Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель, объект, и предмет исследования обусловили необходимость
постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач, которые заключаются в следующем:
Изучить и проанализировать состояние проблемы;
Определить роль социального педагога в коррекции агрессивного поведения
подростков.
Введение
Глава I. Теоретико-эмпирические основы исследования агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды и структура «агрессии». Причины агрессивного поведения подростков.
Характеристика агрессивного поведения подростков.
Глава II. Анализ практики коррекции агрессивного поведения подростков социальным педагогом и пути ее совершенствования.
2.1. Коррекция агрессивного поведения подростков в работе социального педагога.
2.2. Пути совершенствования работы социального педагога с агрессивными подростками.
Заключение.
Список литературы.
Самое главное - дать описание поведения без оценки. После того как подросток успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение более подробно, объяснить, почему его поступки неприемлемы, избегая субъективных, оценочных слов, которые вызвали бы раздражение и протест и в конечном итоге увели бы от решения проблемы.
Анализируя
поступок, важно ограничиться обсуждением
только актуального поведения
Оценивая поведение подростка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что.
Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Кроме того, важно понять характер переживаемых чувств, их силу и длительность переживаний.
Родителям и педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными подростками.
Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с подростковой агрессией, - снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя: повышение голоса, крик, негодование, агрессивные позы и жесты, использование физической силы, втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему, настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, угрозы или наказания, придирки и т. п.
Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.
Правило 5. Обсуждать проступок. Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся. В то же время обсуждения необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или семье. При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности подростка, а к тем правилам, которые он нарушил.
Правило 6. Сохранять положительную репутацию. Подростку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное - публичное осуждение и негативная оценка. Подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель - сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за подростком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
Настаивая на полном подчинении, т.е. на том, чтобы подросток не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и вашим способом, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Если позволить им подчиняться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения. В ситуациях повседневного общения с подростками необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребенка, тем более неагрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.
Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы: выдерживание паузы; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора и т.п.
Наибольшая польза от этих приемов в том, что подростки довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.
Для
эффективности своей
Основная задача работы социального педагога с родителями:
Социальный педагог помогает родителям выработать определенные навыки и умения для эффективного общения со своим агрессивным ребенком:
А также социальный педагог дает рекомендации по установлению единых правил и требований, предъявляемых к ребенку в семье. Поскольку именно в семье происходит первичная социализация ребенка, уяснение им правил взаимодействия с другими людьми: что можно, а что нельзя; установление социальных норм поведения как в семье, так и вне ее.
Правила и требования являются своеобразной опорой воспитательного процесса, и в семьях, где правила четко не очерчены, не согласованы между родителями, воспитание ребенка имеет весьма проблемный характер.
Кроме
стиля семейного воспитания и
влияния учителей, существует масса
побочных, ситуативных факторов, которые
могут стимулировать или
Таким
образом, для того чтобы результат
работы с агрессивным ребенком был
устойчивым, необходимо, чтобы коррекция
носила не эпизодический, а системный,
комплексный характер, предусматривающий
проработку каждой характерологической
особенности данного ребенка. В
противном случае эффект от коррекционной
работы будет нестойким.
2.2.Пути совершенствования работы социального педагога с агрессивными детьми.
Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто подростки поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, они с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
На наш взгляд работа социального педагога совместно с психологом должна проводиться в трех направлениях:
Работа с гневом
Что
такое гнев? Это чувство сильного
негодования, которое сопровождается
потерей контроля над собой. К
сожалению, в нашей культуре принято
считать, что проявление гнева —
недостойная реакция. Уже в детском
возрасте нам внушают эту мысль
взрослые — родители, бабушки, дедушки,
педагоги. Однако психологи не рекомендуют
каждый раз сдерживать эту эмоцию,
поскольку, таким образом, мы можем
стать своеобразной «копилкой гнева».
Кроме того, загнав гнев внутрь, человек,
скорее всего, рано или поздно все
же почувствует необходимость
Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить подростков выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить подростку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает подросток свой гнев.
Возможно,
не удовлетворенный сложившейся
ситуацией ребенок или
подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит большее количество участников.
Еще
один способ помочь легально выразить
вербальную агрессию — поиграть с
ними в определенные игры, в результате
которых они получат
В
арсенале каждого социального педагога
и психолога, безусловно, есть множество
способов работы с вербальными проявлениями
гнева. Однако далеко не всегда подростки
ограничиваются вербальной (словесной)
реакцией на события. Очень часто
импульсивные подростки сначала
пускают в ход кулаки, а уж потом
придумывают обидные слова. В
таких случаях нам также
Для стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами и социальными педагогами в работе с подростками являются методы и способы:
Все эти предметы могут