Социально – культурные проблемы развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Мое понимание этой проблемы таково. Россия в наши дни проводят осмысление старой культуры во взаимосвязи с новой. По-моему после тяжелого периода начала 90-х годов, когда о культуре совсем забыли, а стояла проблема как выжить народу, удержаться на плаву. Приходит другое время, когда правительство во главе с президентом ставит себе задачу поднять социальный уровень граждан своей страны, а это в свою очередь невозможно без переосмысления культурных ценностей и создания благоприятных условий для этого.

Содержание

Введение
с. 3
Глава I Факторы влияющие на социально – культурное развитие России с. 5
Глава II
Проблемы переосмысливания культурных ценностей в России и методы их решения

с. 16
Заключение с. 25
Список используемой литературы с. 26

Работа содержит 1 файл

проблемы.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Российской Федерации

    филиал  ГОУВПО «МЭИ (ТУ)»

    в г. Волжском 
 
 
 

    Кафедра СГН

    Семестровая работа

    по  дисциплине «Социология»:

    «Социально  – культурные

    проблемы  развития России» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Исполнитель: студент группы АТП-00 В Щербакова М.А.     
              Научный руководитель:

        ст. преп. Чередниченко И.А.

 
 
 
 
 
 

    Волжский 2003

    Оглавление:

    Введение
          с. 3
    Глава I     Факторы влияющие на социально – культурное развитие России     с. 5
    Глава II

    Проблемы  переосмысливания культурных ценностей  в России и методы их решения

 
    с. 16
    Заключение           с. 25

    Список  используемой литературы                с. 26

    Приложение 1                   с. 27 
Введение

    Мое понимание  этой проблемы таково. Россия в наши дни проводят осмысление старой культуры во взаимосвязи с новой. По-моему после тяжелого периода начала 90-х годов, когда о культуре совсем забыли, а стояла проблема как выжить народу, удержаться на плаву. Приходит другое время, когда правительство во главе с президентом ставит себе задачу поднять социальный уровень граждан своей страны, а это в свою очередь невозможно без переосмысления культурных ценностей и создания благоприятных условий для этого.

    Научные, культурные центры неотделимы от общего образовательно – культурного подъема  населения. Экономика все острее ставит вопрос о переходе от сырьевых источников финансового оздоровления России и создания высокотехнологичных производств, что требует более грамотных, более целеустремленных понимающих суть всей проблемы граждан.

    Одну  из главных ролей в этом играет патриотизм населения, особенно молодежи, в понимании того, что Россия может и должна достичь более высокого уровня в своем развитии, что у нее есть не только богатые природные ресурсы, но и грамотные, понимающие суть проблемы люди, способные их решать.

    Понимая это правительство России в бюджете на 2004 год значительно увеличило ассигнование на науку, образование, культуру, здравоохранение.

    Повышение оплаты труда поможет замедлить, а возможно и прекратить выезд  научно-педагогических кадров, деятелей культуры и высококвалифицированных инженерно-технических работников, что безусловно скажется на росте экономики, а значит повышение роли России в мире.

    Необходимо  отметить и все возрастающую роль православной церкви России, стремящейся  к единению русского народа, проповедующий единство его устремлений, к гармонии его социально-культурных проблем.

    Сегодня нет единой теории социально-исторического, а значит и культурного развития. Реальный исторический процесс отбросил на «обочину» жизни ложные представления  о качественной однородности социально-культурного бытия. Все народы идут к единой цели (экономической стабильности), но разными присущими им путями, и имеют в силу этого различные социально-культурные понятия.

 

     Глава I.

    Факторы влияющие на социально  – культурное развитие России

    Концепция устойчивого развития, определяющая стратегию мирового сообщества на следующее столетие, была первоначально разработана на Конференции ООН в 1992 г. В серии документов под названием «Повестка дня XXI века», подготовленных ООН, отмечалось, что современный мир во всем многообразии хозяйственных и социально-политических укладов находится в глубоком общецивилизационном кризисе, могущем породить эколого-экономическую и социальную катастрофы. В решениях Конференции была обоснована необходимость перехода к такому устойчивому развитию, при котором удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей должно обеспечиваться при условии сохранения подобной возможности для последующих поколений.

    В 1994 г. в докладе ООН «О развитии человеческого потенциала» концепция устойчивого развития получила более содержательную формулировку и обрела явно выраженную гуманистическую направленность. Устойчивое развитие понимается как социально ориентированное развитие, «не только порождающее экономический рост, но справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их. Это развитие, которое отдает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечению участия их в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого человек, ориентированное на сохранение природы, направленное на обеспечение занятости, предполагающее реализацию прав женщин».

    В узком смысле устойчивое развитие понимается как экологическая устойчивость, в широком смысле оно включает, помимо экологической, демографическую, экономическую, этническую, конфессиональную, системно-техническую и т. п. устойчивость. При этом следует исходить из общефилософского понимания развития материальных и идеальных объектов (предметов, процессов, явлений, отношений). Параметр необратимости фиксирует в развитии процессы функционирования, т. е. периодическое воспроизведение определенной системы функций, присущих объекту. Параметр направленности характеризует процессы накопления изменений в развивающемся объекте на протяжении определенного времени. Параметр закономерности раскрывает объективно существующую, повторяющуюся, устойчивую связь явлений и процессов общественной жизни. Антиподом устойчивого развития является развитие катастрофическое, вызванное проявлением стихийных сил природы либо нарушением действия социальных закономерностей.

    Основой для формирования российской стратегии  перехода к устойчивому развитию должна служить оценка потенциала России и реализация его на основных этапах этого перехода. Предлагается выделять три этапа перехода к устойчивому развитию и их основное содержание.

  1. Выживание (1999-2005 гг.) — повышение уровня жизни малоимущих слоев населения, ликвидация бедности.
  2. Модернизация (2006-2020 гг.) — производственно-техническая и социально-экономическая модернизация с целью построения постиндустриального общества с достаточно высоким уровнем благосостояния населения, с надежно функционирующей социальной и производственной инфраструктурой, со значительной долей (порядка 50%) среднего класса в составе населения.
  3. Экологическая реконструкция (2021-2025 гг.) — крупномасштабные природовосстановительные мероприятия на экологически неблагополучных территориях, восстановление и реконструкция разрушенных и поврежденных экосистем, очистка атмосферного воздуха и водоемов.

    Потенциал России многомерен, динамичен; фиксация его основных параметров необходима для составления прогнозных оценок и определения геополитической стратегии применительно к указанным выше этапам. Составляющими потенциала России на рубеже веков следует признать национальное богатство, природно-ресурсный потенциал, демографический и трудовой потенциал, потенциал социальной структуры, научно-технический потенциал. Рассмотрим их подробнее.

    Национальное  богатство— экономическая категория, в которой фиксируются как предпосылка социально-экономического развития, так и его результат, воплощаемый в материальную и духовную культуру общества, в самого человека. Необходимо различать обыденный и научный подходы к пониманию национального богатства. В первом случае допустимо толкование богатства как текущего потока благ и их накопленного итога в вещественном и денежном выражении. Научный подход к богатству представляет его как накопленный за определенный временной интервал материальный итог предшествующих циклов воспроизводства и одновременно как предпосылку их последующего продолжения. Национальное богатство имеет двойственную природу, определяется единством материально-вещественной и социальной сторон.

    В оценку национального богатства  России должна входить не только стоимость основных фондов, материальных оборотных средств и домашнего имущества населения (чем прежде и ограничивалась государственная статистика), но и стоимость земли, лесов, недр, а также стоимость накопленных знаний и квалификации работников различных категорий (человеческий капитал). Например, согласно официальным данным, с 1960 г. по 1990 г. национальное богатство СССР увеличилось с 0,6 трлн. До 4,5 трлн. руб. (в ценах 1973 г.), т. е. в 7,5 раза. После распада СССР его национальное богатство было разделено между союзными республиками по территориальному признаку следующим образом: к России отошло около 60% богатства; к Украине — 16%; к Белоруссии — 3,6%. В Прибалтийских республиках осталось 3,2%, в Среднеазиатских республиках — чуть более 11%, в Закавказских республиках — 3,9% общесоюзного национального богатства.

    Природно-ресурсный  потенциал России характеризуется тем, что она занимает 1/8 территории суши и обладает самыми большими шельфовыми акваториями в северной части. По природно-сырьевым условиям Россия может занимать ведущее место в мировой экономике, что дает ей возможность обеспечить экономическую безопасность. Природно-ресурсный потенциал России включает минеральные, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы. В структуре минерально-сырьевой и топливной базы доминирует уголь (79,5%), далее следуют газ (6,9%), нефть (6,5%) и другие полезные ископаемые (7,1%). Для обоснования геополитической стратегии России принципиальное значение имеют сведения об ее обеспеченности разведанными запасами полезных ископаемых.

    Демографический потенциал является одним из ключевых показателей социокультурной динамики российской геополитики, поскольку он всесторонне характеризует исходный, человеческий потенциал страны. Демографический потенциал включает в себя: численность населения и его воспроизводство, рождаемость, смертность, возрастную структуру, жизненный потенциал. Следует отметить, что на динамику и структуру демографического потенциала непосредственное влияние оказывают состояние хозяйственной деятельности, экономические реформы, войны и иные возмущающие воздействия кратковременного и долговременного порядка (см. табл. 1).1

    В предлагаемой таблице представлена динамика изменения численности населения России за последние 50 лет.

    Наблюдаемая с 1992 г. убыль численности населения  прогнозировалась еще давно, кризисные явления лишь усугубили эту тенденцию, а распад СССР частично сгладил убыль населения за счет чистой миграции в Россию из бывших союзных республик.

    Главными  причинами уменьшения численности  населения стали падение рождаемости и рост смертности, которые в последнее десятилетие вызваны, главным образом, социально-экономическими причинами. Это касается охраны здоровья населения, которая в современной России не обрела статус государственного приоритета. Некоторые авторы такое состояние определяют даже как демографическую войну, вследствие которой происходит снижение рождаемости, в первую очередь русского этноса (на фоне роста численности населения, в частности бывших среднеазиатских республик).

    При этом следует иметь в виду, что  геополитическая целостность России укрепляется исключительно русским  этносом. Геополитический статус России напрямую связан с процессами депопуляции. К концу 90-х гг. средняя плотность населения России составила 8,7 человек на 1 кв. км, что в 14 раз меньше, чем в Китае, в 17 раз меньше, чем в Западной Европе и в 30 раз меньше, чем в Японии. В демографическом отношении геополитически наиболее уязвимыми являются регионы восточной зоны России. Данные прогнозных расчетов говорят о том, что, по крайней мере в ближайшее десятилетие, население России будет непрерывно сокращаться, что обусловливает рассмотрение демографического фактора российской геополитики в качестве одного из ключевых. Компонентами этого фактора выступают:

  • иммиграционная политика, регулирующая миграционные потоки в Россию (из этого следует необходимость учета разнообразия межкультурных связей);
  • охрана здоровья населения (следует вернуться к опыту культурной революции в советское время);
  • расширение временных границ жизненного потенциала, измеряемого числом людей с учетом прожитого ими совокупного времени.

    И последнее, на что следует обратить внимание, это на роль трудового потенциала в совокупном демографическом и жизненном потенциале, поскольку именно трудовой потенциал выступает ключевым в составе демографического фактора геополитического бытия. Если в 70-х гг. наблюдался наибольший прирост трудоспособного населения за счет собственных источников, то уже в 80-х гг. этот прирост происходил за счет миграции из бывших союзных республик. После 2006 г. ожидается обвальное сокращение трудоспособного населения.

Информация о работе Социально – культурные проблемы развития России