Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:56, дипломная работа
Цель исследования: выявить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и определить особенности их развития на современном этапе.
Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:
• уточнены понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определены исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявлены особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Задачи исследования:
• уточнить понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявить особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Введение 2
Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 8
1.1. История благотворительности и попечительства в России 9
1.2. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 20
1.3. Благотворительные организации 23
Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 30
2.1. Государственное регулирование благотворительной деятельности 30
2.2. Государственное регулирование попечительской деятельности 39
Заключение 61
Список литературы 66
Наименование ВУЗА
Выпускная квалификационная работа
Благотворительность
и попечительство в контексте
современной государственной
_________, группа № ______
Кафедра социальной работы
Научный руководитель: _____________
Допущено к защите «___»____________ 2012 г.
Зав.кафедрой ____________________________
Выпускная квалификационная работа защищена
на заседании
Государственной
«___»_____________2012г.
С оценкой «____________»
Казань – 2012 г.
Содержание
Экономические реформы, плюрализм форм собственности повлекли изменения всех социальных институтов -экономических, политических, культурных, собственности и власти. В течение последнего десятилетия XX века произошел широкий общественный переворот и преобразование тех социальных слоев и регуляторов, которые формируют саму социальную структуру. Изменяется сама природа компонентов социальной структуры, групп и общностей, появляются новые экономические классы, слои или страты со своей системой конфликтов и противоречий. Сложились и продолжают складываться новые социальные институты, которые частично берут на себя функции, ранее присущие институтам государственной власти.
В российской социальной
практике начала текущего века все
более заметную роль играет благотворительная
деятельность. Основу ее правового
регулирования заложил
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию в 2009 г. подчеркнул необходимость доработки и принятия норм, регулирующих благотворительную деятельность. Их целями должны быть социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание юридической помощи, содействие научно-техническому творчеству детей и молодежи, а также благотворительности и добровольчеству. Следует расширить понятие «пожертвование», закрепленное в Гражданском кодексе, за счет включения в него безвозмездного выполнения работ и оказания услуг. Кроме того, в Послании подчеркивается, что органы государственной власти и управления должны оказывать поддержку благотворительным организациям и отдельным гражданам4.
Основными направлениями
государственной поддержки
Одновременно
эти инициативы используются бизнесом
для активного диалога с
Следует отметить
появление такой новой
В процессе масштабных
социально-экономических
Профсоюзы остаются весьма влиятельной общественной силой, выражающей интересы наемных работников.
Таким образом, у российских граждан в 90-х годах появились большие возможности к объединению на основе профессиональных целей и интересов и своей общественно-политической ориентации. Все эти общественные объединения постоянно взаимодействуют друг с другом и с властными институтами, в той или иной мере оказывая влияние на формирование внутренней политики государства. Они привлекают средства спонсоров для осуществления своих уставных задач. В связи с этим такое явление, как благотворительность бизнеса в пореформенной России, помимо своих традиционной формы -помощь нуждающимся гражданам и слоям населения - приобрела новую функцию - финансирование деятельности различных некоммерческих организаций, фондов и общественных объединений, которые обращаются к коммерческим организациям и ассоциациям предпринимателей за соответствующей материально-финансовой поддержкой.
Новые проявления современной российской благотворительности и попечительства нуждаются в особом изучении.
Изучение и
осмысление новых тенденций
Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой изучения феномена «благотворительность» были труды философов и историков В.О.Ключевского, В.С.Соловьева. Благотворительность как явление социально-экономическое была изучена в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей, как П.Г.Мижуев, П.И.Георгиевский, Е. Максимов.
В работах ряда исследователей (Л.А.Темникова, А.Л. Свердлова, И.С. Жданова, Н.Л.Матвеева, Е.Ю.Горбунова, Т.Н.Ульянова, Т.Е.Покотилова и др.) содержится глубокий анализ феномена благотворительности и его связи с отечественной системой социального обеспечения.
Анализ юридических аспектов благотворительной деятельности представлен в исследованиях Т.Б.Конновой, Е.А.Абросимовой, И.А.Тарасовой, O.A. Чернеги, Е.В. Белокуровой.
В системе педагогических наук благотворительность изучается как средство самореализации личности предпринимателя и средство социальной защиты детства (В.В.Агафонова, А.В.Скоч).
Таким образом,
феномен благотворительной
Изучение данной проблемы позволило нам выявить ряд противоречий между:
Анализ исследований организации благотворительности и попечительства убедительно свидетельствует о том, что возникает необходимость систематизации накопленного опыта и распространения среди социальных служб.
Это обусловило проблему нашего исследования: каковы исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и их особенности на современном этапе.
Объект исследования: «феномены» благотворительности и попечительства на различных этапах развития общества.
Предмет исследования:
особенности
Цель исследования:
выявить исторические предпосылки
становления
Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ документов, в том числе законодательных и нормативных актов, материалов органов государственной власти, общественных организаций, министерств и ведомств.
Научная новизна заключается:
Технология социальной работы в России, как и во многих странах, зародилась еще в языческие времена; тогда она была в основном примитивной, носила нерегулярный характер и имела цель – накормить, одеть сирых и убогих. Нищенство в Древней Руси не считалось позорным делом и объяснялось объективными причинами – недостаточно высоким уровнем развития общества и промышленных технологий, преобладанием ручного труда.
В Х веке возник институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: как писал В.О. Ключевский, любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню.
Важной основой развития социальных технологий являлась церковно-монастырская благотворительность. Следуя христианскому учению любви к ближнему, церковь играла ведущую роль в благотворительной деятельности. В соответствии с религиозными нравственными нормами русские князья считали духовенство главным попечителем страждущих. В целях упорядочения благотворительности в 996 году князь Святой Владимир издал Устав, согласно которому социальное призрение отдавалось под покровительство церкви.
Потребность в помощи, поддержке имеет генетическую основу: уже с рождения ребенка его родители предпринимают усилия, чтобы он нормально развивался, уделяют особое внимание уходу за ним. В дальнейшем потребность в защите остается как процесс нормального взаимодействия людей, который может строиться на общественных или профессиональных началах. Потребность в помощи зародилась в первобытной культуре и в той или иной мере удовлетворялась на всех ступенях цивилизации, была присуща всем верованиям и религиям, находила отражение в господствовавших мировоззрениях и идеологиях.
Выдающийся русский ученый и революционер П.А.Кропоткин обосновал «основной закон социального развития», названный им «законом общественной солидарности» (взаимной помощи). Закон этот трактовался как своего рода выработанная в ходе эволюции человеческого общества генетическая программа, подчиненная решению задач выживания, развития и процветания людей, объединенных в различного рода общности (группы, ассоциации, организации).
Как бы ни относились современные исследователи к данному закону, бесспорным остается вывод о том, что без определенных форм взаимной поддержки и согласованности люди не могли бы наладить общественное производство, любые виды деятельности и общения. Стало быть, и социальный прогресс был бы попросту невозможен. По утверждению П. Кропоткина, склонность людей ко взаимной помощи имеет такое отдаленное происхождение и она так переплетена со всею прошлою эволюцией человеческого рода, что люди сохранили ее вплоть до настоящего времени, несмотря на все превратности истории.
II цикл (XII–XV вв.) раскрывает этап становления технологии социальной работы.
Данный этап характеризуется формированием технологической среды, которое связано с ростом городов, развитием ремесел, земледелия, а также консолидацией народа в борьбе с внешними военными угрозами. Повышается роль церкви как духовного и организационного центра россиян.
Произошло всемерное утверждение христианства на Руси, сеть церквей и монастырей стала более широкой и влиятельной. По данным некоторых источников, в XI в. только в Киеве насчитывалось несколько десятков церквей. На рубеже XI–XII вв. в Киеве действовало 15, а в Новгороде – 20 монастырей. В конце XII в. на Руси насчитывалось 70 монастырей. В этот и в более поздний периоды церкви и монастыри являлись основным очагом призрения нуждающихся.