Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:24, дипломная работа
Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения оплаты труда.
Мотивация в финансировании образовательных программ может быть самой разной. Банк "Кредит-Москва", оказывающий финансовую помощь студентам экономических вузов и факультетов ($10 тыс. в год) не скрывает, что цель его стипендиальной программы – подготовка собственных кадров. «Мы поощряем студентов потому, что они - наши потенциальные сотрудники. В современном мире все стремительно меняется, и грамотный молодой специалист с отличными знаниями теперь ценится на вес золота». Генеральным спонсором регионального тура конкурса студенческих PR-работ "Хрустальный Апельсин" в Свердловской области стало объединение заводов "Финпромко". "Наша компания считает это стратегической инвестицией, - заявила руководитель управления общественными связями "Финпромко".
Социальные проекты, ориентированные на персонал, уже стали нормой в крупных компаниях. Несмотря на то, что они финансируются уже не профкомами, как в советские времена, а «департаментами человеческих ресурсов», возрождаются многие забытые структуры и традиции, казалось бы, канувшие в лету вместе с советской властью. Косметический концерн "Калина" (Екатеринбург) отправляет отдыхать в Турцию «передовиков производства» - 16 победителей конкурса "Лучший по профессии" среди представителей рабочих специальностей. На автомобильном заводе "Урал" (Миасс, Челябинская область), создается координационный совет по работе с молодежью. Заполярный филиал ГМК "Норильский никель" формирует женское движение "Норильского никеля" со своим уставом и органом управления, а также финансирует программу профориентации норильских школьников. Курс по профориентации в школах частично будут преподавать и молодые специалисты «Норильского никеля».
Есть примеры и менее
А вот руководство ОАО "Уралэлектромедь" (Верхняя Пышма, Свердловская обл.) мотивировало увеличение числа «подшефных с четырех до девяти, и размера финансирования до 1 млн. рублей» тем, что «в сегодняшних условиях предприятие чувствует необходимость непосредственного участия в воспитании подрастающего поколения, и эта гражданская позиция находит проявление в конкретных делах.» В этом же ряду стоит решение пивоваренной компании "Золотой Урал" (Екатеринбург) учредить конкурс профессионального мастерства представителей рабочих профессий Урала – "Уральский мастер". Цель проекта - решение проблемы дефицита рабочих кадров, возможность привлечь к этой теме внимание СМИ, вызвать максимальный общественный резонанс, дать стимул к профессиональному росту рабочих.
Отмечая
весомый вклад представителей бизнеса
в дело сохранения и развития системы
образования, Нижегородская Торгово-
Во многом, благодаря западному опыту в России сначала получила распространение сама идея фандрайзинга, как целенаправленной деятельности по сбору средств для реализации благотворительных проектов, а потом и его передовые технологии. Так британская благотворительная организация "Partners in Hope" при содействии Агентства социальной информации проводит ознакомительные туры для представителей российских деловых кругов и PR-агентств, с детскими организациями - подопечными "Partners in Hope". Благодаря этой программе, например, компания "Шеврон Нефтегаз Инк." передала 17 компьютеров и ноутбуков российским организациям, которые работают с детьми-инвалидами. Всего за время своего существования российское представительство компании "Шеврон" оказало благотворительную и спонсорскую помощь в размере 2,5 млн. долларов. Компания поддерживает культурные проекты, финансирует художественные конкурсы для детей. При ее поддержке осуществляется ряд программ помощи детям-инвалидам.
Гонконгская компьютерная компания Gigabyte, продвигающаяся на российский рынок, с сентября нынешнего года начала финансировать программу "Счастливый ребенок", цель которой - сбор средств для помощи детским домам Москвы и Подмосковья. Компания выпустила две новейшие материнские платы, каждый экземпляр которой снабжен специальным значком программы. 50 центов с каждого проданного в России изделия пойдет на благотворительные цели. Управление собранными средствами будет поручено Международному женскому клубу и российскому представительству United Way International.
Крупные
градообразующие предприятия
Системная
благотворительность и
Было бы преувеличением приписывать все те позитивные изменения, которые произошли в обществе в отношении благотворительности, исключительно некоммерческим организациям. Также неправильно и преуменьшать роль НКО в пропаганде идей филантропии. Во многом благодаря специальным грантовым программам фондов («Евразия», «Института открытое общество», Фонда Мотта и др.), которые ставили своей целью расширение источников финансирования российского третьего сектора за счет отечественного бизнеса эта тема стала достаточно популярной. Многочисленные конкурсы и другие публичные мероприятия, призванные привлечь внимание к усилиям коммерческих структур по развитию благотворительности, проходили и проходят во многом по инициативе именно некоммерческих организаций. В числе последних примеров – прошедшая в конце июля VI выставка тюменских товаропроизводителей "Тюменская марка-2003", в рамках которой Благотворительный фонд развития города Тюмени провел конкурс "Социально ответственный бизнес".
Здесь же можно отметить и конкурс "Лучший спонсор Алтая-2003", проведенный Алтайской краевой общественной организацией "Поддержка общественных инициатив", конкурс информационной открытости среди предприятий Нижегородской области с его номинацией "Бизнес-меценат" и т.д. Инициативы НКО распространяются даже на подготовку кадров для соответствующих филантропических подразделений коммерческих структур. "Школа юного благотворителя" для старшеклассников и студентов, призванная подготовить менеджеров благотворительных программ для коммерческого сектора, открылась при Нижегородской службе добровольцев. Главные цели проекта, поддержанного фондом "Евразия" - сформировать позитивное отношение коммерческих структур города к сотрудничеству с некоммерческими организациями, создать условия для осуществления финансовой поддержки деятельности НКО силами местного бизнеса. Проект “Школа – центр развития благотворительности в местном сообществе” из Воронежа, поддержанный фондом "Евразия", призван стать модельным для развития благотворительности в местном сообществе на базе школ в целях решения социальных проблем.
Иногда эта деятельность принимает довольно экзотические формы. Так в поселке Полазна Добрянского района Пермской области будет отрабатываться технология формирования солидарной ответственности у частных предпринимателей за будущее территории. Сформирована рабочая группа по реализации проекта, в состав которой вошли представители поселковой администрации, бюджетных учреждений, деловых кругов. Проект "Местное сообщество и бизнес" осуществляется на средства гранта окружного конкурса социальных и культурных проектов "Тольятти-2002".
Но потребительский подход к средствам бизнеса, отношение к благотворительности как к универсальному средству решения любых проблем общества также достаточно распространено в некоммерческой среде. "Проводимая в Приангарье благотворительная деятельность недостаточно эффективна, поскольку, как правило, носит бессистемный характер", - заявила директор Центра социального партнерства Э. Семенова (Иркутск). “Финансовые усилия благотворителей направлены скорее на "латание дыр", чем на системное решение социальных проблем
С целью исследования готовности предпринимателей к благотворительной деятельности автором было проведено социологическое исследование методом анкетирования. Целью было стало исследование представлений представителей бизнеса о филантропической деятельности. Объектом являлись предприниматели, а предметом – представление и отношение к благотворительности.
Выборка составила 50 человек – представителей бизнеса. Половая дифференциация выглядит следующим образом: 30% - мужчин и 70% - женщин, что говорит о высокой активности женского населения в этой сфере занятости. Средний возраст опрашиваемых 43 года. Среди респондентов всего 5 % заняты в производственной деятельности, таким образом, непроизводственная сфера – сфера обслуживания является преобладающей в бизнесе Балаково.
На вопрос №1 – об участии бизнеса в решении социальных проблем всего 15% респондентов сообщили о том, что предприятие не должно выполнять каких-либо социальных функций помимо производственной деятельности. Самыми распространенными ответами оказались: осуществление благотворительной и спонсорской деятельности (55%), решение социальных вопросов работников предприятия (45%) и помощь органам власти в решении различных проблем на территории присутствия (30%).
При сравнении полученной информации с результатами, полученными на открытый вопрос об участии своего предприятия в решении социальных проблем, оказалось, что только 30 % опрошенных принимают участие в реализации некоммерческих проектов, что говорит о недостаточной социальной деятельности предпринимателей при имеющемся положительном мнении о необходимой активности бизнеса в социуме.
При анализе причин, не позволяющих заниматься некоммерческими проектами, было выявлено несколько оснований: эгоизм, непонимание культуры благотворительности – 15%, отсутствие поддержки со стороны государства (в т.ч. налоговое бремя) – 10%, недостаточное количество денег – 45%. Это указывает на то, что малый бизнес не располагает необходимым количеством денежных средств, и приемлемым альтернативным способом участия в решении социальных проблем, помощи нуждающимся является оказание бесплатных услуг или предоставление товара, что подтверждается данным исследованием. Так, оказанием бесплатных услуг занимается 10% опрошенных, передавали товары в детские дома и сады – 15 %, а 5% опрошенных занимались передачей вещей и кормлением лиц БОМЖ.
При выборе получателей помощи (вопрос №6) респонденты в основном ориентируются на личное знакомство с получателем – 25% и только 5% смотрят на гарантии целевого использования полученных услуг/товаров. При выборе сферы деятельности (вопрос №7) считают главными свои личные предпочтения – 15%, сферы, которые местная власть считает приоритетными – 5% и ориентация на потребителей товаров/услуг – 10%.
При анализе вопроса об освещении в СМИ в своей некоммерческой деятельности, выяснилось, что предприниматели недооценивают возможности повышения репутации своего предприятия при помощи рекламы. Это подтверждается – 25% опрошенных, из 30% участвующих в благотворительной деятельности, считают, что освещение в СМИ – это неглавное, а 5 % - считают рекламу недопустимой, т.к. ставит под сомнение искренность и бескорыстие благотворителей. Но в тоже время при рассмотрении вопроса мотивов участия в некоммерческой деятельности (вопрос № 8) 10 % респондентов отметили среди причин возможность улучшить отношения с общественным мнением. Следует заключить, что у представителей предпринимательства существует потребность освещения в обществе своей социальной деятельности. Но необходима планомерная работа для выработки эффективной стратегии взаимодействия общества и бизнеса.
При
ответе на главный вопрос анкеты об
ассоциациях к понятию «
Таким образом, лишь 45 % опрошенных представителей бизнеса имеют верные, но недостаточные представления о благотворительности. Исследование подтверждает, что необходимо повышать уровень деловой культуры малого бизнеса, требуется содействие органов власти для увеличения и оптимизации некоммерческой деятельности предпринимательства.