Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:56, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и определить особенности их развития на современном этапе.
Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:
• уточнены понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определены исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявлены особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Задачи исследования:
• уточнить понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявить особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 8
1.1. История благотворительности и попечительства в России 9
1.2. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 20
1.3. Благотворительные организации 23
Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 30
2.1. Государственное регулирование благотворительной деятельности 30
2.2. Государственное регулирование попечительской деятельности 39
Заключение 61
Список литературы 66

Работа содержит 1 файл

Благотворительность и попечительство 05.04.2012 1.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

В последние годы в целях обеспечения развития и поддержки благотворительной деятельности в Республике Татарстан, осуществления взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, общественными объединениями, благотворительными организациями, юридическими и физическими лицами Указом Президента Республики Татарстан от 16.10.2006 №УП-409 образован Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности.

Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности является коллегиальным совещательным органом. Члены Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах, лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Основными задачами Совета являются:

обеспечение взаимодействия государственных органов Республики Татарстан, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций по вопросам реализации отдельных перспективных социально-значимых проектов в сфере благотворительности, одобренных Советом;

содействие  в привлечении в социальную сферу  внебюджетных финансовых средств;

осуществление общественного контроля за использованием средств, привлекаемых в целях благотворительности;

оказание содействия общественным объединениям, предприятиям, гражданам в осуществлении благотворительной  деятельности, в том числе волонтерского  движения и меценатства, в наиболее эффективном использовании средств, направляемых на благотворительные цели, определении приоритетных направлений использования средств;

взаимодействие  с попечительскими советами по вопросам благотворительности, создаваемыми в  муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан, а также в целом по Российской Федерации;

популяризация идей филантропии и меценатства, формирование позитивного имиджа благотворителя;

инициирование разработки благотворительных проектов и контроль за их реализацией;

анализ, изучение и распространение инноваций в сфере благотворительности.

В целях реализации своих задач Совет имеет право:

принимать решения  рекомендательного характера по вопросам развития благотворительной  деятельности в Республике Татарстан;

вносить предложения в органы государственной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления по обеспечению благоприятных условий для развития благотворительной деятельности в Республике Татарстан;

принимать иные решения в соответствии с законодательством в целях реализации своих основных задач.

Значительное  усиление внимания к проблемам семьи  со стороны органов власти, научной  общественности, гражданского общества имело место в 2008 г. и было связано с объявленным в России Годом семьи.

При анализе  семейной структуры населения Российской Федерации в демографии принято выделять группы по четырем параметрам: размер, брачное состояние (полные и неполные, в зависимости от наличия в семье супружеской пары), структура (простые и сложные; простая — нуклеарная — семья состоит из одной супружеской пары с детьми или без детей, сложная семья может иметь самые разные комбинации) и тип. В социальной работе в качестве объекта посторонней помощи выделяют, как правило, многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе инвалидов; молодые семьи и состоящие из пожилых супругов; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; неполные семьи и др.

По информации территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Республике Татарстан (составленной по данным переписи населения 1989 г.), более 82 % от общего числа в Республике Татарстан составляют семьи, в которых одна или две брачные пары с детьми или без детей, из них в 18 % семей проживают родственники10. Число детей, родившихся вне зарегистрированного брака, с 2005 г. постоянно сокращается (их удельный вес от общего числа родившихся в республике составил в 2005 г. — 25,5; 2006 г. — 24,5; 2007 г. — 23,3; 2008 г. — 22,1). По данным переписи населения 2002 г., в республике 557 семей из 1000 имели детей в возрасте моложе 18 лет, но только 34 семьи из 1000 имели 3 и более детей11. Это тревожное обстоятельство привело к решению о проведении социологического исследования с целью определения репродуктивных установок населения, а также отношения к Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который начал действовать с 1 января 2007 г. и направлен на преодоление демографического кризиса (в прессе он получил название закона о материнском капитале)12. Следует отметить, что этот закон стал первой государственной программой повышения рождаемости за последние 20 лет.

Степень информированности  населения о законе измерялась несколькими  вопросами. Ответы на вопрос «Слышали Вы что-нибудь о материнском капитале?»  могут порадовать: 93,1 % ответили на него положительно, что подтверждает вывод о высоком социальном резонансе закона. При этом чуть более четверти респондентов (26,1%) считают сумму в 250 тысяч рублей достойной для стимулирования рождения или усыновления ребенка. В два с лишним раза больше тех, кто считает материнский капитал не стимулирующей мерой, остальные затруднились высказать свое мнение. Тем не менее следует отметить, что в целом отношение к материнскому капиталу положительное у 79,8 % респондентов, безразличное — у 17,9 %, а тех, кто к нему относится отрицательно, всего 2,3 %.

На первом месте  оказался стабильный заработок супругов. На второе место респонденты поставили не материальный фактор — любовь к супругу. Конечно, этот фактор находится вне зоны действия государственных органов, но и здесь возможно применение широкого спектра современных технологий пропаганды семейных ценностей. На третьем месте —возможность улучшения жилищных условий. Далее следует материальная помощь от государства и сохранение рабочего места матери до выхода из отпуска. Результаты опроса в Набережных Челнах подтверждают, что для стимулирования рождаемости необходима активизация деятельности государства по созданию комфортных условий труда для женщин на рабочих местах.

Около половины опрошенных хотели бы направить материнский капитал на улучшение жилищных условий. 40 % вложили бы его в образование ребенка. Третье направление, выделенное в законе, — накопительная часть пенсии матери — не получило поддержки респондентов, всего 12 человек (2,4 %) ответили положительно.

Анализ ответов  на вопрос «Куда бы Вы направили, кроме  вышеперечисленных вариантов, материнский  капитал, если бы Вам предоставили такую  возможность?» показал, что 52,7 % респондентов указали новые направления, непредусмотренные законом о материнском капитале. Среди них на первом месте — лечение ребенка и других членов семьи, медицинские услуги. Во-вторых, по мнению респондентов, закон должен предусматривать такое направление использования материнского капитала, как вклад в семью, семейные нужды, помощь родственникам. В целом был продемонстрирован довольно рачительный подход к использованию материнского капитала. Но это, вероятно, свидетельствует лишь о том, что еще низок уровень благосостояния семей: 26 % составляет группа, которой хватает денег только на еду и одежду; 43,3 % отметили, что могут купить бытовую технику, но на покупку автомобиля им не хватает; 28,7 % относятся к той категории, которая может купить все, за исключением квартиры или дома.

В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан обязанности по подготовке и проведению в 2008 г. Года семьи были возложены на Республиканский совет по вопросам благотворительной деятельности, а основной целью Года была признана необходимость повышения качества жизни татарстанских семей, укрепления духовных, экономических и социально-культурных основ их благополучия и развития13.

Первым направлением реализации семейной политики в республике является мониторинг социальной ситуации, дифференцированный учет семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке. С помощью компьютерной региональной системы регистрации малообеспеченных семей, прежде всего семей с детьми, ведется учет фактически полученных ими доходов и оказанной таким семьям адресной социальной поддержки. Ежеквартально Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обновляется банк данных по семьям, находящимся в социально опасном положении. В 2007 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей было оказано около 2 млн социальных услуг 64,5 тысячам семей республики. В общем числе обслуженных семей преобладают малообеспеченные и многодетные (73 %). С целью формирования унифицированной межведомственной системы выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, и ведения единой статистики, реально отражающей основные тенденции детской безнадзорности, семейного неблагополучия, в 2007 г. решением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете министров Республики Татарстан разработано и утверждено Положение о межведомственной муниципальной системе социального патронированиясемей и детей, находящихся в социально опасном положении. Для обеспечения ее функционирования принята целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан “Электронный Татарстан” на 2008—2010 гг.»14, в соответствии с которой начата работа по созданию информационной системы и республиканской межведомственной базы данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. С ее помощью будет решена задача действительно адресного оказания поддержки, перераспределения ее в пользу особо нуждающихся семей и обеспечения в перспективе увязки всех видов социальной помощи и льгот, предоставляемых конкретной семье.

Вторым направлением государственной поддержки семей в республике является поддержка их за счет средств республиканского бюджета. Все семьи, проживающие в республике, пользуются мерами государственной поддержки, предусмотренными федеральным законодательством, но есть и меры, реализуемые на основании республиканского законодательства. Рассмотрим их более подробно по отношению к различным типам семей15.

В связи с  рождением ребенка, в соответствии с законодательством Республики Татарстан, каждой семье полагаются следующие меры социальной поддержки:

- бесплатное обеспечение детей первых двух лет жизни специальными молочными продуктами детского питания и смесями по рецептам врачей;

- бесплатное обеспечение детей первых трех лет жизни лекарственными средствами, перечень которых установлен Кабинетом Министров Республики Татарстан;

- субсидии на питание учащимся в школах, профессиональных училищах и техникумах в период обучения;

- освобождение от платы за содержание детей в дошкольных учреждениях:

1. Плата за содержание детей в дошкольных учреждениях не взимается: а) с родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях для детей, больных туберкулезом, в специальных детских дошкольных учреждениях для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии (глухие и слабослышащие); б) с семей, в которых один из родителей является инвалидом Iили IIгруппы вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении интернационального долга, а также погибшим и умершим по указанным причинам, участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и действий подразделений особого риска, пострадавшим от радиационных воздействий, военнослужащим срочной службы; в) с лиц, воспитывающих детей дошкольного возраста, над которыми оформлена опека (попечительство) в связи с лишением родителей родительских прав, осуждением их к лишению свободы, направлением на принудительное лечение, длительным отсутствием родителей, уклоняющихся от воспитания и содержания детей.

2. Плата родителей за содержание единственного ребенка в дошкольном учреждении в размере 50 % взимается: а) с семей, где один из родителей является бывшим военнослужащим-интернационалистом; б) с семей, где оба родителя (или один в неполной семье) являются учащимися, студентами, аспирантами государственных образовательных учреждений профессионального образования, обучающимися по очной форме обучения и получающими образование за счет средств соответствующего бюджета.

Благотворительным проектом, получившим большой положительный общественный резонанс, стал проект «Компьютерный ликбез», адресованный лицам пенсионного возраста вне зависимости от обеспеченности. Его основное содержание состоит в том, что всем пенсионерам во всех муниципальных районах и городских округах республики предоставлена возможность бесплатного получения навыков работы на компьютере. Цель проекта — укрепление межпоколенных связей в семьях и обеспечение активного долголетия пожилых.

Пристальным вниманием  в республике пользуются многодетные семьи (то есть семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми). Меры поддержки, установленные республиканским законодательством, состоят в том, что предоставляются: субсидия-льгота на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг; жилищные сертификаты многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; ежемесячная субсидия на проезд детям; ежемесячная субсидия на приобретение лекарственных средств для детей до 6 лет; ежемесячная субсидия на проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; отдых и оздоровление в лагерях, санаториях, санаториях-профилакториях. Особое внимание Указом Президента Республики Татарстан было привлечено к семьям, в которых родились одновременно трое и более детей16. В целях усиления их социальной поддержкиc1 января 2009 г. из средств республиканского бюджета стало выплачиваться единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей в размере 10 000 рублей на каждого ребенка; ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до 1,5 лет, в размере 1000 рублей на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей и ежемесячное пособие семьям, воспитывающим трех и более одновременно рожденных детей в возрасте до 1,5 лет, выплачиваются независимо от наличия права на иные меры социальной поддержки семей с детьми, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пособий семьям при рождении одновременно трех и более детей17. Главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан было предложено предусматривать дополнительные меры поддержки. С 1 января 2009 г. введена мера государственной поддержки в виде единовременной выплаты к началу учебного года в размере 1000 рублей учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования из многодетных семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан.

Наиболее значительным благотворительным проектом, реализованным в 2007—2009 гг. в интересах детей из многодетных семей, стал проект «Помоги собраться в школу». Основной его целью является оказание помощи детям из малообеспеченных семей в подготовке к началу нового учебного года путем формирования «школьного портфеля», вручения школьной и спортивной формы, других школьных принадлежностей. При проведении акции 2009 г., учитывая тематику Года спорта и здорового образа жизни в Республике Татарстан, в число благополучателей дополнительно были включены юные спортсмены, победители всероссийских соревнований, проживающие в семьях, нуждающихся в социальной поддержке, а также, с учетом кризисных явлений, дети безработных родителей, занятых на общественных работах. Проект «Помоги собраться в школу» направлен на создание благоприятных, комфортных условий для психологической адаптации первоклассников, вступающих в новую взрослую жизнь, формирование в обществе атмосферы взаимопомощи, всеобщей заботы и пристального внимания к юным гражданам в один из самых значимых дней в их жизни. В реализации проекта «Помоги собраться в школу» принимают личное участие президент РТ Р.Н. Миннихановсоветник президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев, председатель Государственного совета Ф. Х. Мухаметшин, премьер-министр Р. Н. Минниханов, сотрудники аппаратов президента, Государственного совета, Кабинета министров, руководители крупных и малых предприятий, члены Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности, оказывающие адресную помощь семьям, в которых проживают первоклассники. Существенную поддержку в рамках проекта будущим первоклассникам оказывают благотворительные фонды республики, администрации муниципальных образований, проводя благотворительные марафоны, организуя концерты, спектакли, средства от которых направляются для оказания помощи школьникам.

Информация о работе Благотворительность и попечительство в контексте современной государственной политики