Детская безпризорность В России как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:18, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы исследования: проблема социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня – это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Содержание

Введение

Глава 1. Современные формы устройства беспризорных и безнадзорных детей

1.2. Развитие социальной работы с беспризорными детьми в историческом аспекте

Глава 2. Понятие и методы социально-педагогической работы с беспризорными детьми

Заключение

Работа содержит 1 файл

Социальная работа с беспризорными.исправ.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей  по причине угрозы для их здоровья и жизни.

Психологи, педагоги, социальные работники сходятся в мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идее патроната, в отличие от всех остальных, должна быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка  с его биологическими родителями.

Форму патронатного устройства ребенка в семью можно также использовать для обеспечения социализации, и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье, усвоение семейных ролей и гендерных моделей поведения в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.

Главная цель приемной и патронатной семей – создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.

Задачи же специалистов – психологов, социальных педагогов заключаются в следующем:

- подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);

- подготовить ее к патронату (через систему обучения);

- провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей при поступлении в патронатную семью;

- обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка  через его пребывание в патронатной семье;

- обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи[6].

Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей.

На сегодняшнее время по данным Министерства образования проживание, содержание одного ребенка в детском доме, обходится примерно в 6 тысяч рублей в месяц. В то же время выплаты, гарантируемые государством на содержание ребенка в приемной семье, не достигают даже 3 тысяч рублей в месяц.

Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям  с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения  до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Приют – государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи беспризорным и безнадзорным детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями.

Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка.

Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.

Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой              приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся  без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.

По статистическим данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа[7].

Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением  работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

Сегодня в нашей стране около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи беспризорным и безнадзорным детям, центров временного пребывания беспризорных и безнадзорных детей.

 

1.2. Развитие социальной работы с беспризорными детьми в историческом аспекте

 

Беспризорность в России существовала всегда. Современное состояние проблемы имеет свои глубокие корни, не разобравшись в которых невозможно понять само явление, а также с какой стороны к этой проблеме подступиться и какими методами ее решать. Тем более что ситуации, аналогичные сегодняшней, складывались не раз, и общество, находясь даже в более тяжелых условиях, сумело построить логичную и активно действующую систему защиты детей.

Современный термин "беспризорный" достаточно ограничен в применении, и даже если подразумевать под ним и безнадзорных, то все равно мы упустим большие и важные группы детей, терпящих бедствие и нуждающихся в защите. Поэтому в этой статье под термином "беспризорные" мы будем понимать тех детей, кто по той или иной причине оказался в аномальной социальной ситуации, в которой они лишены условий для нормального духовного, психического и физического развития.

Так, беспризорными на Руси издревле считали детей, бродяжничавших и побиравшихся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. В настоящее время в эту категорию могут быть включены: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцы и сезонные рабочие, приезжающие на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставленные сами себе и не посещают ни школу, ни другие детские заведения.

Термин "беспризорный" возник еще в XVII веке с зарождением государственной заботы о нищих и бездомных. Так, при Алексее Федоровиче создается Приказ призрения, ведавший помощью всем впавшим в нужду гражданам. Призреть - значит обратить участливое внимание, окружить заботой, предоставить физическую и моральную опеку. Соответственно, беспризорный - человек, лишенный полноценной заботы. Первоначально значение этого термина не было четко сформулировано, и употреблялся он как в отношении детей, так и взрослых, притом достаточно редко. Только к концу XVIII века им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14-16 лет.

Дальнейшее развитие государственная система поддержки беспризорных и безнадзорных детей получила при Петре I, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России крупных сиротских государственных домов был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. «Сиротским монастырям» было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Поскольку богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше – в матросы.

Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».

Значительно позже, по велению императора Николая I, создается специальный "Комитет по разбору просящих милостыню", действовавший по принципу сословного разделения. Установив сословную принадлежность ребенка, Комитет препоручал дальнейшее попечение о нем соответствующему сословному комитету. Таким образом, дети помещичьих крестьян предавались под расписку в журнале на руки помещику, государственных крестьян - старосте, детей солдат отправляли в роту кантонистов. Безродные дети приписывались, как правило, к мещанскому сословию. А дети, находившиеся в процессе выяснения своего социального статуса и ожидавшие передачи на призрение в соответствующее сословие, временно проживали в Московском воспитательном доме.

Такая система хотя и функционировала на четких принципах, но далеко не справлялась с постепенно увеличивавшимся притоком детей, а с момента Именного указа императора Александра II в 1861 году об отмене крепостного права, разрушившего сословную среду, стала вовсе бесполезной.

С начала XVIII века в дополнение к нищим по несчастью, в волостях, прилегающих к крупным городам, среди крестьян бурно развивается профессиональное нищенство. Например, по праздникам в Москву на такого рода заработки специально, чтобы пополнить свой бюджет нищенством, стекаются дети и матери с детьми. К середине века такой вид промысла уже передается из поколения в поколение, и целые села регулярно выставляют своих нищих к церквам и трактирам[8].

Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформирования образования.

К 1878 году беспризорность достигает такого размаха, что не обращать на нее внимание становится невозможным, и в 1879 году возникает Общество призрения детей, просящих милостыни в Москве. Начинается кропотливая и опасная работа по изучению беспризорной среды, отработке принципов и системы оказания помощи беспризорным детям. В эту работу активно включаются врачи, педагоги, полиция и специально создаваемые группы социальных (трудовых) инспекторов.

Однако Первая мировая война 1914 года вносит коррективы, количество беспризорных и их качественный состав. Вызванные ею проблемы и внутренний государственный разлад существенно снижают финансовые, организационные и человеческие возможности страны в решении проблемы беспризорности. Поток детей, лишившихся вследствие войны отцов, дома, и тех, кто подался на поиски лучшей доли из обнищавших вдовствующих дворов, быстро наводняет Екатеринбург, Питер, Москву и другие крупные города. Работа Городского совета идет с величайшим надрывом, но, тем не менее она активно проводится вплоть до декабря 1917 года.

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой слаженный государственный механизм воспитания советских граждан. Государство не давало автономии семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь применение предусмотренных законом принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т.д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления). Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.

Дома ребенка, детские дома также не всегда могли обеспечить детям – беспризорникам прохождение всех этапов «эталонной» социализации, поскольку находились в тяжелом материально-бытовом положении. Все это способствовало распространению аномального поведения среди детей (бегство из детских домов и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т.д.). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники – распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии). Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый круг. Оступившись и попав в криминальную среду, он обычно не мог выйти из нее. Так, государственная политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовало ее росту.

В наше время необходимость в приютах стала возни­кать в конце 80-х - в начале 90-х годов, с момента так называемой перестройки, в Россию пришли проблемы, вызванные экономическим, полити­ческим и духовным кризисами. Первыми это почувствовали самые слабые члены общества: инвалиды, старики и дети. Целая про­слойка населения, кое-как перебивавшаяся в советское время от зарплаты до зарплаты, умудрявшаяся и пить и кормить детей « на сто рублей», стала терять работу, больше пить и хуже кормить и одевать детей, а дети стали удаляться от родителей (пропускали за­нятия в школе, болтались по улицам, собирались группами в под­валах и чердаках, домой возвращались поздно, до обеда отсыпа­лись и опять все с начала). Учитывая тот факт, что дети до 14 лет неподсудны, малолетние подростки активно привлекаются крими­нальными элементами к своей деятельности, отсюда понятен не­удержимый рост преступности среди детей и с их участием. Делали попытки создавать и создавали приюты в основном не профессионалы-педагоги, а просто не равнодушные люди: частные лица, общественные орга­низации. Не всегда получалось как надо, так как не было еще опы­та. Часто в деятельность приюта диструктивно вмешивались чи­новники (милиция, прокуратура и т.д.), их закрывали, обвиняя со­здателей во всех смертных грехах, т.к. считалось, что беспризор­ных детей нет, и никто не имеет право, без решения суда или роди­телей, изымать ребенка из семьи. Не было на этот счет никаких распоряжений правительства, не выделялись средства. Действия частных лиц (особенно без педагогического образования) раздра­жало чиновников от образования, милиции и прокуратуры. Ребен­ку «позволялось» страдать от действий родителей, т.к. никто не имел права вмешиваться в частную жизнь семьи (Кодекс о семье и браке РСФСР), но чиновники мгновенно вмешивались, если кто-нибудь брался помогать этому ребенку вопреки желанию родите­лей или, не дай бог, оставлял его у себя, спасая от жестокого обра­щения[9].

Информация о работе Детская безпризорность В России как социальная проблема