Государственная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:27, доклад

Описание работы

Государственная политика является целостной и качественно определенной областью социальной жизни.
Ее структура такова: политическая система, политический процесс и политическое сознание.
Политическая система, сердцевиной которой является государство, характеризует роль и значение институтов публичной власти в политической жизни общества. Помимо государства, она включает в себя партийные организации, группы давления, разного рода общественные движения. Она позволяет аккумулировать политическую волю различных социальных слоев и воплощать их в определенных политических решениях и действиях.

Работа содержит 1 файл

ГМУ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Государственная политика является целостной и качественно  определенной областью социальной жизни.

 Ее структура такова: политическая система, политический  процесс и политическое сознание.

 

 Политическая  система, сердцевиной которой является государство, характеризует роль и значение институтов публичной власти в политической жизни общества. Помимо государства, она включает в себя партийные организации, группы давления, разного рода общественные движения. Она позволяет аккумулировать политическую волю различных социальных слоев и воплощать их в определенных политических решениях и действиях.

 

 Политический  процесс включает в себя разнообразные взаимодействия элиты, электората, различных национальных, конфессиональных групп, институтов власти. Он определяет ритм, динамику и общую направленность, характер политической жизни общества, который может варьироваться от бескомпромиссной борьбы за власть до широкого консенсуса в отношении проводимой политики самых разных социальных и политических сил.

 Политическое сознание характеризует, как известно, субъективную сторону политики, представленную политической идеологией и политической психологией, утопиями, мифами и другими идеальными образами и целями, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.

 

 Достаточно широк  диапазон видов и типов государственной  политической деятельности. Различают  конструированно-позитивную (нацеленную на обеспечение воспроизводства политической системы), негативно-деструктивную (ориентированную на подрыв системы), стратегическую и оперативно-тактическую деятельность.

 

Цели и основные направления экономической политики

 

Экономическая наука  рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

 

Основными направлениями  экономической политики, которые  определяются государством, есть:

 

- структурно-отраслевая  политика;

 

- инвестиционная политика;

 

· амортизационная политика;

 

· политика институционных преобразований;

 

· ценовая политика;

 

· антимонопольно-конкурентная политика;

 

· бюджетная политика;

 

· налоговая политика;

 

· денежно-кредитная политика;

 

· валютная политика;

 

· внешнеэкономическая  политика.

 

Государство осуществляет экологическую политику, которая  обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.

В социально-экономической  сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

 

 Принципы экономической политики государства

 

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических  функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

 

Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

 

Экономическая политика – система целенаправленных мер  государства в области управления экономикой.

 

Значимое место в  формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономики.

 

Речь идет в первую очередь об изменении базовых  принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической  функции и наращивания эффективности  экономики в условиях неуклонного  обострения международной конкуренции.

 

Сложная система субъектов  экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

 

1. Экономическая политика  всегда испытывает на себе  определяющее воздействие двух  факторов: постоянно меняющейся  хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

 

2.Эффект экономической  политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями  данной страны: учтены политический  расклад сил, производственно-технический  потенциал, состояние социальной  структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

 

3.Экономическая политика  является решающим средством  поддержания политического курса  страны.

 

Государственное регулирование экономики

 

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

 

По объектам воздействия  государственное регулирование  экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных  частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

 

По уровням региональной иерархии государственное регулирование  сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

 

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство  должно финансировать только те социально  значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);

государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование  этого принципа способно привести к  искусственному доминированию государственных  предприятий над частными;

государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

государственное вмешательство  в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Методы и цели государственного регулирования экономики

 

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

-минимизация неизбежных  негативных последствий рыночных  процессов;

-создание финансовых, правовых и социальных предпосылок  эффективного функционирования  рыночной экономики;

-обеспечение социальной  защиты тех групп рыночного  общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

 

Методы достижения этих целей подразделяются:

на прямые (или дирижистские);

косвенные (или экономические).

 

Прямые методы государственного регулирования  экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

 

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они  не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

 

Указанные методы взаимосвязаны.

 

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования  экономики:

административно-правовые инструменты;

финансовая (налоговая) система;

кредитно-денежная система государства;

государственная собственность;

государственный заказ.

 

Наряду с перечисленными инструментами  государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

 

Практически все рычаги воздействия  на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др

 

 

Понятие структурной политики государства 

Структурная политика - система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния[1].

 Выход российской  экономики на траекторию экономического  роста предполагает решительный  отказ от бытовавшего в недалеком  прошлом иллюзорного представления о том, что рыночный механизм сам, через конкурентную борьбу и свободное ценообразование подскажет обществу, какие отрасли и регионы страны способны сохраниться в новой экономической среде. Вообще говоря, место рыночного механизма в обеспечении структурной перестройки экономики предопределяется степенью развития таких ведущих звеньев рыночной инфраструктуры, как фондовая биржа, коммерческие банки, инвестиционные компании и т.п., которые способны оперативно перенацеливать имеющиеся в мире инвестиционные ресурсы на развитие наиболее востребованных в данный момент производств. Узость же российского фондового рынка, ограниченность ресурсов и заметно искаженная мотивация частных банков делают объективно неизбежным опору назревших в нашей стране структурных преобразований на государственный бюджет или хотя бы государственный кредит. Главным компонентом рациональной структурной политики российского государства сегодня является разработка долгосрочной стратегии структурной перестройки воспроизводства, в соответствии с которой могла бы последовательно проводиться "выбраковка", безусловно, неэффективных предприятий и отраслей и задаваться импульс ускоренному росту потенциально (и реально) жизнеспособных звеньев отечественной экономики - и все это протекало бы без заметной угрозы экономической безопасности страны. Такая оптимизация темпов роста различных отраслей попросту невозможна без соответствующих институциональных преобразований, связанных с формированием некоего "генерального штаба", который бы по весьма условной аналогии с советским Госпланом отвечал бы за разработку адекватной, соответствующей реальным возможностям российского общества программы структурных реформ и в значительной степени за их ресурсное обеспечение.

Цели и задачи структурной политики

 Основным направлением  структурной политики государства  является повышение конкурентных  преимуществ экономики страны  через достижение четырех взаимосвязанных  целей[4]:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных  структурных деформаций - реструктуризация  убыточного сектора экономики,  искусственно поддерживаемого системой  бюджетных субсидий, невостребуемых  налоговых недоимок и неплатежей  естественным монополиям, решение  проблем монопрофильных городов.

Информация о работе Государственная политика