Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:41, методичка
Работа содержит методические рекомендации по "Риторике"
Шел 1834 год. В России господствовало
крепостное право. Редко кто решался
в те жестокие времена оказывать
сопротивление — да еще вооруженное
— представителям власти. Однако на
это отважился
В это утро Тургенев, студент Петербургского университета, приехал на рождественские каникулы в родовое имение своей матери, богатой помещицы Варвары Петровны, Спасское-Лутовиново. Но радость встречи была омрачена известием о том, что мать продала соседней помещице, которую за жестокость крестьяне прозвали Медведицей, крепостную девку Лушку.
Однажды Луша вступилась за дворового, избитого по приказу Варвары Петровны. В наказание ей обрезали косу и отправили на скотный двор пасти гусей. Но и это не смирило девушку она по-прежнему как могла защищала притесняемых. Тогда Варвара Петровна решила продать смутьянку. К счастью, когда Иван Сергеевич Тургенев приехал в имение, Луша еще была в Спасском. Он тотчас заявил матери, что не позволит расправиться с Лушей, и спрятал ее в крестьянской семье.
Тем временем Медведица, не получив в срок купленной «девки», написала губернским властям жалобу, в конце которой уведомила их о том, что «молодой помещик и его девка... бунтуют крестьян». На место «бунта» выехал исправник. О том, что произошло после того, как исправник попытался с помощью понятых забрать Лушу силой, мы уже знаем.
(Г. Винникова)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1 —А7; В 1—В 14.
(1)Я встретил его после дождя. (2)Он шел прихрамывая, и на коленке него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка. (4)Тряпка волочилась по мокрому асфальту, и невозможно было догадаться, для чего она предназначена.
(5)— Что это у тебя за тряпка? — спросил я, шагая рядом с мальчиком.
(б)— Это не тряпка, — отозвался низкий голос. (7)— Это парашют.
(8)— Парашют?
(9)Теперь я разглядел, что серая тряпка была маленьким куполом, а веревка оказалась стропами, скрученными жгутом.
(10)— Ты его с крыши
(11)— Нет, из окна.
(12)— А груз какой был?
(13)— Груз? — он с недоумением посмотрел на меня. (14)— Я сам… прыгал.
(15)— Парашют-то мал для тебя.
(16)— А где я возьму большой? — теперь он смотрел на меня насмешливо, как на несмышленыша. (17)— За простыню всыплют по первое число. (18)Мне и за наволочку всыпали...
(19)Я обратил внимание, что парашют и в самом деле был сделан из наволочки. (20)Мальчик поймал мой критический взгляд.
(21)— Можно и с маленьким прыгать… если небо, — сказал он в защиту своего парашюта.
(22)— Если небо? — переспросил я.
(23)— Я ведь прыгал с первого
этажа, там неба нет, —
(24)— А на пятом этаже есть небо?
(25)— Я не прыгал с пятого этажа… пока.
(26)Я покосился на коленку
с алой сургучной печатью и
ощутил жутковатый холодок,
(27)— А ты никогда не прыгал с парашютом? — спросил он меня, как равного.
(28)— Нет, — как равный, ответил я и почувствовал что-то вроде стыда перед маленьким спутником.
(29)Некоторое время мы шли молча. (30)Я ощущал превосходство маленького парашютиста и старался понять, откуда оно берется. (31)Может быть, сила этого малыша в том, что он свободен от множества страхов, которые с годами приходят к взрослым людям?
(32)Из-за редких, выдохшихся туч выглянуло солнце.
(33)— Что думаешь делать? — я кивнул на парашют.
(34)— Еще прыгну... (35)Только он не действует без неба.
(36)— А где начинается небо?
(37)Он ничего не ответил,
(40)Он наклонился и поднял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (41)Этот жест означал, что не все потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может еще пригодиться.
(42)— Пока, — сказал он и быстро зашагал обратно.
(43)У него был такой
(44)— Постой! — крикнул я.
(45)Он нехотя остановился.
(46)— Ты куда?
(47)Он уловил в моем голосе тревогу, но продолжал держать себя независимо:
(48)— Некогда мне, меня
(49)— А прыгать не будешь... с крыши?
(50)— Парашют мокрый.
(51)Он почувствовал, что я боюсь.
(52)Ему не пришло в голову, что
я боюсь за него. (53)Он решил,
что я просто боюсь. (54)Сам по
себе. (55)Зрачки насмешливо
(56)Я неожиданно почувствовал, где начинается небо. (57)Не на гребне крыши и не в синих струях, по которым плывут облака. (58)Оно берет начало совсем близко от земли — на первом этаже или на уровне плеча. (59)Начинается в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звезд, смотря куда его поднимет сердце.
(60)— Игорек ждет. (61)Я пойду, ладно?
(62)Он нетерпеливо почесывал коленку.
(6З)Я кивнул головой. (64)Он быстро
зашагал по асфальту. (65)Я молча
пошел следом за ним, чтобы
лучше запомнить, где
(По Ю. Яковлеву)
А1. Какое из высказываний, приведенных ниже, противоречит содержанию текста?
1) Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полету. (Ю. Гагарин)
2) Рожденный ползать — летать не может. (М. Горький)
З) Бесстрашное сердце глубже бездонного неба. (В. Чкалов)
4) Кто за себя не боится, за того боязно. (В. Брусков)
А2. Почему рассказчик ощутил превосходство маленького парашютиста?
1) Рассказчик никогда не прыгал с парашютом.
2) У мальчика нет чувства страха, свойственного взрослым людям.
З) Рассказчик в детстве не мечтал о небе.
4) Мальчик настойчив в своем стремлении стать парашютистом.
А3. Какая дополнительная информация скрыта в предложении 64: «Я молча пошел следом за ним, чтобы лучше запомнить, где начинается небо»?
1) Рассказчик захотел посмотреть, как мальчик будет прыгать с парашютом.
2) Рассказчик захотел продолжить беседу с мальчиком.
3) Рассказчик побоялся отпустить
мальчика одного, зная о его
стремлении прыгать с
4) Рассказчик очарован
А4. Укажите, какой синоним имел в виду мальчик, употребляя слово «небо» (предложение 22, 34):
1) воздух
2) высота
3) атмосфера
4) полет
А5. В каком предложении есть фразеологизм, помогающий понять отношение родителей мальчика
к его увлечению?
1 )2
2) 17
3) 19
4) 45
А6. Выберите правильное продолжение ответа на вопрос: «Почему мальчик посмотрел на рассказчика как на несмышлёныша (предложение 16)?»
1) Мальчика раздражала беседа со случайным спутником.
2) Рассказчик задавал много
З) Рассказчик критически отнесся к желанию мальчика стать парашютистом.
4) На взгляд мальчика, собеседник не понимал очевидных вещей.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча».
1) метафора
2) эпитет
3) гипербола
4) сравнительный оборот
Ответы на задания В1—В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Укажите стиль речи, к которому относятся слова «всыплют» (предложение 17), «сиганёт» (предложение 43).
В2. Из предложений 40—42 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 2—3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении неполноты действия».
В4. Из предложений 40—43 выпишите слово, в котором правописание суффикса -НН- определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н-, пишется -НН-»
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном определении.
Он шел прихрамывая, (1) и на коленке у него была ссадина, (2) запекшаяся, (3) как сургучная печать. В руке он держал веревку, (4) к которой была привязана серая тряпка.
В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Я ощущал превосходство маленького парашютиста и старался понять, (1) откуда оно берется. Может быть, (2) сила этого малыша в том, (3) что он свободен от множества страхов, (4) которые с годами приходят к взрослым людям?
В8. Замените словосочетание ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА (предложение 2), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
В9.Выпишите грамматическую основу предложения 18.
В10. Среди предложений 29—31 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого
предложения.
В11. Среди предложений 4—9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 65.
В13. Среди предложений 37—41 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого
предложения.
В14. Среди предложений 39—43 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Часть З
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе
ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.
Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Ознакомьтесь с мнением ученых-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.
Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие.
Докажите это утверждение. Напишите сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»
Обдумывая ответ на вопрос, внимательно перечитайте рассказ Ю. Яковлева.
Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие данную функцию многоточия.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете смысл последних предложений этого фрагмента текста:
«Я неожиданно почувствовал, где начинается небо. Не на гребне крыши и не в синих струях, по которым плывут облака. Оно берет начало совсем близко от земли — на первом этаже или на уровне плеча. Начинается в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звезд, смотря куда его поднимет сердце».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.