Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа
Цель, объект, и предмет исследования обусловили необходимость
постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач, которые заключаются в следующем:
Изучить и проанализировать состояние проблемы;
Определить роль социального педагога в коррекции агрессивного поведения
подростков.
Введение
Глава I. Теоретико-эмпирические основы исследования агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды и структура «агрессии». Причины агрессивного поведения подростков.
Характеристика агрессивного поведения подростков.
Глава II. Анализ практики коррекции агрессивного поведения подростков социальным педагогом и пути ее совершенствования.
2.1. Коррекция агрессивного поведения подростков в работе социального педагога.
2.2. Пути совершенствования работы социального педагога с агрессивными подростками.
Заключение.
Список литературы.
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1.
По степени личностной
- ситуативные
агрессивные реакции (в форме
краткосрочной реакции на
- агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);
- устойчивое агрессивное поведение.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);
- активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).
3. По эффективности:
- конструктивное
агрессивное поведение (
- деструктивное
агрессивное поведение (
4. По выраженности
психопатологической
В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);
- Аффективный ( негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);
- Когнитивный ( неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);
- Мотивационный ( сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).
Агрессия принимает разнообразные формы. По формальным характеристикам выделяют следующие формы агрессивных действий:
враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку — с иными целями);
Агрессия может быть направлена: на окружающих людей вне семьи; только на близких людей; на животных; на себя; на внешние физические объекты; на символические и фантазийные объекты.
Поиск причин растущей агрессии в подростковой среде ведутся в разных направлениях. По мнению одних исследователей, готовность подростков прибегать к агрессии, скорее всего связана с возрастными особенностями развития. Они рассматривают их поведение как следствие «гормонального взрыва», повышающего агрессию в подростковом возрасте. Действительно, согласно современным исследованиям эндокринные особенности полового созревания определяют специфику эмоциональных реакций и ролевого поведения. В фазе полового созревания уровень тестостерона в крови коррелирует с агрессивным поведением. Так, у юношей установлено прямое воздействие уровня тестостерона в крови на готовность агрессивно воспринимать провокации и косвенное, более слабое влияние на характер агрессивного поведения. Если уровень тестостерона в крови высок, наблюдаются нетерпимость, раздражительность, стремление к агреесивно-деструктивным действиям.
Однако (и это существенно) андрогены только включают фазу половой активности, но после созревания все сексуальные потребности и действия определяются другими факторами (воспитанием, личным опытом и т.д.), поэтому не стоит переоценивать гормональные изменения и списывать на них все «грехи».
Вывод напрашивается сам собой: существуют социальные механизмы, позволяющие контролировать степень агрессивности подростков. И именно этой точки зрения придерживаются другие исследователи, отдающие предпочтение социальным факторам развития агрессивности, акцентирующие внимание на внешних (социальных) причинах агрессии. Такой взгляд на причины агрессии наиболее продуктивен. Ну не решать же все подобные проблемы медикаментозными средствами, пытаясь обуздать «гормональный взрыв».
Для того чтобы раскрыть социогенный характер подростковой агрессии, можно привести следующий пример - негативного влияния средств массовой информации. Кровь, грязь, жестокие убийства, разборки, драки - все это в изобилии выплескивается на телезрителя ежедневно, Причем телевидение часто приукрашивает и эстетизирует насилие, создавая привлекательные образы суперменов, способных решить любой вопрос.
Согласно теории социального научения, переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия (происходящие как на экране, так и в реальной жизни), ведут к возбуждению агрессии. Зритель, особенно подросток, склонен совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности, ожидание или сам просмотр сцен насилия может увеличивать степень агрессивности. Немаловажно и то, что у зрителей развивается привыкание ко всякого рода агрессивным проявлениям на экране, что в свою очередь способствует увеличению «стрессового допинга». Кстати, зрители с высоким уровнем агрессивности больше интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные, просматривая такие фильмы, не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.
Также настораживает
и тот факт, что, согласно статистике,
подростки, которые в семье чаще
подвергаются наказаниям, не только больше
смотрят телевизионные
Часто агрессия,
особенно в подростковом возрасте,
может возникать как ответная
реакция на неприемлемое поведение
окружающих, то есть как акт возмездия
за что-либо. Так, например, подросток,
часто подвергавшийся наказаниям, усваивает,
что человек сам должен наказывать,
если другие совершают неблаговидные
поступки. Ответное причинение страданий
своему обидчику (явно, косвенное или
в фантазиях) и наблюдение его
страданий ослабляют у
А также причинами агрессивности могут быть:
Итак,
агрессия укоренилась как социогенная
стратегия психологической защиты в самых
разных аспектах и ситуациях взаимодействия.
Агрессивность, появляясь на свет вместе
с рождением ребенка, - это естественная
реакция на преграды, мешающие удовлетворению
жизненно важных потребностей, реализации
«принципа удовольствия». В дальнейшем
развитие агрессивности зависит от отношения
к ней родителей и ближайших родственников
подростка, а позднее - успешности и скорости
процессов полоролевой идентификации
и социализации.
1.2.Характеристика агрессивного поведения подростков.
Обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни подростки имеют склонность к совершению актов агрессии, а другие – нет? Простые наблюдения приводят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых тех, которые из-за необычно высоких или низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными или же, напротив, не склонными к агрессивным действиям. Таким образом, черты характера, похоже, играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные подростки агрессорами или жертвами. Какие же характеристики являются ключевыми? Какие черты и склонности дают нам возможность говорить о предрасположенности личности подростка к совершению или не совершению агрессивных поступков? Эта информация важна по нескольким причинам.
В
эмпирическом исследовании зачастую трудно
установить наличие взаимосвязи
между личностными чертами
Тревога и агрессия: страх социального неодобрения
Часто считается,
что страх – особенно страх
наказания – может
Если, как это утверждается в эмпирическом исследовании Бандуры, страх или тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить, что подростки, склонные к подобным реакциям – наиболее остро чувствующие опасность, - зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря , подростки с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлении против других.
Когда подростки считают, что непонятные действия других вызваны дурными намерениями, они, скорее всего, отплатят им тем же, в отличие от ситуаций, когда они прекрасно понимают, что эти действия вызваны совершенно иными мотивами. Подобные случаи вызывают интерес к следующей личностной характеристике, которая может играть важную роль в агрессии, — тенденции приписывать враждебные намерения другим, даже если таких намерений нет и в помине. Эта тенденция известна как предвзятая атрибуция враждебности.
Простое наблюдение показывает, что некоторые подростки «заводятся с полоборота» — они с необычайной злостью и агрессией отвечают даже на самые слабые провокации. А можно ли измерить индивидуальные различия для этого случая? Несколько исследований, проведенных Капрарой и его коллегами, показали, что от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность проявления агрессии. Капрара разработал опросник для оценки двух личностных характеристик, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и варьирующих от индивида к индивиду. Одна, из этих черт — раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию), другая — эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации).
Результаты
наводят на мысль, что раздражительность,
в отличие от эмоциональной
Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессии.
Вряд
ли можно сомневаться в том, что
основная масса подростков мечтает
быть хозяевами собственной судьбы.
Большинство из них желают контролировать
и события, с ними происходящие, и
их последствия. В основном именно из-за
этого желания подростки