Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:56, дипломная работа
Цель исследования: выявить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства и определить особенности их развития на современном этапе.
Изучение литературы, анализ современной практики позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие благотворительности и попечительства будет успешным, если:
• уточнены понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определены исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявлены особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Задачи исследования:
• уточнить понятия «благотворительность», «попечительство»;
• определить исторические предпосылки становления благотворительности и попечительства;
• выявить особенности развития благотворительности и попечительства на современном этапе развития гражданского общества.
Введение 2
Глава 1. Основы благотворительности и попечительства 8
1.1. История благотворительности и попечительства в России 9
1.2. Понятие и виды благотворительной деятельности и попечительства в Российской Федерации 20
1.3. Благотворительные организации 23
Глава 2. Государственное регулирование благотворительной деятельности и попечительства 30
2.1. Государственное регулирование благотворительной деятельности 30
2.2. Государственное регулирование попечительской деятельности 39
Заключение 61
Список литературы 66
Институт церкви превращается в особый институт социальной защиты, основанный не только на новой государственной идеологии, но и на христианских канонах милосердия. Функции церкви, по сути, были всеобъемлющими – от воспомоществования до лечения, от судопроизводства, развития экономического уклада и управления до социального и семейного воспитания.
Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление нищих и убогих, учреждение монастырских больниц, открытие сиротских училищ, выкуп пленных, выделение средств на строительство жилья после сильных пожаров в городах, обучение ремеслам детей малосостоятельных родителей, раздача милостыни и др.
В Древней Руси
накануне татаро-монгольского нашествия
насчитывалось большое
В связи с увеличением числа городов и их бурным развитием возникает новая общественная сила Древней Руси – горожане. Городское население, не связанное или слабо связанное с местными племенными традициями, стало мощной движущей силой в создании и распространении материальных и духовных технологий на всей территории России, в нивелировании племенного разнообразия, в интеграции восточно-славянской этноязыковой общности, в создании новых направлений в системе социальной помощи и ее технологий.
В сложнейших климатических и географических условиях славянская раса смогла сформировать основу своего цивилизованного развития в виде нескольких сотен уникальных русских городов, позволивших ей в конце концов освободиться от татаро-монгольского ига, заложить фундамент развития социальных технологий. Именно города стали центром охраны русских земель, а также обусловили стабильное аграрное развитие России на протяжении нескольких веков.
III цикл (XV–XVII вв.) определяет основные тенденции развития технологии социальной работы.
Этот период характеризуется дальнейшим усилением церковных видов и форм социальной помощи. Появляются первые элементы государственной системы помощи нуждающимся людям.
Ограниченность
и избирательность общинно-
С образованием
единого Российского
По оценке В.О. Ключевского, отцы Стоглавого собора дали совет собирать беспризорных нищих в организованные по городам богадельни и содержать их за счет царской казны, т. е. государства, и за счет сбора милостыни. Об участии церковных учреждений в их содержании «умолчаши».
Подлинным бедствием для россиян были ежегодные набеги татар и угон пленных. Исследователи полагают, что общее количество плененных татарами русских людей в первую половину XVII в. составило от 150 до 200 тыс. человек. Поэтому выкуп пленных с конца XVI в. стал социальным долгом всех россиян. Этот вопрос впервые был поставлен на Стоглавом соборе в 1551 г. В главе «О искуплении пленных» определен их выкуп за счет казны, затраты которой ежегодно должны быть раскинуты «на сохи по всей земле».
С развитием структур управления государства возникают учреждения, берущие на себя функции посредника между княжеской властью и действиями, направленными на помощь и поддержку нуждающихся. Например, организация Полотняночного приказа в 1668 г. стала ведущей системой объединения гражданских институтов, оказывающих помощь и защиту, формой контроля за церковной деятельностью.
К концу XVII в. происходит переориентация в государственной социальной политике. Соборное уложение 1649 г., проводя политику секуляризации церковной власти, ориентируется на новую модель социальной поддержки – вводит в эту систему светские тенденции и элементы. Но, как следует из более поздних документов, политические и другие события второй половины XVI в. – начала XVII в. не позволили реализовать все принятые решения.
В XVII веке идея расширения государственной благотворительности нашла отражение в целом ряде установлений, среди которых особенно значимым является специальный указ царя Федора Алексеевича (1676–1682). Согласно указу от 13.02.1682 г. Стоглавый собор принял «приговор» выявить «странных и больных» в Москве, содержать их в богадельнях «со всяким довольством от его государевой казны», «в градах учинить пристанища нищим», а нищенствующих ленивцев «приставить к работе».
Новый цикл укрепления социальной защиты в России начинается с реформаторской деятельности Петра I. Необходимость преобразований диктовалась обнищанием и массовыми выступлениями народа, что заставило господствующий класс провести реформы, чтобы сохранить и упрочить свое господство.
IV цикл (XVIII – ХХвв.) характеризуется рассветом технологий социальной работы.
В этот период совершенствуются социальные технологии в системе помощи населению. Базовой основой технологий социальной работы является государственная система, но при этом развиваются общественные, частные основы социальной помощи. Здесь можно выделить два подцикла в развитии социальной работы:
а) с XVIII веке до середины XIX века – начало становления профессиональной, государственной системы помощи нуждающимся;
б) с середины XIX века до конца XX века – циклические перепады в развитии социальной работы: от первенства благотворительных форм помощи до отрицания частных форм помощи (советский период в России) и институциализации системы социальной работы (постсоветский период в России с ноября 1991 года).
В период царствования Петра I стала активно формироваться государственная политика, направленная на оказание материальной и другой помощи нуждающимся, создание сети светских социальных учреждений, учет «просящих милостыню и вспоможение» с целью их разделения на категории, развертывание борьбы с лженищенством, упорядочение церковной и частной благотворительности и т. д.
Xотя в этот
период был заложен фундамент
системы социального
После принятия
8 июня 1701 г. Указа Петра I «Об определении
в домовыя Святейшего Патриарха
богадельни нищих, больных и престарелых»
начинают формироваться государственные
институты социальной помощи индивидам,
законодательно-нормативная баз
В середине XIX в. состояние системы социальной помощи нуждающимся совершенно не отвечало требованиям времени. Что касается общественного призрения, то еще с эпохи Петра I, отдававшего приоритет государственным социальным учреждениям, оно развивалось в трудных условиях. В царствование Екатерины II и Александра I деятельность благотворительных объединений оживилась. Однако их работу и развитие тормозили господство административно-командной системы управления и всесилие бюрократии. Лишь после либеральных реформ 1860-х гг. начался активный рост общественной благотворительности. В относительно короткое время в России сложилась довольно широкая и многопрофильная сеть частных и сословных благотворительных обществ и учреждений.
Намечаются
новые тенденции в развитии российской
благотворительности: децентрализация
социального призрения и
К концу XIX в. насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения, которые условно можно было разделить на две группы:
1) учреждения, имеющие специальное благотворительное назначение, – Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и Попечительство о домах трудолюбия и работных домах;
2) официальные
структуры – Ведомство
В период правления Николая II Россия была сельскохозяйственной страной, где городские жители составляли лишь 9 % от общего количества населения, в то время как в странах Европы (например, во Франции) уже в середине XIX в. в городах проживало 25 % населения, в Германии – более 30 %, а в Англии к началу XX в. число горожан составило 77 %.
После крушения
российского самодержавия Временное
правительство предприняло
В 1917–1918 гг. в России было принято специальное «Постановление об упразднении благотворительных учреждений и обществ помощи инвалидам и о передаче их дел и денежных сумм исполнительному комитету увечных воинов». Отказавшись от благотворительности как одной из форм помощи, новое правительство России основной акцент сделало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.
Октябрь 1917 г. открывает новый этап в развитии социальной помощи в России: главным и определяющим субъектом в разработке социальной политики и оказании социальной помощи и поддержки нуждающимся становится государство. Проводится в жизнь социальная политика, направленная на поддержку и помощь слабым и больным, инвалидам и престарелым, женщинам и детям и предусматривающая охват большинства категорий трудящихся, универсальность, государственные гарантии.
В 1917–1918 гг. был
принят ряд важных законодательных
актов. Первая Конституция РСФСР (июль
1918) продекларировала строительство
социально справедливого
В период «военного
коммунизма» и гражданской
Постепенно
вместо прежней, единой для всех граждан
системы государственного социального
обеспечения сложились
В 1927 г. в СССР впервые были введены государственные пенсии по старости. К 1929 г. советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся при всех видах потери трудоспособности и впервые в мире – при безработице за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов. В начале 1930-х гг. пенсионное обеспечение по старости практически охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства.
Роль крестьянских комитетов (кресткомов) заключалась не только в организации социальной помощи крестьянскому населению, но и в развитии у него коллективизма путем организации общественных запашек, поддержки кооперации и т. д. Многие кресткомы в экстренном порядке (голод в России 1921–1922 гг.) были задействованы в качестве вспомогательных органов комиссий, оказывающих помощь голодающим (Помгол) и исполкомов Советов (в частности, для борьбы с голодом в России в 1921–1922 гг.).
В соответствии
с Конституцией СССР 1936 г. право на
социальное обеспечение, в том числе
и на социальное обслуживание, распространяется
на всех граждан страны. Оно включает
в себя организацию материально-бытово