Коррекция
агрессивного поведения подростков
должна носить комплексный, системный
характер и учитывать основные характерологические
особенности агрессивных подростков.
И в первую очередь, такие, как: отсутствие
контроля над своими эмоциями; ограниченный
набор поведенческих реакций в проблемных
для них ситуациях; отсутствие эмпатии
и высокий уровень личностной тревожности.
Для того чтобы результат работы с агрессивным
подростком был стойким, необходима проработка
каждой характерологической особенности
данного подростка. В связи с этим коррекцию
агрессивного поведения подростков необходимо
строить в следующих направлениях:
- снижение
уровня личностной тревожности;
- обучение
подростка приемлемым способам выражения
своего гнева;
- обучение
ребенка техникам контроля над негативными
эмоциональными состояниями, а также развитие
навыков саморегуляции;
- формирование
конструктивных поведенческих реакций
в проблемных для подростка ситуациях;
- развитие
эмпатии и адекватного уровня самооценки.
В
целях эффективности проводимой
коррекции необходима также работа
с родителями агрессивного подростка,
поскольку психологический фон
взаимоотношений в семье носит,
в основном, негативный характер и
во многом
провоцирует подростка
на агрессивное поведение. Родители
агрессивных подростков нуждаются
в положительном опыте общения
со своими детьми, им не хватает навыков
конструктивного, бесконфликтного
взаимодействия с детьми и друг с
другом.
Кроме
стиля семейного воспитания и
влияния учителей, существует масса
побочных, ситуативных факторов, которые
могут стимулировать или провоцировать
возникновение агрессии в подростке.
И очень важно взрослым внимательно
относиться к своим проявлениям,
своевременно реагировать на первые
«симптомы» агрессивного поведения
подростков. Не стоит доводить ситуацию
до того, чтобы обращаться к специалистам.
Ведь именно во взаимном контакте с
подростком, полном взаимопонимании
и доверии состоит искусство
воспитания. А в этом случае любая
проблема разрешима.
Список
литературы:
1) Бандура
А. Подростковая агрессия. Изучение влияния
воспитания и
семейных отношений. М., 1999.
- Берковиц
Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.
СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
- Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1998.
-336с.
- Дроздов А.
Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте
социальной ситуаций// Социс . - 2003. - №4.
- с.95-98
- Ениколопов
С.Н. Дети и психология агрессии// Школа
здоровья. — 1995. -№3.-с.31-40
- Журавлев
Д. Подростковая агрессивность - психологическая
закономерность или социальный феномен?//
Народное образование. - 2003. - №2.
- Зимелева
3. А. Агрессивное поведение подростков
и личность родителей// Психологическая
наука и образование. - 2001. - №4. - с.22-26
- Змановская
Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющего
поведения): Учеб. пособие для студ. Высш.
Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2003. - 288с.
- Кэмпбэлл
Р. Как справиться с гневом ребенка. М.:
Генезис, 1998.
- Лоренц К.
Агрессия (так называемое зло). - М.,1994
- Майерс Д.
Социальная психология/ Перевод с англ.
- СПб.: Питер, 1997.
- Можгинский
Ю.Б. Агрессия у подростков: эмоциональный
и кризисный механизм. СПб., 1999.
- Немов Р.
С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед.
Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.З: Психодиагностика.
Введение в научное психологическое исследование
с элементами математической статистики.
- 640с.
- Ольшанская
Е. Агрессия под контролем// Семья и школа.
- 1999. - №7-8. -с.14-16
- Осницкий
А. К. Психологический анализ агрессивных
проявлений учащихся// Вопросы психологии.
- 1994. - №3. - 61-64
- Прикладная
социальная психология/ Под ред. А. Н. Сухова
и А. А.
Деркача. М., 1998
- Психология
семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб, пособие для студ,
высш. учеб. заведений/ Е. И.
Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова
и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский
центр «Академия», 2002. - 192с.
- Реан А. Агрессия
и агрессивность личности. СПб, 1996
- Румянцева
Т.Г. Понятие агрессивности в современной
зарубежной психологии// Вопросы психологии.
- 1991. - №1. - с.82-86
- Семенюк
Л. М. Психологические особенности агрессивного
поведения подростков и условия его коррекции:
Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный
институт: Флинт, 1998. -96с.
- Смирнова
Т. П. Психологическая коррекция агрессивного
поведения детей. Серия «Психологический
практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
-160с.
- Смирнова
Е. О., Хузеева Г. Р. Психологические особенности
и варианты детской агрессивности// Вопросы
психологии. - 2002. - №1. - с. 17-25
- Фидгор Г.
Детская агрессивность// Начальная школа.
- 1998. - №11-12. -с. 32-38
- Фонель К.
Как научить детей сотрудничать? 4.1-3. М:
Генезис, 1998
- Фурманов
И. А. Детская агрессивность: психодиагностика
и коррекция. Минск, 1996
- Холличер
В. Человек и агрессия. - М., 1973. - с. 129
- Чернышова
Ю. В. Технология каузального подхода в
работе с агрессивными детьми: Метод, рекоменд./
Ряз. обл. ин-т развития образования. -Рязань,
2001.-48с.
- Шипунова
Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной
реальности// Социс. - 2002. - №5. - с. 67-76