Курс лекций по "Риторики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Риторика"

Работа содержит 1 файл

Риторика конспект лекций рус.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

2) рабочий план составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить последовательность их изложения.

В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан подробный план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, наоборот, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, т.к. они менее существенны для раскрытия данной темы. Рабочий план может иметь несколько вариантов, т.к. в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется.

Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами могут быть не только законченные предложения, а также словосочетания и отдельные слова.

3) основной план - в нем называются вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы или во введении при раскрытии цели речи.

План речи оглашается не всегда. Чаще всего он сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях, когда слушатели ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала.

В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение  плана неуместно.

По структуре планы  бывают:

- простыми – состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения;

- сложными – в них выделяют вступление, главную часть (разделенную на пункты и подпункты) и заключение.

2. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная: вступление, основная часть, заключение.

 Каждая из частей имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения.

К числу общих правил построения выступления принадлежит правило «золотого сечения». Его формулировка звучит так: вступление и заключение речи (ее композиционное обрамление) по объему суммарно не должны превышать одну треть всего высказывания. Причем данное правило устанавливает верхнюю черту, критический рубеж продолжительности вступления и заключения. Если оратор способен организовать внимание слушателей и подвести итоги выступления за более короткое время, нежели треть выступления, его следует за это только поощрить.

Еще одной фундаментальной  закономерностью построения речи является «фактор края» («эффект границы»). Его сущность касается психологии восприятия и памяти в целом и сводится к следующему: начало и конец любой последовательности запоминается ярче, чем ее середина. В литературе по общей психологии эта закономерность носит имя немецкого ученого ХІХ в. Г. Эббингауза (упоминается как «закон Эббингауза»).

 В ораторской речи это значит, что подготовка композиционного обрамления (вступления и заключения) требует особого внимания и тщательности.

Вступление. Задачи:

1) привлечь внимание слушателей, пробудить интерес;

2) завоевать доверие, установить контакт, взаимопонимание;

3) подготовить слушателей к восприятию основной части;

4) обосновать постановку вопроса.

Основное условие –  максимальная лаконичность.

Приемы  начала речи:

- приветствие и обращение;

- объявление темы;

- объявление и объяснение «рекламного», заинтересовывающего названия речи;

- прямое подчеркивание значения  темы;

- объяснение причин заинтересованности  оратора темой;

- раскрытие сущности центрального  понятия темы;

- выдвижение ключевого тезиса, постановка цели выступления (формулирование главной мысли, которую хочет провести выступающий);

- ознакомление слушателей с  планом речи;

- сжатое, выборочное освещение  истории возникновения и изучения  проблемы;

- постановка вопроса или серии  вопросов, которые являются импульсом для активной внутренней реакции (клише занимательного начала «Знаете ли вы, что…?»);

- яркий, особо показательный  пример (примеры);

- сюжетное начало (житейская история,  басня, притча, легенда и т.  д.);

- юмористическое, сатирическое или ироническое замечание, уместный анекдот;

- апелляция к месту и времени  произнесения, составу аудитории;

- цитата, но отнюдь  не каждая, а лишь особенно  оригинальная по смыслу и чеканная  по форме (в особенности поэтическая  или крылатое изречение);

- обыгрывание пословицы,  поговорки;

- демонстрация наглядности,  привлекающей непроизвольное внимание  и т. п.

Каждая тема требует  своего начала, особого. Необходимо учитывать состав аудитории, степень её подготовленности.

Заключение.  Задачи: 

1) напомнить главное, подвести итог сказанному;

2) усилить впечатление  от речи;

3) подчеркнуть значение  сказанного;

4) поставить перед  слушателями конкретные задачи;

5) призвать к непосредственным  действиям. 

Нельзя заканчивать многократными извинениями за то, что не получилось, что, вероятно, не сообщили ничего нового, что слушатели зря потратили время;

Помня о «законе края» рекомендуется  в заключении повторить основную мысль, ради которой произносилась  речь, суммировать наиболее важные положения.

Приемы заключительной части речи:

- напоминание главного;

- формулирование выводов;

- очерчивание перспектив развития  или изучения предмета речи;

- призыв, совет, предостережение,  пожелание;

- формулирование практических  рекомендаций для последующих  действий;

- выражение благодарности за внимание и доброжелательность;

- прощание со слушателями.

Выигрышными приемами завершения речи являются: вопросы для дальнейших раздумий; особенно впечатляющие, убедительные примеры и образы; сюжетные и юмористические вставки; цитаты, пословицы и поговорки; привлечение наглядности.

Разновидности вступлений и заключений.

1. Прямое вступление – такое начало речи, при котором говорящий практически сразу же знакомит слушателей с темой и приступает к ее логическому раскрытию.

2. Косвенное вступление (искусственное, опосредованное) – это такое начало речи, в котором оратор тоньше и глубже, исподволь подготавливает аудиторию к восприятию темы.

3. Неожиданное вступление – резко экспрессивное, «взрывное» начало речи, которое может быть связано с какой-либо чрезвычайной ситуацией.

Аналогично прямое заключение непосредственно вытекает из остальных положений выступления, а косвенное – обладает меньшей зависимостью, определенным эффектом новизны по отношению к основной части выступления и призвано закрепить эмоционально заинтересованное отношение слушателей к предмету разговора.

Главная часть – наиболее ответственная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал.

Задачи:

1) последовательно разъяснить выдвинутые положения;

2) доказать их правильность;

3) подвести слушателей к необходимым выводам. 

В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи – принцип экономии.

Структура выступления зависит от метода преподнесения материала, избранного оратором. Активно используются следующие методы.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям  и выводам. Нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широко распространен в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателями. Способствует лучшему пониманию, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и глубокому его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев одну проблему, оратор уже больше к ней не возвращается.

Исторический  метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных  методов изложения материала  в одном и том же выступлении  позволяет сделать структуру основной части речи более оригинальной, нестандартной.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и  повлиять на неё, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических (обращены к разуму) и психологических (обращены к чувствам) доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Но как бы ни интересна  была лекция, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. К ораторским приемам поддержания  внимания у слушателей относятся: прямое требование внимания, обращение к  слушателям с неожиданным вопросом, пауза, тайна занимательности, вопросно-ответный метод и др. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения, элементы юмора.

К недостаткам композиции следует отнести:

- нарушение логической последовательности в изложении материала;

- перегрузка текста  теоретическими расуждениями, отсутствие  доказательности основных положений;

- обилие затронутых  вопросов и проблем (рекомендуется  не более 3-4 вопросов);

- шаблонное, трафаретное построение речи и др.

 

Следует помнить, что  интересные захватывающие речи –  это прежде всего результат тщательно  продуманного плана, удачного построения речи.

Когда одного лоцмана  спросили, как он может помнить  на протяжении длительного пути все  изгибы берегов, все мели и рифы, то он ответил: „Мне нет дела до них, я иду по фарватеру.”

Так и для оратора  план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи. 

 

 

Тема 5. Культура речи.

 

План

1. Литературный язык  – основа культуры речи. Понятие речевой нормы.

2. Основные качества  речи.

3. Стили речи и типы  речевой культуры.

 

Литература

1. Вандишев В. М. Риторика: екскурс в історію вчень і понять: Навч. посібник. – К.: Кондор, 2003. – С.172-188.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2001. – С. 174-226.

3. Мацько Л. І., Мацько О. М. Риторика: Навч. посібник. – К.: Вища школа, 2003. – С.133-171.

4. Риторика или ораторское  искусство: Учеб. пособие / Автор-составитель  И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 50-81.

5. Чибісова Н. Г., Тарасова  О. І. Риторика: Навч. посібник. –  К.: Центр навчальної літератури, 2003. – С.26-57.

 

Вопросы для  самоконтроля

1. Что такое „литературный язык”? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает? Основные признаки литературного языка.

2. Основные отличия  устной и письменной речи.

3. Дайте определение  понятия „норма литературного  языка”. Охарактеризуйте варианты  норм литературного языка.

4. Перечислите основные  качества речи.

5. Что вы понимаете под содержательностью речи?

6. Что означает „точность”  речи? Какие речевые средства  делают речь непонятной?

7. В чем состоит  богатство речи?

8. Назовите основные  средства речевой выразительности.

9. Приведите примеры  использования средств речевой выразительности.

10. Стили современного  русского языка.

 

1. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Информация о работе Курс лекций по "Риторики"