Динамика уровня жизни в Забайкальском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процес развития уровня жизни работников образования в России.
Предмет иследования: динамика уровня жизни работников образования в Читинской области 2000 – 2006 гг.
Цель исследования: рассмотреть работников образования как незащищенную группу населения
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретико-исторический аспект уровня жизни работников образования.
Проанализировать социальную политику Читинской области с точки зрения улучшения уровня жизни работников образования.
Обобщить материалы социальной политики социально – экономического процесса по улучшению уровня жизни работников образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..5
Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования…………………………5

Социальные нормативы и потребности, оказывающие влияние на уровень жизни работников образования……………………………23


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Социальная политика Читинской области по улучшению уровня жизни работников образования …………………………………………….39

Динамика уровня жизни работников образования (Читинской области комитета образования)……………………………………………….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………

Работа содержит 1 файл

Динамика_уровня_жизни.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

    Наряду   с   этим   существовало   и   такое   положение,   что   учителя сельских школ вообще пенсий не имели, а преподаватели приходских и министерских училищ по выслуге лет получали пенсию лишь 90 рублей в год.

    Среднегодовое жалование учителей сельской начальной школы составляло 365 рублей, городских училищ - 448 рублей. Оплата сильно колебалась в зависимости от средств земства. В Московском уезде до 85% учителей начальной школы не могли жить, не занимая денег в долг, 15% учительства Смоленской губернии прибегали к подсобным заработкам, а 9% постоянно пользовались помощью родственников. От 45,3% до 50,0% бюджета учителя тратилось на питание, и лишь 3-4 процента - на книги, газеты, журналы. Даже с дополнительными выплатами к 1 марта 1917 г. оклад учителей начальных школ достиг всего лишь 600 рублей в год, в то время как, по данным государственного комитета по народному образованию, минимальный прожиточный уровень могло обеспечить лишь жалованье 1200 рублей в год. Тем не менее, оплата труда учителя была значительно, на 60%, выше, чем зарплата рабочего, которая составляла около 30 рублей в месяц.

    В числе первоочередных мер, реализованных  советским государством в сфере образовательной политики, был опубликованный в январе 1918 года декрет «Об ассигновании 12 520 тыс. рублей для выдачи единовременных пособий народным учителям», предусматривавший выплату каждому учителю прибавки, доводящей его жалованье до 10 рублей в месяц. В декрете Совнаркома «О нормах оплаты учительского труда» (25 июня 1918 г.) давалась подробная регламентация заработной платы учителей. Ставки ее устанавливались исходя из 4 ч. учебной работы в день и были равными для всех учителей независимо от преподаваемого предмета. Дифференцировались они лишь по типу школы (начальная, средняя) и по четырем территориальным районам. Но вскоре был введен помесячный принцип оплаты труда учителей и дифференциация по районам была отменена.

    В течение 1923 г. заработная плата учителей, которая до этого почти вдвое была меньше средней заработной платы промышленных рабочих, увеличилась в 4 раза.

    Ряд мер по урегулированию заработной платы  учителей был предпринят в 1925 г., когда  вышло постановление СНК СССР «Об установлении размеров заработной платы для учителей, а равно  медицинского, агрономического и ветеринарного персонала в сельских местностях». В 1926 г. А. В. Луначарский на сессии ВЦИК отмечал как отрадное явление, что зарплата учителя увеличилась в среднем с 7 рублей в месяц в 1922—1923 гг. до 32 рублей в 1925— 1926 гг. Однако этот уровень был ниже, чем, например, у текстильщиков и печатников.

    В дальнейшем принимаются еще несколько  постановлений — «О периодических прибавках для учителей начальных школ и школ повышенного типа» (1927), «Об установлении дифференцированной заработной платы для учителей начальной и средней школы» (1932). В последнем предусматривалась дифференцированная оплата труда учителей в зависимости от уровня образования, тарифных поясов, качества работы учителя и школы в целом.

    К концу 30-х годов уровень оплаты учительского труда и инженерно-технического персонала на промышленных предприятиях сравнялся.

    Несмотря  на труднейшее положение страны во время Великой Отечественной войны, в 1943 г. принимается закон о повышении заработной платы учителям. Фонд на нее был увеличен на 2 млрд. рублей, соответственно на 50% выросла зарплата учителей. После войны в 1948 г. вновь повышается заработная плата работникам народного образования, правда, примерно на 15%.

    С 1964 г. в соответствии с Законом «О повышении заработной платы работников просвещения и здравоохранения, жилищного хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население» все работники сферы просвещения были переведены на новые условия оплаты труда. Все учителя - и городские и сельские - вне зависимости от специальности, в соответствии с образованием и стажем стали получать равную оплату. Были повышены размеры доплат за выполнение дополнительных административных или иных функций (за классное руководство, проверку письменных работ).

    С 1 января 1968 г. отдельным категориям работников народного образования были также увеличены размеры тарифных ставок и должностных окладов; снижен размер ставок подоходного налога, взимаемого с холостяков, одиноких и малосемейных граждан; введены коэффициенты к заработной плате в районах Дальнего Востока и Европейского Севера; расширены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к этим районам местностях.

    Однако  темпы повышения оплаты труда  учителей уже отставали от темпов роста зарплаты в промышленности, строительстве и других сферах народного хозяйства. В том же 1964 г. средняя зарплата рабочих и служащих возросла на 60%, темпы ее прироста были выше почти в 2,5 раза.

    Очередное повышение зарплаты учителям в 1972 г. составило в среднем 20%, в то же время средняя зарплата рабочих и служащих увеличилась на 44%.

    Таким образом, начиная с 1960-х годов, появилась  тенденция отставания роста учительской зарплаты от роста средней заработной платы рабочих и служащих, и тем более инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих. В 1960 г. средняя зарплата в народном образовании равнялась 72,3 рубля, в промышленности - 91,1 рубля, у рабочих - 89,7 рубля, у управленческого аппарата - 86,4 рубля. В 1970-е годы продолжалось отставание темпов роста оплаты учительского труда от занятых в других сферах народного хозяйства. И к концу 70 - началу 80-х годов оказалось, что зарплата учителя уже более чем на треть ниже среднего заработка инженерно-технического работника промышленности, на четверть меньше среднего заработка рабочих промышленности и почти на пятую часть меньше заработной платы по стране. Это был самый низкий уровень оплаты учительского труда за все предшествующие годы.

    Можно констатировать, что с начала 1980-х  годов пропорции отставания заработной платы от уровня средней в промышленности и по стране в целом приобрели хронический характер.

    Итак, можно сделать вывод: более 80% учительских  семей еще до перехода к рыночным экономическим отношениям постоянно испытывали материальные затруднения, около половины из них имели только самое необходимое, но не больше, постоянно ограничивая себя в приобретении вещей, нужных для нормальной физиологической жизнедеятельности каждой семьи.

    В 1990-х гг. заработная плата учителей продолжала отставать от уровня средней заработной платы в промышленности и по экономике страны в целом.

    Во  второй половине 1990-х гг. российское общество сотрясали забастовочные акции представителей разного рода профессий, в их числе были и педагоги. В Читинской области по данным областного Комитета государственной статистики в 1996 г. 83% от общего числа бастовавших коллективов и работников приходилось на долю образования, в 1997 году - уже 98%.

    Данные  события происходили на фоне полного  забвения и бездействия Закона «Об образовании» и Указа №1, подписанного Президентом РФ Б. Ельциным, согласно которым минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше уровня средней заработной платы в Российской Федерации. Определенные надежды связывались и с введением дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки, содержащей 18 разрядов и соответствующих им коэффициентов, что должно было покончить с уравниванием доходов педагогов разных категорий.

    Присвоение  разрядов устанавливается аттестацией, учитывающей стаж работы, уровень образования, показатели профессионализма и квалификации, звание, степень, категории и т. д. Примерно по той же схеме устанавливаются должностные оклады профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, но для стимулирования повышения их квалификации были учреждены надбавки к должностным окладам профессоров (60%) и доцентов (40%).

    Однако  все эти меры не дали должного результата. По-прежнему уровень заработной платы работников образовательной системы существенно ниже, чем в промышленности. В Читинской области средняя заработная плата в образовании в 1991 году составляла 53,1% от средней по промышленности, в 1998 г. - 41,1% - по промышленности, в 1999 г. - 36,8%, в 2000 г. - 41,9%. (заметим при этом, что промышленного подъема в это время в нашем регионе не наблюдалось, а система образования работала).

    Ставки  учителей наиболее массовых разрядов (11-12) рассчитывались в июне 1997 года по 11 разряду - 270,6 тыс. руб., по 12 разряду - 306,0 тыс. руб. Прожиточный минимум в Читинской области в это время составлял 585 082 руб., то есть заработная плата учителя не обеспечивала даже физиологического минимума существования семьи учителя.

    В 2006 г., по данным областного комитета статистики, соотношение заработной платы работников, работающих в образовании, по отношению к заработной плате, работающих в промышленности, составило 65,1%.

    В настоящее время ситуация с заработной платой выглядит следующим образом. Годовая зарплата учителя в России — около 5 тысяч долларов (в пересчете по паритету покупательной способности — ППС), по этому показателю мы уступаем не только странам ОЭСР (38 тысяч долларов), но и таким странам, как Тунис, Индия, Парагвай, то есть странам, отстающим от России по уровню экономического развития.

    Но  размер заработной платы в абсолютном выражении (даже с учетом паритета покупательной способности) не позволяет судить о месте учительской профессии среди других, то есть не позволяет говорить о ее привлекательности. В России принято сравнивать заработную плату в образовании со средней по экономике. И здесь приходится отмечать, что, несмотря на повышения, в целом по России зарплата учителей составляет около 60% от средней по экономике и остается на одном уровне в сравнении с заработками в других отраслях. Не менее, если не более, показательны сравнения заработной платы в образовании с величиной прожиточного минимума. По этому показателю зарплата в образовании выросла и в 2003 г. превысила прожиточный минимум на 45%. В 1999 г. она была даже ниже прожиточного минимума (88%). При этом, однако, остаются регионы из числа наиболее депрессивных, в которых зарплата в образовании находится на уровне или даже ниже прожиточного минимума.

    Сложившаяся система заработной платы особенно несправедлива по отношению к начинающим учителям. В настоящее время в целом ряде регионов делаются попытки повысить начальную заработную плату молодых специалистов, чтобы вывести их за черту бедности. Однако поскольку эти шаги не решают задачи достойной оплаты на перспективу и не продвигают молодых людей к решению важнейшей для них проблемы — жилищной, их влияние на привлечение и удержание молодых учителей весьма незначительно. Интервью с молодыми учителями-мужчинами, проведенные в ходе социологических исследований, показывают, что во всех случаях важнейшим условием их решения остаться в профессии было либо наличие жилья, либо ясная перспектива его получения.

    Другая  проблема сложившейся системы оплаты в том, что она очень слабо связана с реальной интенсивностью и эффективностью работы учителя. Жесткая система тарифной сетки позволяет увязывать заработную плату со стажем. При этом ни размер класса, ни соотношение ученик/учитель не влияют на оплату труда. Она зависит только от количества аудиторных часов. Результаты работы учителя, вся его многообразная внеурочная работа сказываются на его заработке только через процедуру аттестации, в которой зарплата учителя высшей категории отличается от зарплаты учителя без категории только на 30%.

    Во всем мире уже сформировалось четкое понимание того, что отношение к учителю - это мера самооценки, самоуважения, самосознании любого общества. Как отмечает Ф.Г. Зиятдинова, нам можно поучиться у других стран не только передовым технологиям, но и опыту осуществления социальной политики по отношению к людям, закладывающим основы технологической культуры общества.

    Быстрые изменения в представлениях общества, государственных и муниципальных структур о профессии учителя происходят в США. Заработная плата американского учителя составляет от 23 до 48 тыс. долларов в год. Достаточно отметить, что средний заработная плата американца в 1,7 раза меньше зарплаты учителя государственной американской школы.

    В США справедливо полагают, что  уровень заработной платы социальной защищенности должен напрямую зависеть от уровня образования и квалификации работника, ибо это – закономерность, действующая во всем мировом сообществе.

    В Великобритании, одной из развитых стран Европы, оплата труда педагогов характеризуется следующим образом. Стартовая заработная плата для учителей в Англии и Уэльсе составляет 17,595 фунтов (2002-2003гг.,). В Лондоне учителя получают дополнительные надбавки как компенсацию за высокую стоимость жизни.

    После пяти лет  работы средняя заработная плата возрастает на 70 %. Условие оплаты труда учителей  в Англии, Уэльсе (в 2002 г.) и Северной Ирландии предусматривают сокращение длины шкалы заработной платы, благодаря чему теперь учителя достигают верхней точки на базовой шкале

поcле пяти лет работы; затем они могут подать заявление на переход на шкалу более высокого уровня и продвигаться по ней далее.

 В Великобритании существует целый ряд шкал заработной платы. Учителя и директора получают ставки в рамках той или иной шкалы заработной    платы;    далее   возможно    продвижение    вверх    по    всей соответствующей   шкале   или   по  определенной   ее   части.   Номинально ежегодное продвижение вверх по базовой шкале заработной платы (вплоть до достижения максимума) зависит от того, насколько удовлетворительно выполняется работа, лишь в самых исключительных случаях такого   продвижения не происходит. Продвижение вверх по шкале заработной платы самого высокого уровня обусловлено наличием существенных и стабильных достижений в работе и значительным вкладом в работу шкалы в целом; принятая практика такова, что степень продвижения определяется для каждого учителя индивидуально.

Информация о работе Динамика уровня жизни в Забайкальском крае