Агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект, и предмет исследования обусловили необходимость
постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач, которые заключаются в следующем:
Изучить и проанализировать состояние проблемы;
Определить роль социального педагога в коррекции агрессивного поведения
подростков.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-эмпирические основы исследования агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды и структура «агрессии». Причины агрессивного поведения подростков.
Характеристика агрессивного поведения подростков.
Глава II. Анализ практики коррекции агрессивного поведения подростков социальным педагогом и пути ее совершенствования.
2.1. Коррекция агрессивного поведения подростков в работе социального педагога.
2.2. Пути совершенствования работы социального педагога с агрессивными подростками.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Социальная психология Агрессивное поведение подростков.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

     Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, то подростки резко отличаются друг от друга верой в свои способности  влиять на последствия собственных  действий. На одном полюсе находится  группа подростков, которые считают  себя способными без особого труда  повлиять на исход событий в самых  разнообразных ситуациях. На другом полюсе находятся подростки, считающие, что они бессильны повлиять на ход закрученных вокруг них событий.

На первый взгляд может показаться, что такие убеждения  никак не связаны с «царством» агрессии, хотя есть, по крайней мере, одна система доказательств, согласно которой они тоже вносят свой вклад  в проявления агрессии. Вполне возможно, что первая группа подростков рассматривают  агрессию просто как еще один способ воздействия на ход своей жизни, например, как на средство достижения желаемых целей, смягчения отвратительного  поведения со стороны других и, возможно даже, как на довольно радикальный  способ манипуляции. То есть, они могут рассматривать агрессию как одну из форм инструментального поведения, которой они могут воспользоваться для осуществления контроля за своим образом жизни.

   Вторые  же, напротив, из-за своего в основном, фаталистского взгляда на жизнь могут считать, что от агрессии мало толку. Поэтому они вряд ли будут прибегать к ней, за исключением ситуаций, в которых провокация по отношению к ним постоянна и невыносима.

     Чувство стыда и агрессия: от самонеприятия к враждебности и гневу.

     Представьте себе, что вы обещали другу оказать  небольшую любезность. По прошествии времени вы понимаете, что не в состоянии это сделать, потому что «любезность» требует от вас слишком многих усилий. Как бы вы себя почувствовали?

  Большинство подростков в такой ситуации испытало бы определенное чувство вины, сожаление или угрызения совести за то, что не смогли сдержать слова. Другие, однако, способны испытывать даже более сильное чувство, обозначаемое словом стыд. Они стали бы резко критиковать себя и говорить, к примеру: «Почему я так глуп?» или же «Почему я такой ленивый?» И чувство вины, и чувство стыда — негативные чувства, правда, чувство стыда несколько глубже, поскольку подразумевает отрицательную оценку своего собственного «Я», а не является просто отражением каких-то специфических действий.

  Существует  ли какая-нибудь взаимосвязь между  тенденциями испытывать стыд и отвечать агрессией? Да, существует. Оказывается, что подростки, испытывая чувство  стыда, зачастую также ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих  себя, что своим поведением заставили  себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем переадресовываются тем, по чьей вине возник стыд; в конце  концов, именно они выражают недовольство, заставляя человека чувствовать  себя глубоко униженным. Поскольку  стыд — это сильная эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею, зачастую бывают глубокими, неадекватными  событию, вызвавшему их. Подростки, испытывающие чувство стыда, прекрасно это  понимают, что еще больше усиливает  их гнев и упреки в адрес тех  людей, по вине которых они вынуждены  испытывать неприятные чувства. Приведенные  соображения наводят на мысль, что  подростки, склонные испытывать чувство  стыда, могут быть также склонными  к агрессии.

  Другими словами, чем чаще подростки испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию. Интересно, что между склонностью  чувствовать вину и гневом или  агрессией положительной корреляции не наблюдалось, поскольку и вина и

стыд приводят в действие механизм «негативные  реакции — "плохое" 
поведение», можно предположить, что связь между стыдом и агрессией может 
напрямую зависеть от степени неодобрения своего собственного «Я». Другими 
словами, именно тенденция стыдливых подростков «бить» по своему 
собственному «Я» лежит в основе их высокой склонности к агрессии. Каковы бы, 
однако, ни были настоящие источники взаимосвязи между стыдом и агрессией, 
ясно, что тенденция испытывать стыд потенциально опасна не только для 
подростков, переживающих подобные эмоции, но и для окружающих. 

     Таким образом, мы считаем, что личностные факторы действительно играют важную роль во многих моделях поведения, в  число которых входит и агрессия.

     Для многих термин личность ассоциируется, кроме всего прочего, с понятиями  неизменность, отсутствие альтернативы и неизбежность. Другими словами, многие подростки считают, часто  безоговорочно, что личностные черты, раз сформировавшись, не изменяются, да и, возможно, не могут изменяться. На самом же деле подобные предположения  совершенно неверны. Вопреки общепринятому  представлению, подростки все-таки меняются на протяжении жизни, и такие  перемены включают изменения в личностных характеристиках, хотя они могут  оставаться стабильными в течение  длительного времени. Но в нашем  контексте стабильный отнюдь не означает неизменный. Рассмотренные в этой главе характеристики, на наш взгляд, могут меняться по мере приобретения нового опыта или после прохождения тренинга, специально разработанного для их изменения. Этот факт имеет важное значение для предупреждения и контроля подростковой агрессии.

     Американский  психолог М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных детей:

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  • В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
  • Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  • В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  • Слабо развит контроль над своими эмоциями.
  • Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  • Имеют   неврологические   недостатки:   неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

     Можно выделить еще три важнейшие характерологические  особенности агрессивных детей:

  1. имеют высокий уровень личной тревожности;
  2. имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
  3. чувствуют себя отверженными.
 
 
 
 
 

Глава II. Анализ практики коррекции  агрессивного поведения  подростков социальным педагогом и пути ее совершенствования.

      2.1.Коррекция агрессивного поведения подростков в работе социального педагога.

     Социальная  работа осуществляется социальным педагогом  и психологом в рамках работы социально-психологической  службы.

     Социальный  педагог грамотно строит свою работу. Он правильно организует социально-педагогическую работу с отдельными учениками, их родителями, различными группами школьников, учителями.

    Он помогает:

    А) учителю:

  • разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;
  • организовать социально-педагогическую работу с классом;
  • спланировать   и   оказать   помощь   в   разработке   методики реализации взаимоотношений с отдельными родителями;
  • в разрешении конфликтов: учитель - ученик, учитель - ученик- его родители, учитель - класс и другое;

    Б) ученику  советами:

  • в работе по самосовершенствованию;
  • в преодолении конфликтных ситуаций в классе, с учителями, с родителями;

    В) родителям  консультацией, советами, методической помощью.

  Одним из направлений его работы является коррекция агрессивного поведения  школьников. В целях проведения успешной коррекционной работы социальный педагог  выделяет следующие принципы, на которых  строится его взаимодействие с ребенком в ходе совместной работы:

    1. уважительное отношение к личности ребенка;
    2. положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
    3. безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
    4. сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

     При коррекции агрессии социальный педагог, прежде всего, тщательно анализируется, какую функцию агрессия выполняет  в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.

     Тактика воздействий строится в зависимости  от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную  тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально-приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия.

С точки зрения социального педагога представляется целесообразным строить коррекционную  работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

     Первый  уровень - переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Именно поэтому на первом этапе работа социального педагога с агрессивными детьми строится на обучении их формам саморегуляции.

     Второй  уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением, поэтому на втором этапе работы акцентируется внимание на личностные установки ребенка. К наиболее стандартным приемам относят планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм поддержки в кризисных ситуациях.

На завершающем  этапе ведущей задачей перед  социальным педагогом становится формирование осознанной необходимости изменения  стиля поведения.

     8 своей работе социальный педагог осуществляет интегративныи подход к коррекционнои работе и использует модель пошагового изменения поведения:

     1-й шаг. Осознание: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения.

  1. й  шаг. «Переоценка собственной личности»: оценка того, что ребенок чувствует и думает о своем поведении и себе самом.
  2. й шаг. «Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение.
  3. й шаг. «Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения.
  4. й шаг. «Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивности.

      6- й шаг. «Укрепление»: поиск, выбор и принятие решения действовать, 
формирование уверенности в способности изменить поведение.

    7 - й шаг.  «Поиск альтернативы»:  обсуждение  возможных замен

      агрессивному  поведению.

8 - й шаг. «Контроль за стимулами»: избегание или противостояние стимулам, провоцирующим агрессивное поведение.

  1. - й шаг. «Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменением поведения.
  2. - й шаг. «Социализация» расширение возможностей в социальной жизни в связи с отходом от агрессивного поведения.

В своей работе социальный педагог использует правила  экстренного вмешательства, которые  позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и  устанавливать партнерские отношения. А также старается обучить  ими родителей и педагогов.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию. В тех случаях, когда агрессия подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии:

    • простое игнорирование реакций подростков;
    • о выражение понимания чувств подростка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
    • переключение внимания или предложение какого-либо задания;
    • позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для ряда людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция  в ряде случаев не требует вмешательства  со стороны. Подростки нередко используют агрессию просто для привлечения  к ним внимания. Если подросток  проявил гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно  просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование  является мощным способом гашения нежелательного поведения.

     Правило 2. Акцентировать  внимание на поступках (поведении), а не на личность подростка. Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Подростки, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных». Самое опасное, если эту характеристику усваивают сверстники. Окружающие начинают ожидать от подростка агрессивного поведение, тем самым провоцируя его.

Информация о работе Агрессивное поведение подростков