Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:41, методичка
Работа содержит методические рекомендации по "Риторике"
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, в чем, по-вашему, состоит главная заслуга мальчика?
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 7
Часть 1
Прослушайте текст, напишите его сжатое изложение.
«Записки охотника» - одна из поучительных книг, а Тургенев — один из великих писателей наших, умевших спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собою.
Тургенев писал свои «Записки» еще при крепостном праве. Я учился в гимназии, когда оно было уже отменено, но жизнь была еще полна его пережитками, и люди того времени были для нас живыми его свидетелями.
С Тургеневым мы познакомились благодаря молодому учителю словесности. Однажды, закончив объяснение урока, он вынул книгу и начал читать простой, лишенный всякой интриги рассказ. То, что рассказывалось в нем, в свое время было так же обыкновенно и так же ни в ком не вызывало удивления, как то, что цыплята роют навоз, а лошади машут хвостами.
Рассказчик гостит у помещика, и после обеда они сидят на балконе. Вечерний воздух затих. Лишь изредка ветер набегал струями и в последний раз, замирая около дома, донес до слуха звук мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни. Мардарий Аполлоныч (так звали помещика) только что поднес к губам налитое блюдечко... Но остановился, прислушался, кивнул головой и произнес с добрейшей улыбкой, что это наказывают шалунишку Васю-буфетчика. Вася-буфетчик — солидный человек с большими бакенбардами...
Человек с меньшим чутьем правды, чем Тургенев, непременно изобразил бы помещика чудовищем. И это была бы ложь. Чудовищность рабства была в том, что такие дела творятся заурядными людьми над другими, тоже заурядными людьми, И дальше Тургенев рассказывает, как он, уезжая, встретил наказанного буфетчика. - За что тебя наказали? - спрашивает у него автор. — А поделом, батюшка. Поделом. У нас барин хороший. Такого в целой губернии не сыщешь.
Таким образом, тут нет даже жалобщика, который бы роптал на злодейство помещика. Обе стороны как будто довольны.
Нужна была великая сила таланта, чтобы так ясно почувствовать самому и так осязательно показать другим ужас привычного порядка вещей, его драматические последствия.
Это сделал, конечно, не один Тургенев. Это была работа всей русской пореформенной литературы, но одним из первых сделал это с такой силой и убедительностью истинного художника Иван Сергеевич Тургенев.
(По В. Короленко)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В14.
(1)Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед компьютером, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями. (2)В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удается достичь в реальной жизни.
(3)В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4)В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров — игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5)Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.
(6)Однако есть немало здоровых, успешных, состоявшихся людей, ежедневно уделяющих онлайн-развлечениям довольно много времени. (7)С чем это может быть связано? (8)Привлекательность этих игр, помимо их замечательных технических характеристик, возможно, обусловили многие факторы. (9)Во-первых, эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами агрессии. (10)Во-вторых, они близки человеческой природе: идея о том, чтобы прожить другую, более яркую и насыщенную жизнь, всегда завораживала людей. (11)Кроме того, таким образом может восполняться недостаток так называемого макростресса — напряжения, возникающего под влиянием внешних обстоятельств, которое заставляет человека мобилизовать свои силы и дарит ему ощущение полноты жизни.
(12)Опасный момент возникает, когда человек чересчур увлекается этими играми. (13)Грань между компьютерным и настоящим мирами становится весьма зыбкой, и он перестает осознавать, что чем больше времени тратит на игры, тем меньше реализует себя в действительности. (14)И тогда не исключено формирование зависимости, а она игрока не отпустит. (15)Одним словом, компьютерные игры — это палка о двух концах.
(16)И если кто-то из ваших близких слишком, на ваш взгляд, увлекся онлайн-развлечениями, то можно напомнить ему, что отношение к подобному фанатизму общество выразило весьма хлесткой фразой: «От компьютерной любви дети не родятся». (17)Да, в киберпространстве обычный человек может стать супергероем, приобрести великолепный дворец, выиграть чемпионат мира, стать гениальным ученым или миллиардером, но эти достижения эфемерны.
(По Ж. Идрисовой)
А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Какую проблему рассматривает автор данного текста?»
1) проблему формирования
2) проблему формирования игровой зависимости
З) проблему формирования личности
4) проблему формирования разносторонних интересов
А2. Почему рассказчик утверждает, что «компьютерные игры — это палка о двух концах»?
1) Компьютерные игры позволяют прожить более интересную, насыщенную жизнь, достичь небывалых высот.
2) Они помогают формировать
3) Увлечение компьютерными
4) Эти игры отвечаю духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами агрессии.
АЗ. В каком из высказываний, приведенных ниже, содержится авторская позиция по основной проблеме текста?
1) Виртуальная зависимость
2) Компьютерные игры имеют
3) Между компьютерным и
4) Ролевые компьютерные игры позволяют человеку испытать различные эмоции.
А4. Какое из перечисленных значений слова ИЛЛЮЗИЯ (предложение 1) верно?
1) небывалая радость
2) большое удовольствие
3) искаженное ощущение
4) напряженное состояние
А5. Какое слово не является НЕОЛОГИЗМОМ?
1) киберпространство
2) виртуальный
3) онлайн-развлечения
4) иллюзия
А6; В каком предложении есть прямое истолкование
использованного слова?
1)4
2)10
3)11
4)15
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Одним словом, компьютерные игры — это палка о двух концах».
1) метафора
2) ряд однородных членов
Э) гипербола
4) фразеологизм
Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово ЭФЕМЕРНЫ из предложения 17 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 7—9 выпишите слово е чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 1—3 выпишите слово, правописание приставки ПРЕ- в котором зависит от его лексического значения.
В4. Из предложений 12—13 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Во-первых, (1) эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, (2) зажигательные, (3) с элементами агрессии. Во-вторых, (4) они близки человеческой природе: идея о том, (5) чтобы прожить другую, (6) более яркую и насыщенную жизнь, (7) всегда завораживала людей.
В6. Укажите номер предложения, в
котором запятая стоит между
частями сложносочиненного
Опасный момент возникает, (1) когда человек чересчур увлекается этими играми. Грань между компьютерным и настоящими мирами становится весьма зыбкой, (2) и он перестает осознавать, (3) что чем больше времени тратит на игры, (4) тем меньше реализует себя в действительности. И тогда не исключено формирование зависимости, (5) а она игрока не отпустит.
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Ролевые компьютерные игры, (1) которых сейчас предостаточно, (2) интересны человеку тем, (3) что дают ему, (4) сидящему перед компьютером, (5) иллюзию активных действий, (6) наполненных различными эмоциями. В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, (7) не прилагая усилий, (8) добиться того, (9) чего, (10) возможно, (11) не удается достичь в реальной жизни.
В8. Укажите, сколько словосочетаний со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении 12.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
В10. Среди предложений 2—5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В11. Среди предложений 1-4 найдите предложение с двумя обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 17.
В13. Среди предложений 5—9 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 2—5 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Часть З
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе
ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.
Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Поэт А. Кушнер писал:
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
Напишите сочинение «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?» Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст Ж. Идрисовой.
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, доказывающие вашу точку зрения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, почему, на ваш взгляд, так заманчив виртуальный мир?
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 8
Часть 1
Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение.
Существует неумолимая зависимость
между упадком природы и
Дмитрий Иванович Менделеев причислял защитников леса к защитникам Родины и требовал от правительства освобождения их от срочной службы.
Для полноценной жизни человеку необходимо ежесуточно употреблять три с половиной кило грамма питания и воды и пятнадцать килограммов воздуха. И если без воды и пищи человек может прожить один месяц, пять дней, то без кислорода он не сможет протянуть и трехсот шестидесяти секунд.
Люди словно запамятовали, что возглавляемая лесом растительность ежегодно поставляет атмосфере четыреста миллиардов тонн кислорода.