Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:24, дипломная работа
Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения оплаты труда.
- коммерческие предприятия;
- физические лица;
- некоммерческие организации;
- государственные органы;
- благотворительные фонды;
- средства массовой информации.
Наибольшее количество исследований посвящено изучению благотворительной деятельности коммерческих компаний, меньший интерес исследователей вызывает позиция населения, и еще реже предметом изучения социологов становилась деятельность некоммерческих организаций. Замыкают это список государственные органы, средства массовой информации и, как ни странно, собственно благотворительные фонды.
С 1997 года теме филантропической деятельности посвящено свыше десяти социологических исследований, причем наиболее полно информация представлена в тех из них, которые проведены в последние два года. Возросшая глубина разработки проблемы свидетельствует об усилении внимания к теме филантропии и о необходимости получения достоверной информации для принятия реальных управленческих решений. Наибольший интерес, пожалуй, представляют две работы: «Корпоративная филантропия: миф и реальность», исследование, проведенное ВЦИОМ в 2002 году, и «Благотворительность и социальная ответственность уральских предприятий», - проведенное в Екатеринбурге в 2003 году группой социологов под руководством Л. Петровой. Эти исследования разносторонне представляют ситуацию в области филантропической деятельности коммерческих предприятий.
Анализ данных, полученных отдельными группами исследователей в разные временные периоды, позволяет говорить о достаточно стабильной мотивации в сфере социальной активности коммерческих компаний. В большинстве случаев это «движение души» и «экономическая выгода». Оказание помощи, продиктованное обычным человеческим желанием помочь, является наиболее традиционной причиной благотворительности бизнеса в России. Такая благотворительность выполняет компенсаторную функцию для руководителей предприятий, снимая с них комплекс вины за положение социально уязвимых слоев населения. В то же время, такого рода благотворительность не оказывает влияния на будущее состояние общества.
Как
субъект экономики
Однако
в позициях руководителей компаний
наблюдаются и рост прагматического
подхода к вложению средств в
благотворительность. Если всего год
назад 67% опрошенных руководителей
считали, что корпоративная
В целом исследования фиксируют неблагоприятный фон для развития благотворительности. 76% руководителей компаний считают, что условия для ведения благотворительной деятельности в России неудовлетворительные.
Многие исследователи обращают внимание на порой парадоксальные оценки различных аспектов филантропической деятельности. Это выражается в отсутствии логики в ответах на некоторые схожие вопросы, в невозможности сопоставить близкие по содержанию параметры. По оценкам специалистов, исследования которых рассматриваются в данной работе, эти несоответствия свидетельствуют о несформированном понятийном аппарате в области социальной ответственности компаний. Используемые параметры являются зачастую умозрительными, не основываются на зафиксированных эмпирических данных, а потому иной раз могут легко изменять свой знак на прямо противоположный.
Почти
все исследователи четко
Несмотря
на столь высокую
В другом исследовании среди основных мотивов оказания благотворительной помощи первое место занимает поддержка имиджа компании (55,2% опрошенных руководителей компаний) и чувство гордости (50,8%). Решение социальных проблем занимает предпоследнюю строчку списка (5,6%).
Отмечаются
противоречия и в области оценки
экономических критериев
В нескольких исследованиях произведена оценка проблем, препятствующих развитию благотворительности. Позиции, отмеченные в них довольно схожи (в порядке убывания приоритета:
-
несовершенство налоговой и
- финансовое состояние компаний;
-
недостаток признания
- отсутствие гарантий целевого использования средств;
-
экономическая нестабильность
-
недоверие руководства
-
отсутствие традиций
- отсутствие у руководства понимания социального эффекта благотворительной деятельности.
При
этом 76% опрошенных считает, что развитие
благотворительности будет
На второй по значимости позиции находится финансовое состояние компании. Однако в других источниках отмечается отсутствие прямой зависимости между благотворительной деятельностью предприятия и типом его бизнеса, а также между оборотом предприятия и размером благотворительного бюджета.
Другим важным критерием развития благотворительности называется совершенствование налогового законодательства. Вопреки расхожему мнению недавняя отмена налоговых льгот на благотворительные пожертвования существенно не повлияла на реальные объемы благотворительных расходов коммерческих предприятий. Исследователями фиксируется прежний уровень расходов на благотворительность. Увеличение фондов, направляемых на филантропические цели, зафиксировано в 34% опрошенных компаний, в то же время 17% компаний хотят сократить свои расходы на благотворительность.
Федеральный
закон предлагал несколько
Одним
из главных препятствий для
Исследователями выявлен еще один парадоксальный факт. Вопреки сложившемуся общественному мнению относительно высокого профессионализма коммерческих компаний и дилетантизма благотворительных организаций в области управления филантропическими проектами на практике чаще всего наблюдается обратная картина. Коммерческие компании бесконтрольно расходуют благотворительные бюджеты, в подавляющем большинстве не имеют стратегии управления этой деятельностью, не контролируют финансовые потоки и не интересуются результатом. Лишь 5% опрошенных предприятий целенаправленно занимаются благотворительной деятельностью. Остальные предприятия не имеют постоянных объектов благотворительности. Бухгалтерский учет благотворительной деятельности ведет 0% предприятий. Только 5,3% взаимоотношений с получателем пожертвований оформляются юридически. Письменный отчет о расходовании пожертвования требуют лишь в 13% случаев. Только 40% компаний из числа опрошенных в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске имеют собственную программу благотворительной поддержки, 60% поддерживают разовые акции.
В 50% компаний существуют устоявшиеся принципы формирования благотворительного бюджета, однако отчисления от рекламного бюджета используют лишь 7% компаний, 34% не контролируют использование средств получателями помощи
НКО же, напротив, в своей деятельности отдают приоритет социальной эффективности, нацелены на достижение конкретного результата, в большинстве случаев имеют стратегию действий, ведут учет расходов и являются экспертами в социальной сфере. С точки зрения лидеров НКО, наиболее значимой для деятельности некоммерческих организаций в 19,6% случаев является результативность, в 18,7% - актуальность и востребованность, в 16,9% эффективность.
При явных преимуществах НКО в решении социальных проблем и некомпетентности в этих вопросах представителей компаний, в нескольких исследованиях отмечается недоверие бизнесменов к НКО и нежелание воспользоваться их консультационной помощью. Более 60% компаний указали, что они не нуждаются в содействии по ведению благотворительных программ, 70% категорически отвергают консультативную и юридическую помощь в этих вопросах, 46% руководителей компаний высказали недоверие к НКО, при этом 70% опрошенных не имели опыта партнерства с некоммерческими организациями.
Предприятия Екатеринбурга, активно занимающиеся благотворительностью, в целом, не нуждаются в поддержке со стороны некоммерческих организаций. Опыт работы с НКО имеет только 10% предприятий. 24% затруднились сформулировать необходимую им информацию об НКО. Консалтинг в области благотворительной деятельности нужен лишь 7% опрошенных, а 58% утверждают, что не испытывают в нем необходимости. Правда, почти половина опрошенных все же не отвергает внешние источники информации по благотворительности (2).
Бросается в глаза несоответствие между желаниями и реальными действиями в вопросе информирования общества о благотворительных проектах компании. Несколько исследований фиксируют приоритет укрепления имиджа компании в оценке эффекта благотворительной деятельности. Улучшение имиджа (на этот показатель указало 58,8% опрошенных) занимает первое место в рейтинге ожидаемого эффекта от благотворительной деятельности. В то же время по данным того же исследования несмотря на интерес к имиджевым показателям 90,4% опрошенных при установлении деловых контактов не интересуются, занимается ли партнер благотворительной деятельностью, а 82,4% никогда не предоставляют сведения о своей благотворительности в СМИ.
В
опросе «Социальная роль бизнеса
в общественном развитии: корпоративная
благотворительность и
63%
генеральных директоров и 76% руководителей
PR-служб считают, что