Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"
О паузе К. С. Станиславский говорил: „Пауза – важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей”.
Тема 7. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия оратора и аудитории.
План.
Литература.
1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 190-193.
2. Введенская Л. А.,
Павлова Л. Г. Деловая
3. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С.180-190.
4. Риторика или ораторское искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 214-234, 239-245.
5. Чибісова Н. Г., Тарасова О. І. Риторика: Навч. посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – С.72-81.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия «контакт с аудиторией».
2. По каким признакам
можно определить наличие
3. Основные факторы,
влияющие на установление
4. Признаки однородности аудитории.
5. Что привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей?
6. Из каких навыков
складывается умение оратора
устанавливать контакт с
1. Мастерство ораторского выступления складывается из многих слагаемых. Бесспорен приоритет содержательности, но большое значение имеет технология преподнесения материала.
Самое высшее проявление
мастерства публичного выступления, важнейшее
условие эффективности
Контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.
В основе контакта лежит
1) интеллектуальное сопереживание – совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории, т.е. и оратор, и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом – контакта нет. В народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».
2) эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются слушателям, вызывают у них ответную реакцию.
Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.
Психологи подчеркивают, что необходимым условием контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение оратора к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.
Слово «общение» восходит к слову «общий». Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное – общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тонкие оттенки мыслей и чувств человека.
Внешне контакт проявляется : | |
В поведении аудитории. 1. «Рабочая» тишина
в зале – положительная Эта тишина регулируется самим оратором. 2. «Вежливая» тишина
– слушатели сидят, не нарушая
порядка, но не слушают, не
работают вместе с оратором, а
думают о своем, мысленно Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией. |
В поведении оратора. 1. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения – значит он нашел нужный подход к аудитории.
2. О неумении установить контакт свидетельствует то, что оратор говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. |
Контакт - величина переменная. Он может быть полным и неполным; устойчивым и неустойчивым; изменяться в процессе выступления. Следует стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала и до конца речи. Для этого необходимо учитывать ряд факторов.
Факторы, влияющие на установление контакта оратора со слушателями:
1) актуальность обсуждаемого вопроса;
2) новизна в освещении данной проблемы;
3) интересное содержание выступления;
4) личность оратора,
его репутация, сложившееся
2. При учете особенностей аудитории прежде всего важно знать однородна или неоднородна аудитория.
Признаки однородности аудитории: пол, возраст, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п.
Чем однороднее аудитория, тем легче выступать. При неоднородности аудитории необходимы дополнительные усилия оратора, чтобы управлять своими слушателями.
Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей.
В какой аудитории
легче выступать –
Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи.
Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор хорошо должен знать вопрос речи, т.к. вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.
Для аудитории характерно чувство общности, проявляющееся в эмоциональном настрое. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Это происходит под действием различных психологических механизмов:
- одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих;
- другие осознанно
воспроизводят образцы
- на третьих оказывает влияние мнение и поведение большинства.
В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта.
Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.
На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей.
Слушатели предъявляют оратору следующие требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Важно, чтобы они почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели его спокойствие, услышали твердость и решительность в голосе.
Но оратор – такой же человек, как и все. Он может быть нездоров, у него могут быть неприятности. Но аудитории до этого дела нет. Значит он должен уметь скрыть свое настроение. А. С. Макаренко учил педагогов –воспитателей:
«Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет. Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными.»
Рекомендации А.С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.
Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители. И в первую очередь в ораторе их зрительное внимание привлекает:
1) внешний вид оратора.
Поэтому одежда должна
2) поведение оратора
во время речи. Лишние, механические
движения выступающего
3) поза лектора. Иные ораторы ложатся на трибуну, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте.
4) направление взгляда.
Слушателям далеко не
3. Навыки, необходимые для установления контакта с аудиторией
1. Навык самообладания перед аудиторией. |
Способность оторваться от текста, замечать то, что происходит в зале, преодолеть волнение до или во время выступления. |
2. Навык распределения внимания. |
Одновременный контроль за ходом изложения своих мыслей, правильным произношением, реакцией слушателей, своим поведением, регламентом и т. д. |
3. Навык оценки психического состояния аудитории (по каким признакам вы судите об отношении к вашей речи). |
Знание признаков, их учет: заинтересованные лица, поза внимания, одобрительные реплики, рабочий шум и т.д. |
4. Навык изучения аудитории
(по каким признакам вы |
Знание признаков оценки аудитории: пол, возраст, образование, жизненный опыт, профессиональные интересы, количество слушателей, мотив действия, характер формальных и неформальных отношений. |
5. Навык свободного изложения материала. |
Выступление с опорой на текст, без текста, импровизация, дополнение к заранее подготовленному тексту во время выступления, корректировка выступления с учетом речей предыдущих ораторов. |
Вывод: установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.
Ораторская практика настолько разнообразна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические умения и навыки.
Тема 8. Культура ведения спора
План.
1. Характеристика основных понятий.
2. Классификация споров.
3. Основные требования культуры спора.
4. Основные формально-логические законы (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания).
Литература
1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 164-166.
2. Введенская Л. А.,
Павлова Л. Г. Деловая
3. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С. 118-130.
4. Риторика или ораторское искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 260-284.
5. Чибісова Н. Г., Тарасова О. І. Риторика: Навч. посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – С. 82-98.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение
понятий «полемическое
2. Какие классификации споров вы знаете?
3. Что такое «ирония Сократа»? Охарактеризуйте сократовский метод ведения диалога.
4. Назовите основные
формально-логические законы. Как
проявляется действие этих
5. Охарактеризуйте
1. Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции оппонентов, разрабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина».
Спор - это публичное обсуждение проблем, которые интересуют участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже и детальнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение разных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.