Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа
Объект исследования: процес развития уровня жизни работников образования в России.
Предмет иследования: динамика уровня жизни работников образования в Читинской области 2000 – 2006 гг.
Цель исследования: рассмотреть работников образования как незащищенную группу населения
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретико-исторический аспект уровня жизни работников образования.
Проанализировать социальную политику Читинской области с точки зрения улучшения уровня жизни работников образования.
Обобщить материалы социальной политики социально – экономического процесса по улучшению уровня жизни работников образования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..5
Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования…………………………5
Социальные нормативы и потребности, оказывающие влияние на уровень жизни работников образования……………………………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Социальная политика Читинской области по улучшению уровня жизни работников образования …………………………………………….39
Динамика уровня жизни работников образования (Читинской области комитета образования)……………………………………………….45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………
В других развитых странах мира годовая начальная заработная плата учителей начальных школ колеблется от менее 15 000 долл. в Чешской Республике, Греции, Новой Зеландии и Швеции до более 26 000 долл. И более в Германии и Швейцарии. Начальная годовая заработная плата учителей средней школы в среднем на 1000 долл. выше, чем зарплата учителей начальных школ. Разница в зарплате учителей начальных и средних школ колеблется от 0 до 5540 долл. В пяти странах ОЭСР разница превышает 2000 долл. В шести странах уровень заработной платы учителей общих средних школ выше, чем у учителей профессиональных полных средних школ. Разница колеблется от 0 до 5300 долл.
Сравнение заработной платы учителей с ВВП на душу населения в некоторых странах является некоторым индикатором экономического статуса педагогической профессии. В Республике Корея и Испании начальная заработная плата учителей начальных и средних школ более чем в 7,7 раза выше, чем ВВП на душу населения, что говорит о высоком статусе педагогической профессии в этих странах. Начальная заработная плата учителей ниже ВВП на душу населения в Чешской Республике и Норвегии. Заработная плата учителей с 15-летним стажем работы превышает ВВП на душу населения в большинстве стран ОЭСР. Только в Чешской Республике и Норвегии максимальная заработная плата учителей остается ниже ВВП на душу населения.
Наибольшая разница между минимальной и максимальной заработной платой учителей начальной и средней (первой ступени) школы наблюдается в Республике Корея и Португалии, а наименьшая - в Норвегии. В средних школах второй ступени наибольшая разница имеет место в Республике Корея и Португалии, а наименьшая в Норвегии и Швеции.
В то время как учителя средней школы второй ступени в Германии, Норвегии и Испании могут ожидать повышения заработной платы в 1,2 раза от стартовой зарплаты через 15 лет, в Республике Корея после 15 лет работы уровень заработной платы почти удваивается по сравнению со стартовой. В Дании, Норвегии и Новой Зеландии учителя после 15 лет работы почти достигают максимальной заработной платы.
Время, необходимое для увеличения минимальной заработной платы до максимальной, колеблется от 8 до 40 лет. В среднем по странам ОЭСР для учителей начальной школы требуется 27 лет, а для учителей средней школы 26-28 лет. В Италии, Республике Корея и Испании учителям начальной и средней школы первой ступени для достижения максимальной зарплаты требуется 40, 41 и 42 года соответственно. В некоторых странах учителя, кроме их полной зарплаты, получают надбавки, составляющие около 20% в Чешской Республике, Финляндии и США.
Почти во всех странах ОЭСР основным критерием для выплаты надбавок к базовой зарплате является «старшинство». Во Франции, Новой Зеландии и Португалии в качестве второго критерия используются «качество работы», «повышение квалификации в процессе работы» (Испания) и «уровень квалификации» (в Греции и США).
На
выбор преподавательской
В Германии, Испании, Португалии, Греции учителям предоставлен статус государственного служащего. У них высокий уровень заработной платы, но и высокая нагрузка - в среднем 46-57 часов в неделю. У государственного служащего нет длительного отпуска, нет досрочной трудовой пенсии, он не может продолжать работу после выхода на пенсию. Госслужащий не может быть членом профсоюза и его права сильно ограничены.
В России проблема учительства в настоящее время характеризуется как особо острая, прежде всего в виду социально-экономических причин.
Отставание уровня оплаты труда учителей от общего роста заработной платы, как показывают исследования,— главная причина снижения престижа профессии учителя (этим можно объяснить, в частности, сокращение доли мужчин среди школьных педагогов). Уровень зарплаты учителей, исходя из сложности и общественной значимости их труда, должен быть не ниже, чем у квалифицированных рабочих промышленности и других специалистов с соответствующим уровнем образования. Это подтверждают и «Рекомендации о положении учителей», выработанные специальной межправительственной конференцией в Париже в 1966 г. Для нашего исследования имеет особое значение раздел «Заработная плата учителей».
Наибольшую значимость представляют следующие пункты, касающиеся заработной платы учителей:
«115. Заработная плата учителей должна:
(с) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;
(d) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность».
116. Заработная плата должна устанавливаться в соответствии со шкалой окладов, разработанной по согласованию с учительскими организациями. Квалифицированные учителя, проходящие испытательный срок или работающие временно, ни в коем случае не должны оплачиваться по более низким ставкам, чем те, которые установлены для штатных преподавателей.
117. Элементы, из которых складывается заработная плата, должны определяться таким образом, чтобы не допускать несправедливостей или ненормальных ситуаций, приводящих к трениям между различными группами учителей.
118. В случае, если учебная нагрузка превышает максимальную норму, учитель должен получать дополнительную оплату по согласованной шкале.
119.
Различия в заработной плате
должны основываться на
122. (1) Следует предусматривать повышение заработной платы в рамках каждой категории путем надбавок к окладам, предоставляемых через регулярные промежутки времени, предпочтительно ежегодно.
123.
(1) Шкалы окладов учителей
(2) В тех случаях, когда действует система коррективов к окладам, автоматически следующая за индексом стоимости жизни, установление индекса изменения окладов должно определяться с участием учительских организаций, и любая надбавка на дороговизну должна рассматриваться как составная часть окладов, засчитываемых при установлении пенсий.
124.
Никакая система, определяющая
зарплату по заслугам, не должна
вводиться без предварительной
консультации и согласия
В советский период в нашей стране задача преодоления низкого уровня жизни педагогов решалась путем периодического увеличения размера заработной платы. Однако уже к концу века как результат данных действий - кризис в системе оплаты труда педагогам, ибо советская система начисления заработной платы работникам образования не была совершенна.
Унаследовав данный способ решения проблемы заработной платы педагогов от советской эпохи, Россия столкнулась с целым рядом проблем.
Стратегические
интересы развития России пришли в противоречие
с существующей системой оплаты труда
работников образования. Современная
социально – экономическая ситуация в
стране требует новых подходов в решении
данной проблемы. Обращение к историческому
опыту нашей страны, зарубежных стран
в решении проблемы оплаты труда работников
образования может содействовать решению
проблемы заработной платы, в разрешении
данной кризисной ситуации, однако, при
учете специфики российского общества.
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. в таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.
Ещё у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа – высшая цель». Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике. Где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика – экономика массового потребления, именно потребитель – король рынка с его законом: нельзя производить что-либо. Не имея в виду предстоящего потребления.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия
жизни можно укрупнено
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: применительно ко всему населению; к его социальным группам; к домохозяйствам с различной величиной дохода.
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными ими в виде соотношения приростов двух показателей.
Информация о работе Динамика уровня жизни в Забайкальском крае