Типовые тестовые задания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:41, методичка

Описание работы

Работа содержит методические рекомендации по "Риторике"

Работа содержит 1 файл

ГИА Егораева.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Егораева  Г.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Типовые

тестовые  задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.: Экзамен, 2009

 

 

 

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение.

 

До ранней весны 1925 года я никогда не встречался с Есениным, не видал его лица. Не видал даже его портретов. Почему-то представлялся он мне рослым, широкоплечим, широконосым, скуластым, басистым. И слыхал о нем, о его личности очень немного, почти не имел общих знакомых. Но стихи его любил давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них в каком-то журнале. И потом во время моих гастролей по Европе и Америке всегда возил с собой сборник его стихов. Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой — в американском чемодане — горсточку русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от них родной землей.

«Приведем к вам сегодня Есенина», — объявили мне как-то знакомые. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня. Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу с тобой целоваться. Что же ты все время лезешь целоваться», — бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка.

Меня поразила его молодость. Когда  он молча и, мне показалось, застенчиво подал мне руку, он показался мне почти мальчиком, юношей лет двадцати. Когда он заговорил, сразу показался старше, в звуке голоса послышалась неожиданная мужественность. Глаза и рот сразу взволновали меня своей огромной выразительностью. Пытливое, вдумчивое, честное выражение появилось на его лице.

(по В. Качалову)

 

 

Часть 2

Прочтите текст  и выполните задания А1—А7; В1—В14.

 

Фотографии

(1)Мы жили далеко от дома, я  и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

(3)— Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.

(5)— Болеет... — повторяла девочка.

(6)— А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.

(8)— Бьет...

(9)— Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.

(11)—А здесь?

(12)— Здесь мы с тобой. (13)Вот  это Людочка. (14)А это я.

(15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...»

(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

(21)— Вот папа наш, он на  фронте, и тетя, и маленькая Людочка...

(22)— А мама?

(23)— Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась... (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас  тетя. (28)У нас очень хорошая  тетя.

(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

(35)— Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.

(39)— А где же папа?

(40)— Папа? (41)Сейчас посмотрим.

(42)— Затерялся, да?

(43)— Ага. (44)Затерялся.

(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

(46)— Насовсем затерялся?

(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг  нам сказали, что детей возвращают  в Москву, к родителям. (49)Нас обошли  с тетрадкой и спросили, к кому  мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:

(51)— Мальчик, здесь на некоторое  время остается часть наших  воспитанников. (52) Мы оставляем и  тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению...

(55)Мне зачитали ответ.

(56)В детдоме хлопали двери,  сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.

(60)— Вот Людочка. (61)А вот я.

(62)— А еще?

(63)— Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь  нас очень много, правда?

(По А. Приставкину)

 

 

А1. Какое из высказываний, приведенных  ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?

1) Он живет в детдоме, вдали  от родных, но помнит о них.

2) Он стал сиротой, ему некуда  вернуться из детдома, но он  не переживает.

3) Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4) Он смог в одиночку пережить  горе утраты близких и сделал  все, чтобы сестренка не утратила  связь с окружающими людьми  и веру в них.

 

А2. Почему рассказчик выбросил фотографию тети?

1) Ему не хотелось жить у  нее после смерти матери и гибели отца.

2) Он не любил свою тетю  и не хотел хранить ее фотографию.

3) Он не смог простить ей предательства по отношению к нему и его маленькой сестренке.

4) Мальчик перестал верить в  людей.

 

А3. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос: «Почему рассказ назван «Фотографии»?

1) Дети постоянно рассматривают фотографии.

2) На фотографиях изображены  родственники детей.

З) Фотографии — это возможность  детей почувствовать, что они  не одиноки.

4) Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

 

А4. Укажите, в каком значении употребляется  в тексте словосочетание «маленький листок» (предложение 30):

1) письмо

2) конверт 

З) газета

4) похоронка

 

А5. Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (51)— Мальчик, здесь на некоторое  время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой.

2) (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и  никуда не собирались.

3) (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь.

4) (19)Но рядом была моя  сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

 

А6. Выберите номера вариантов предложений, которые передают душевную драму мальчика, переживавшего страшную трагедию утраты родителей.

1) 15, 16, 17

2) 31, 32, 33

3) 40, 42,43

4) 53, 54, 55

 

А7. Укажите, какое средство речевой  выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: «В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок».

1) инверсия

2) градация

3) метафора

4) эпитет

 

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1. Замените слово КОЧЕНЕЛО из предложения 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2. Из предложений 46—51 выпишите слово  с чередующейся безударной гласной  в корне.

 

В3. Из предложений 16-20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении присоединения, близости к чему-либо.

 

В4. Из предложений 45—51 выпишите слово, в котором правописание НП в суффиксе определяется правилом: НН пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов, если есть зависимое слово.

 

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы  все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном уточняющем члене предложения.

 

И вдруг нам сказали, (1) что детей возвращают в Москву, (2) к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, (3) к кому мы собираемся ехать, (4) кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, (5) глядя в бумаги, (б) правленные карандашом:

— Мальчик, (7) здесь на некоторое  время остается часть наших воспитанников.

 

В6. В приведенных ниже вариантах ответа укажите номер варианта сложносочиненного предложения.

1) 1

2) 20

3) 31

4) 36

 

В7. В приведенных ниже вариантах ответа укажите номер варианта сложноподчиненного предложения.

1) 2

2) 34

3) 51

4) 54

 

В8. Выпишите из предложений 18-19 словосочетание со связью согласование.

 

В9. Напишите номер варианта правильно указанной грамматической основы предложения 18.

1) мне захотелось бежать

2) захотелось

3) бежать из детдома

4) захотелось бежать

 

В10. Среди предложений 29—34 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

В11. Среди предложений 45—51 найдите предложение с обособленными обстоятельством и определением. Напишите номер этого предложения.

 

В12. Укажите номер варианта ответа, в котором правильно указано  количество грамматических основ в  предложёнии 2.

1) 2

2) 3

3) 4

4) 1

 

В13. Среди перечисленных предложений найдите сложное бессоюзное предложение. Укажите номер варианта этого предложения.

1) 30

2) 36

3) 56

4) 67

 

В14. Среди предложений 47—53 найдите  сложноподчиненное предложение  с однородным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

Используя прочитанный  текст части 2, выполните на отдельном  подписанном листе 

ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или 02.2.

Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1. Вы знаете, что суффикс —  это морфема, находящаяся после  корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.

Но у суффиксов есть еще одна роль: с их помощью говорящий может  выразить отношение к предмету, качеству, признаку. Докажите это утверждение.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?».

Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте текст А. Приставкина.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие функции суффиксов с эмоционально-экспрессивной  окраской.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Начните сочинение либо указанным  утверждением, либо собственным высказыванием.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым  почерком.

 

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете роль диалогов в этом рассказе.

Приведите в сочинении два аргумента  из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение.

 

— Ни с места! Стрелять буду! — закричал, вскинув ружье и прицелившись в капитан-исправника, широкоплечий, могучего сложения юноша.

Дюжина вооруженных дубинами понятых во главе с капитан-исправником замерла на месте. Еще мгновение — и все это «войско» разбежалось. Отступил и его «предводитель».

Неслыханным по своей дерзости был этот поступок юноши...

Информация о работе Типовые тестовые задания