Курс лекций по "Риторики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"

Работа содержит 1 файл

Риторика конспект лекций рус.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

О паузе К. С. Станиславский  говорил: „Пауза – важнейший элемент  нашей речи и один из главных ее козырей”.

 

 

Тема 7. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия оратора и аудитории.

 

План.

  1. Контакт с аудиторией.
  2. Учет особенностей аудитории.
  3. Навыки, необходимые для установления контакта.

 

Литература.

1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 190-193.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2001. – С. 317-325.

3. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С.180-190.

4. Риторика или ораторское  искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель  И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 214-234, 239-245.

5. Чибісова Н. Г., Тарасова  О. І. Риторика: Навч. посібник. –  К.: Центр навчальної літератури, 2003. – С.72-81.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Дайте определение понятия «контакт с аудиторией».

2. По каким признакам  можно определить наличие контакта  с аудиторией?

3. Основные факторы,  влияющие на установление контакта  между оратором и аудиторией.

4. Признаки однородности  аудитории.

5. Что привлекает в  ораторе зрительное внимание  слушателей?

6. Из каких навыков  складывается умение оратора  устанавливать контакт с аудиторией?

 

1. Мастерство ораторского выступления складывается из многих слагаемых. Бесспорен приоритет содержательности, но большое значение имеет технология преподнесения материала.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее  условие эффективности ораторской речи – контакт со слушателями.

Контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

В основе контакта лежит

1) интеллектуальное сопереживание – совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории, т.е. и оратор, и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом – контакта нет. В народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

2) эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт  между оратором и аудиторией возникает  в том случае, когда обе стороны  заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные  переживания.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение оратора к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Слово «общение» восходит к слову «общий». Это не случайно. При общении должна быть общая  необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное – общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать самые тонкие оттенки мыслей и чувств человека.

 

 

Внешне контакт проявляется

:

 

В поведении  аудитории.

1. «Рабочая» тишина  в зале – положительная реакция  на слова выступающего, внешнее  выражение внимания у слушателей ( их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные  кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты).

Эта тишина регулируется самим оратором.

2. «Вежливая» тишина  – слушатели сидят, не нарушая  порядка, но не слушают, не  работают вместе с оратором, а  думают о своем, мысленно занимаются  своими делами.

Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

 

В поведении  оратора.

1. Если оратор говорит  уверенно, ведет себя естественно,  часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения  – значит он нашел нужный  подход к аудитории.

 

2. О неумении установить  контакт свидетельствует то, что оратор говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.


 

Контакт - величина переменная. Он может быть полным и неполным; устойчивым и неустойчивым; изменяться в процессе выступления. Следует  стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала и до конца речи. Для этого необходимо учитывать ряд факторов.

Факторы, влияющие на установление контакта оратора со слушателями:

1) актуальность обсуждаемого  вопроса;

2) новизна в освещении данной проблемы;

3) интересное содержание  выступления;

4) личность оратора,  его репутация, сложившееся общественное  мнение о нем. Если оратор  известен как человек эрудированный,  принципиальный, у которого слово  с делом нерасходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Единство слова и дела – это нравственно-этический критерий деятельности оратора, важнейшее условие взаимопонимания.

 

2. При учете особенностей аудитории прежде всего важно знать однородна или неоднородна аудитория.

Признаки  однородности аудитории: пол, возраст, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п.

Чем однороднее аудитория, тем легче выступать. При неоднородности аудитории необходимы дополнительные усилия оратора, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак  аудитории – количественный состав слушателей.

В какой аудитории  легче выступать – малочисленной  или многочисленной? Каждая аудитория имеет свои особенности и поэтому приемы, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории будут различными.

Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи.

Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор хорошо должен знать вопрос речи, т.к. вряд ли удобно читать с «листа»  перед небольшим количеством  слушателей.

Для аудитории характерно чувство общности, проявляющееся в эмоциональном настрое. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Это происходит под действием различных психологических механизмов:

- одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих;

- другие осознанно  воспроизводят образцы поведения  рядом сидящих;

- на третьих оказывает  влияние мнение и поведение  большинства.

В результате действия этих механизмов в аудитории создается  общий настрой, который существенно влияет на установление контакта.

Поэтому оратору нужно  учиться управлять настроением  аудитории, уметь, если надо, изменить его.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей.

Слушатели предъявляют оратору следующие требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Важно, чтобы они почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели его спокойствие, услышали твердость и решительность в голосе.

Но оратор – такой  же человек, как и все. Он может  быть нездоров, у него могут быть неприятности. Но аудитории до этого  дела нет. Значит он должен уметь скрыть свое настроение. А. С. Макаренко учил педагогов –воспитателей:

«Настроение у вас  может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет. Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными.»

Рекомендации А.С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели  – это одновременно и зрители. И в первую очередь в ораторе  их зрительное внимание привлекает:

1) внешний вид оратора.  Поэтому одежда должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной;

2) поведение оратора  во время речи. Лишние, механические  движения выступающего отвлекают  внимание слушателей, становятся  предметом обсуждения аудитории;

3) поза лектора. Иные ораторы ложатся на трибуну, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте.

4) направление взгляда.  Слушателям далеко не безразлично,  куда смотрит лектор (смотрит  куда угодно, только не на слушателей; еще хуже – смотрит в аудиторию как в пустое пространство, отсутствующим взглядом. Взаимопонимания не будет!). Но совсем не нужно все время смотреть на всех и каждого. Нужно во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, это создаст впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

 

3. Навыки, необходимые для установления контакта с аудиторией

 

1. Навык самообладания  перед аудиторией.

Способность оторваться от текста, замечать то, что происходит в зале, преодолеть волнение до или  во время выступления.

2. Навык распределения  внимания.

Одновременный контроль за ходом изложения своих мыслей, правильным произношением, реакцией слушателей, своим поведением, регламентом и  т. д.

3. Навык оценки психического  состояния аудитории (по каким  признакам вы судите об отношении к вашей речи).

Знание признаков, их учет: заинтересованные лица, поза внимания, одобрительные реплики, рабочий  шум и т.д.

4. Навык изучения аудитории  (по каким признакам вы оцениваете  аудиторию, что вы хотите знать  о ней?).

Знание признаков оценки аудитории: пол, возраст, образование, жизненный опыт, профессиональные интересы, количество слушателей, мотив действия, характер формальных и неформальных отношений.

5. Навык свободного  изложения материала.

Выступление с опорой на текст, без текста, импровизация, дополнение к заранее подготовленному тексту во время выступления, корректировка выступления с учетом речей предыдущих ораторов.


 

Вывод: установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Ораторская практика настолько разнообразна, что невозможно все предусмотреть заранее и  дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к  подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал  свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные  риторические умения и навыки.

 

 

Тема 8. Культура ведения спора

 

План.

1. Характеристика основных  понятий. 

2. Классификация споров.

3. Основные требования  культуры спора.

4. Основные формально-логические  законы (тождества, противоречия, исключенного  третьего, достаточного основания).

 

Литература

1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С. 164-166.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2001. – С. 325-341, 356-399.

3. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С. 118-130.

4. Риторика или ораторское  искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель  И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 260-284.

5. Чибісова Н. Г., Тарасова О. І. Риторика: Навч. посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – С. 82-98.

 

Вопросы для  самоконтроля.

1. Дайте определение  понятий «полемическое мастерство»,  «спор», «дискуссия», «полемика», «дебаты», «прения»?.

2. Какие классификации  споров вы знаете?

3. Что такое «ирония  Сократа»? Охарактеризуйте сократовский  метод ведения диалога.

4. Назовите основные  формально-логические законы. Как  проявляется действие этих законов  в речи?

5. Охарактеризуйте доказательство  как логическую операцию.

 

1. Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции оппонентов, разрабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина».

Спор - это публичное обсуждение проблем, которые интересуют участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже и детальнее разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение разных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Информация о работе Курс лекций по "Риторики"