Агрессивное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект, и предмет исследования обусловили необходимость
постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач, которые заключаются в следующем:
Изучить и проанализировать состояние проблемы;
Определить роль социального педагога в коррекции агрессивного поведения
подростков.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретико-эмпирические основы исследования агрессивного поведения подростков.
Понятие, виды и структура «агрессии». Причины агрессивного поведения подростков.
Характеристика агрессивного поведения подростков.
Глава II. Анализ практики коррекции агрессивного поведения подростков социальным педагогом и пути ее совершенствования.
2.1. Коррекция агрессивного поведения подростков в работе социального педагога.
2.2. Пути совершенствования работы социального педагога с агрессивными подростками.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Социальная психология Агрессивное поведение подростков.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

     Агрессивное поведение конкретной личности может  дифференцироваться:

     1. По степени личностной вовлеченности:

- ситуативные  агрессивные реакции (в форме  краткосрочной реакции на конкретную  ситуацию);

- агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);

- устойчивое  агрессивное поведение.

2. По степени  активности:

- пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

- активное  агрессивное   поведение  (в  форме  разрушительных  или насильственных действий).

3. По эффективности:

- конструктивное  агрессивное поведение (способствующее  адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);

- деструктивное  агрессивное поведение (наносящее  ощутимый ущерб самой личности  или окружающим ее людям).

4. По выраженности  психопатологической составляющей:

  • - нормальное агрессивное поведение;
  • - агрессивное поведение в рамках патологических реакций;
  • - агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);
  • - агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);
  • - агрессивное   поведение   в   рамках   психических   заболеваний и психопатологических синдромов.

         В структуре агрессивного поведения  выделяют несколько взаимосвязанных  уровней:

         - поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

         - Аффективный ( негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

         - Когнитивный ( неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

         - Мотивационный ( сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

         Агрессия  принимает разнообразные формы. По формальным характеристикам выделяют следующие формы агрессивных  действий:

  • негативные - позитивные (деструктивные - конструктивные);
  • явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия - скрытая агрессия);
    • вербальные   -   физические   (словесное   нападение   - физическое нападение);
    • прямые  -  косвенные   (непосредственно  нападение  на  объект -смещенные на другие объекты);

      враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку — с  иными целями);

    • эго - синтонные (принимаемые личностью) - эго - дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

     Агрессия  может быть направлена: на окружающих людей вне семьи; только на близких  людей; на животных; на себя; на внешние  физические объекты; на символические  и фантазийные объекты.

     Поиск причин растущей агрессии в подростковой среде ведутся в разных направлениях. По мнению одних исследователей, готовность подростков прибегать к агрессии, скорее всего связана с возрастными особенностями развития. Они рассматривают их поведение как следствие «гормонального взрыва», повышающего агрессию в подростковом возрасте. Действительно, согласно современным исследованиям эндокринные особенности полового созревания определяют специфику эмоциональных реакций и ролевого поведения. В фазе полового созревания уровень тестостерона в крови коррелирует с агрессивным поведением. Так, у юношей установлено прямое воздействие уровня тестостерона в крови на готовность агрессивно воспринимать провокации и косвенное, более слабое влияние на характер агрессивного поведения. Если уровень тестостерона в крови высок, наблюдаются нетерпимость, раздражительность, стремление к агреесивно-деструктивным действиям.

      Однако (и это существенно) андрогены  только включают фазу половой активности, но после созревания все сексуальные  потребности и действия определяются другими факторами (воспитанием, личным опытом и т.д.), поэтому не стоит переоценивать гормональные изменения и списывать на них все «грехи».

Вывод напрашивается  сам собой: существуют социальные механизмы, позволяющие контролировать степень  агрессивности подростков. И именно этой точки зрения придерживаются другие исследователи, отдающие предпочтение социальным факторам развития агрессивности, акцентирующие внимание на внешних (социальных) причинах агрессии. Такой  взгляд на причины агрессии наиболее продуктивен. Ну не решать же все подобные проблемы медикаментозными средствами, пытаясь обуздать «гормональный  взрыв».

Для того чтобы  раскрыть социогенный характер подростковой агрессии, можно привести следующий пример - негативного влияния средств массовой информации. Кровь, грязь, жестокие убийства, разборки, драки - все это в изобилии выплескивается на телезрителя ежедневно, Причем телевидение часто приукрашивает и эстетизирует насилие, создавая привлекательные образы суперменов, способных решить любой вопрос.

     Согласно  теории социального научения, переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия (происходящие как на экране, так и в реальной жизни), ведут к возбуждению агрессии. Зритель, особенно подросток, склонен совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности, ожидание или сам просмотр сцен насилия может увеличивать степень агрессивности. Немаловажно и то, что у зрителей развивается привыкание ко всякого рода агрессивным проявлениям на экране, что в свою очередь способствует увеличению «стрессового допинга». Кстати, зрители с высоким уровнем агрессивности больше интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные, просматривая такие фильмы, не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

Также настораживает  и тот факт, что, согласно статистике, подростки, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, не только больше смотрят телевизионные передачи, но и выбирают именно те, в которых  присутствует насилие, а их любимые  телегерои - люди, проявляющие враждебность и агрессию. Причем у подростков создается иллюзия, что если телегерои на экране сумели насилием решить вопрос, то у них получится тоже. Не трудно догадаться, что произойдет, если некоторые подростки позаимствуют с экранов такое представление о жизни...

Часто агрессия, особенно в подростковом возрасте, может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение  окружающих, то есть как акт возмездия  за что-либо. Так, например, подросток, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие совершают неблаговидные  поступки. Ответное причинение страданий  своему обидчику (явно, косвенное или  в фантазиях) и наблюдение его  страданий ослабляют у подростка  реакцию гнева и удовлетворяют  его потребность в агрессии

    А также причинами  агрессивности могут быть:

  • стремление привлечь внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
  • ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое достоинство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает нужных деталей конструктора,  мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получается, ты плакса и нытик»);
  • защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
  • стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).

     Итак, агрессия укоренилась как социогенная стратегия психологической защиты в самых разных аспектах и ситуациях взаимодействия. Агрессивность, появляясь на свет вместе с рождением ребенка, - это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников подростка, а позднее - успешности и скорости процессов полоролевой идентификации и социализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Характеристика  агрессивного поведения  подростков.

     Обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни подростки имеют склонность к совершению актов агрессии, а другие – нет? Простые наблюдения приводят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых тех, которые из-за необычно высоких или низких «точек кипения», резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными или же, напротив, не склонными к агрессивным действиям. Таким образом, черты характера, похоже, играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные подростки агрессорами или жертвами. Какие же характеристики являются ключевыми? Какие черты и склонности дают нам возможность говорить о предрасположенности личности подростка к совершению или не совершению агрессивных поступков? Эта информация важна по нескольким причинам.

    1. Во-первых, знание того, какие черты характера ассоциируются с высоким или низким уровнем агрессии.
    2. Во-вторых, информация о чертах подросткового характера, обусловливающих склонность к агрессии, может иметь большое практическое значение для прогнозирования тенденций к прямой агрессии и выработки мер по предотвращению или контролю агрессии.

     В эмпирическом исследовании зачастую трудно установить наличие взаимосвязи  между личностными чертами подростка  и агрессией. Однако, несмотря на все  эти проблемы, было выявлено определенное число характеристик, имеющих отношение к агрессии.

  Тревога и агрессия: страх  социального неодобрения

  Часто считается, что страх – особенно страх  наказания – может способствовать подавлению у подростка агрессии. Например, в своей знаменитой монографии Доллард и его коллеги заявили: «Сила подавления любого акта агрессии напрямую зависит от степени наказания, ожидаемого в случае совершения подобного акта». Двадцать лет спустя Берковитц заметил, что «Склонность к агрессии у подростка напрямую связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением за агрессию».

  Если, как  это утверждается в эмпирическом  исследовании Бандуры, страх или  тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить, что подростки, склонные к подобным реакциям – наиболее остро чувствующие опасность, - зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря , подростки с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлении против других.

  Когда подростки  считают, что непонятные действия других вызваны дурными намерениями, они, скорее всего, отплатят им тем же, в  отличие от ситуаций, когда они  прекрасно понимают, что эти действия вызваны совершенно иными мотивами. Подобные случаи вызывают интерес к следующей личностной характеристике, которая может играть важную роль в агрессии, — тенденции приписывать враждебные намерения другим, даже если таких намерений нет и в помине. Эта тенденция известна как предвзятая атрибуция враждебности.

     Простое наблюдение показывает, что некоторые подростки «заводятся с полоборота» — они с необычайной злостью и агрессией отвечают даже на самые слабые провокации. А можно ли измерить индивидуальные различия для этого случая? Несколько исследований, проведенных Капрарой и его коллегами, показали, что от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность проявления агрессии. Капрара разработал опросник для оценки двух личностных характеристик, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме и варьирующих от индивида к индивиду. Одна, из этих черт — раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию), другая — эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации).

     Результаты  наводят на мысль, что раздражительность, в отличие от эмоциональной чувствительности, может быть более тесно связана  с агрессией, в особенности, если ей предшествовала провокация. Учитывая, что чувство некомпетентности или  дистресс могут быть связаны с депрессией, подобные результаты не вызывают удивления. Многие подростки в состоянии депрессии склонны обвинять самих себя и относить отрицательные результаты на свой счет. Вполне возможно, что в результате они зачастую будут менее склонны отвечать агрессивно на провокации других.

     Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессии.

   Вряд  ли можно сомневаться в том, что  основная масса подростков мечтает  быть хозяевами собственной судьбы. Большинство из них желают контролировать и события, с ними происходящие, и  их последствия. В основном именно из-за этого желания подростки склонны  считать неприятными и не оправдавшими надежд те ситуации, в которых они  не могут повлиять на исход. Более  того, неоднократное воспроизведение  подобных ситуаций может оказывать  долговременное, пагубное воздействие  на лиц, в них участвующих. Если создать  условия, при которых подростки  не будут ощущать взаимосвязь  между своим поведением и его  результатами, они могут почувствовать  себя бессильными и будут страдать от снижения мотивации и уменьшения количества действий, в дополнение к этому, они могут впасть в  депрессию, со всеми вытекающими  отрицательными последствиями.

Информация о работе Агрессивное поведение подростков