Типовые тестовые задания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:41, методичка

Описание работы

Работа содержит методические рекомендации по "Риторике"

Работа содержит 1 файл

ГИА Егораева.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

(10)Ее считали святой еще при жизни. (11)В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (12)Ею восхищались, ее превозносили, перед ней преклонялись, ее боготворили. (13)Что же такого совершила эта прекрасная женщина?

(14)Более полувека назад мать Тереза с несколькими помощницами организовала Орден милосердия и поначалу пыталась в одиночку противостоять человеческим бедам: помогать нищим, умирающим, неизлечимо больным. (15)Сестры Ордена милосердия обычно дают обет служения беднейшим из бедных, живут так же, как и их подопечные: нет у них ни холодильников, ни стиральных машин, они более чем неприхотливы в еде, ездят только на общественном транспорте. (16)Жизнь этих добровольцев трудна и однообразна, решаемые задачи сложны и порой опасны. (17)Работать — значит для них чистить, мыть, стирать, бинтовать, проявлять чудеса терпения и любви. (18)Враг, с которым сражались сестры, надевал разные личины. (19)В Индии он назывался нищета и проказа. (20)В Америке — СПИД. (21)В Южной Африке — расовая ненависть.

(22)По словам матери Терезы, мир  описывается всего в двух терминах: «любовь» и «нелюбовь». (23)И есть «простая» задача — хотя бы держать границу между двумя этими областями. (24)Как? (25)Творить малое, но с большой любовью.

(26)Тронутые этой любовью и  трудом матери Терезы, благотворители со всего мира жертвовали немалые средства, и они уж точно были уверены, что их деньги пойдут страждущим и неимущим. (27)Ей дарили драгоценности, машины, а она продавала их и на вырученные деньги строила госпитали. (28)Ей говорили: «Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне». (29)Она не принимала подобную критику и считала, что поступает в полном соответствии с собственной совестью к назначением на Земле. (30)Мать Тереза и ее помощницы каждое утро начинали словами такой молитвы: (31) «Господь, дай мне силы утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым, любить, а не быть любимым... (32)Ибо, когда отдаем, получаем мы... (33)Матери Терезе открывались двери и хижин, и дворцов, она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. (34)Она знала, что сказать, чтобы зажечь в сердцах слушателей сострадание и желание помочь страждущим.

(35)В 1997 году матери Терезе  была присуждена Нобелевская  премия, и эти средства тоже  были потрачены во имя нежеланных, нелюбимых и необласканных. (36)Сегодня то, что начиналось как Орден из двенадцати человек, насчитывает триста тысяч сотрудников, которые трудятся в восьмидесяти странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения смертельных болезней, приютами...

(37)Мать Тереза умерла, а дело  ее живет.

(По В.Лебедевой)

 

А1. Какая мысль является основной в первом абзаце текста?

1) Люди неблагодарны и не помнят добра, сделанного им.

2) Люди завидуют успехам ближних  и не верят в искренность  добрых намерений.

3) Людей нужно любить вопреки всему, творить для них добро и стремиться жить честно.

4) Людей нужно прощать, но  стремиться необходимо только  к собственному успеху.

 

А2. Как вы понимаете финальные  слова каждодневной молитвы матери Терезы и ее помощниц:

«Господь, дай мне силы утешать, а не быть утешаемым, понимать, а не быть понятым, любить, а не быть любимым... Ибо, когда отдаем, получаем мы...?

1) Мать Тереза и ее помощницы  за уход и заботу получали  определенную плату.

2) Мать Тереза и ее помощницы  взамен слов любви и утешения также ждали эти слова.

3) Мать Тереза и ее помощницы испытывали истинное счастье от бескорыстного служения обездоленным и больным людям.

4) Мать Тереза и ее помощницы  радовались возникавшему взаимопониманию.

 

АЗ. Как характеризует мать Терезу информация, заключенная в предложениях 33—34?

1) Мать Тереза бывала на приемах  у государственных деятелей и  часто выступала с речами.

2) Мать Тереза обладала удивительной  способностью общаться со всеми  людьми, независимо от их положения,  умела разбудить в каждом самые лучшие чувства — сострадание и стремление помочь страждущим.

3) Мать Тереза заранее продумывала  свои выступления. 

4) Мать Тереза была частой  гостьей в хижинах больных и нищих, и ей там были рады.

 

А4. Лексическое значение какого слова  из данного текста дано неверно?

1) Орден (предложение 14) — особый  знак отличия за выдающиеся  заслуги.

2) Милосердие (предложение 11) —  сострадательная любовь, сердечное  участие в жизни немощных и нуждающихся.

3) Подвижник (предложение 9) —  самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу, преследующему высокие цели.

4) Благотворитель (предложение 26) —  человек, оказывающий материальную  помощь нуждающимся.

 

А5. Ниже даны предложения из прочитанного текста. В каком из них есть антонимы?

1) Ей дарили драгоценности, машины — она продавала их и на вырученные деньги строила госпитали.

2) Тронутые этой любовью и  трудом матери Терезы, благотворители  со всего мира жертвовали немалые средства, и они уж точно были уверены, что их деньги пойдут страждущим и неимущим.

3) Она не принимала подобную критику и считала, что поступает в полном соответствии с собственной совестью и назначением на Земле.

4) Мать Тереза умерла, а дело  ее живет.

 

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос:

«Почему автор текста заключает в кавычки слово «простая» в предложении 23?»

1) Эти кавычки — авторский  знак.

2) Кавычками выделено непривычное,  малоупотребительное слово.

3) Кавычками выделена цитата.

4) Кавычки подчеркивают совершенно противоположный смысл этого слова.

 

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Ею восхищались, ее превозносили, перед ней преклонялись, ее боготворили».

1) фразеологизм

2) градация

3) развернутая метафора

4) развернутое сравнение

 

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1. Замените слово СТРАЖДУЩИМ из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 3—6 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

 

В3. Из предложений 12—14 выпишите слово, правописание приставки ПРЕ- в котором зависит от лексического значения слова.

 

В4. Из предложений 14—16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий -ЕМ-, -ИМ- пишется та же гласная, что и в окончаниях глаголов 3-го лица».

 

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.

То добро, (1) что ты сделал сегодня, (2) люди часто забудут завтра. Все равно делай доброй. Эти слова принадлежат матери Терезе, (3) женщине, (4) чья подвижническая жизнь была настолько насыщенна, (5) что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления.

 

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятьте между частями сложносочиненного предложения.

Тронутые этой любовью  и трудом матери Терезы, (1) благотворители со всего мира жертвовали немалые средства, (2) и они уж точно бы ли уверены, (3) что их деньги пойдут страждущим и неимущим. Ей дарили драгоценности, (4) машины, (5) а она продавала их и на вырученные деньги строила госпитали.

 

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Матери Терезе открывались  двери и хижин, (1) и дворцов, (2) она говорила с королями и ни щи- ми, (3) держала речь перед полными  залами. Она знала, (4) что сказать, (5) чтобы зажечь в сердцах слушателей сострадание и желание помочь страждущим.

 

В8. Укажите способ связи в словосочетании ПРЕКРАСНАЯ ЖЕНЩИНА (предложение 13).

 

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

 

В10. Среди предложений 16—21 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

В11. Среди предложений 26—28 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

 

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 16.

 

В13. Среди предложений 33—35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В14. Среди предложений 9—12 найдите  сложноподчиненное предложение  с последовательным подчинением  придаточных. Напишите номер этого  предложения.

 

Часть З

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:

С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1. Кавычки в значении знака  препинания стало употребляться только в конце 18 века. Ученые считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавычка», то есть «крючок, помеха».

Напишите сочинение-рассуждение «Нужны ли кавычки как знак препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст В. Лебедевой.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения.

 Приводя примеры, указывайте  номера нужных предложений или  применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, что побудило людей из разных стран считать  мать Терезу святой еще при жизни?

Приведите в сочинении два аргумента  из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 10

Часть 1

Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение.

 

Человек должен быть интеллигентен! А  если у него профессия не требует  интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились  обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо  и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что  такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все  это и быть неинтеллигентным, и  можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать  с интеллигентностью... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется  в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). <...>

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. <...>

Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

(Д.Лихачев)

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задания А1—А7; В1—В14.

  

(1)Прекрасно помню историю из  своего детства, когда мы с Васькой поехали за грибами. (2)Доехав до места, мы пошли ходко по знакомым местам, поеживаясь и засунув руки в карманы. (3)В корзинах у нас лежали свежеиспеченный хлеб с луком, варенные вкрутую яйца, огурцы с собственного огорода, а у меня — книга. (4)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особенно я любил фантастику. (5)Эта книга, как сейчас помню, тоже была фантастическая. (6)В общем, там какие-то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, где начиналась неведомая часть планеты, потому что Луна повернута к нам одной стороной. (7)Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище...

Информация о работе Типовые тестовые задания