. Примерами таких исследований являются проводимые в рамках ООН программы: “10-летие женщин”; “10-летие нетрудоспособных”; разработанная всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) программа “Здоровье всем”, рассчитанная до 2000 г., и т. д. Начиная с 1993 г. инициатором  и спонсором многих исследований на международном, национальном уровнях по применению систем социально-экономических показателей в прогнозировании и планировании является ЮНЕСКО. Разработки данных на национальном уровне отражаются в специальных статистических сборниках социальных показателей, которые периодически выходят в большинстве европейских стран.

     Разработка  обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система  показателей должна завершаться  обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

     Насколько возможен такой обобщающий показатель уровня жизни? По мнению экспертов ООН, статистика пока ещё не нашла рационального способа объединения установленных показателей, получение всеобъемлющего показателя.

     Однако  попытки предложить обобщающий уровня жизни населения всегда были и  они продолжаются. Рабочая группа по социальной статистике ООН предлагал  в качестве таких показателей национальный доход на душу населения, долю расходов на питание в общих расходах домохозяйства, относительный коэффициент смертности, определяемый как отношение числа смертей лиц в возрасте 50 лет и старше к общему количеству смертей, среднюю продолжительность жизни населения.

     Применения  в этих целях агрегированных экономических  показателей основано на предположении  о том, что страны, наиболее развитые в экономическом отношении, имеют  более высокий уровень социального  развития. Часто за основу межстранового сравнения применяется валовой внутренний продукт или национальный доход за душу населения, выраженный в валюте одной из стран, либо в долларах США, либо в паритетах покупательной способности валют.

     Национальный  доход в разных странах трудно сравнивать так как существует разная методология его исчисления и различия в структуре дохода, особенно в части распределения его на потребление и накопление. К тому же фонды накопления не имеет непосредственного отношения к уровню жизни населения, да и фонд потребления включает не очень связанные с уровнем жизни расходы на науку и управление.

     Два следующих предлагаемых показателя – доля расходов на питание и  относительный коэффициент смертности, безусловно, характеризует разницу  в уровнях жизни, но вряд ли они  являются интегральными. Скорее всего они представляют собой частные показатели и их место в соответствующих группах. Наконец, средняя продолжительность жизни не всегда однозначно оценивает общее улучшение уровня жизни. В развивающихся странах повышение этого показателя может быть связано с улучшением санитарных условий, применением современных лекарств и т. д., что может не сопровождаться улучшением питания, жилищного обслуживания и др.

     Статистики  нашей страны также нередко какой-либо из показателей выдается за обобщающую оценку уровня жизни населения, например тот же показатель национального дохода на душу населения. При этом делается оговорка, что его материально-вещественная структура (соотношение фондов потребления и накопления) отвечает структуре общественных потребностей. Или предлагается использование показателя общего фонда потребления населением материальных благ и услуг, в том числе и на душу населения. Этот показатель, конечно, лучше, нежели показатели национального дохода и тем более общественного продукта, но и он не отражает многих составляющих уровня жизни и прежде всего условий жизни. Кроме того, есть размерность (руб., руб./чел.) неприемлема для обобщающего показателя, даже если применяемые в расчетах цены и тарифы соответствуют потребительским свойствам благ и услуг.

     Подобного недостатка лишен показатель свободного времени, выдвигавшийся недавно  в качестве возможной общей оценки уровня жизни, исходя из известного высказывания К. Маркса о том, что свободное  время, используемое на досуг, учебу, самообразование, спорт и т. п., в будущем станет мерой общественного богатства. Такое будущее еще не наступило, и современная статистика не обеспечивает постоянного наблюдения за этим показателем, его изучение возможно с помощью периодических специально организованных выборочных обследований. Таким образом, показатель свободного времени не пригоден при международных сопоставлениях уровня жизни населения.

     В научной литературе обсуждаются  разные предложения по конструированию  обобщающего показателя уровня жизни на основе частных показателей.

     Высказано было предложение о расчете обобщающего  показателя в виде средней взвешенной величины из частных показателей  уровня жизни (групп показателей). Весами служат экспертные оценки их долевой  значимости (весомости), т.е. сумма весов равна 1. При этом важно предварительно привести все частные показатели уровня жизни к единой размерности (единой шкале), и эта задача решается с использованием относительных величин их динамики.

     Примером  такого показателя может служить  индикатор напряженности. Его составляющими являются: 1) степень обеспеченности потребительскими товарами; 2) уровень преступности; 3) степень недовольства населения комплексом нерешенных  социально-политических, экономических и экологических проблем. На базе этих данных более чем в 100 городах и во всех регионах страны был исчислен индекс. Величина индекса от 0 до 0,4 свидетельствует о социальной стабильности; от 0.4 до 0,8 – о социальной напряженности; от0,8 до 1,4 – о локальных конфликтах; от 1,4 до 2,0 – о социальных взрывах в регионе; свыше 2,0 – о массовых социальных взрывах.

     Поскольку частных показателей уровня и  качество жизни много и они  имеют разную размерность, построение интегрального показателя предполагает переход к неким единообразным  характеристикам.

     В качестве таковых могут быть использованы ранги стран по каждому из рассматриваемых  показателей от 1 до n (n – число стран) для показателей – стимулянт (таких, например, как средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении или число телевизоров на 10 000 жителей и т. д. ); для показателей –дестимулянт порядок упорядочивания обратной, т.е. на первом месте будет та страна, для которой показатель – дестимулянта имеет наименьшее значение (примерами дестимулянт являются коэффициент младенческой смертности, показатель смертности женщин при родах, число несчастных случаев и т.д.). Присвоив ранги по отдельным показателям, находят средний ранг страны по всем показателям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Динамика уровня жизни в Забайкальском крае